Menu
Мнение, Технологии

Big Data на российском рынке: тенденции и перспективы

Роман Баранов – руководитель направления бизнес-аналитики и хранилищ данных  компании «Крок»

Концепция Big Data, которая в последние годы входила в «горячий» топ технологий анализа, постепенно выходит из моды. ИТ-специалисты уже не ждут революционных изменений в этой области – будут только уточнения подходов и возможностей реализации тех или иных задач, но набор необходимых для работы продуктов уже определился. Теряет ли Big Data актуальность? Конечно же, нет. Это по-прежнему один из ключевых трендов на рынке аналитики.

На первом этапе «хайп-цикла» Big Data воспринималась как экзотика. Новая концепция на базе open source-технологий была в новинку российскому бизнесу, который привык к коробочным решениям известных зарубежных разработчиков. Слова «Big Data» помогали ускорить одобрение проекта бизнесом практически вдвое, даже если само решение относилось к «большим данным» весьма условно. Новые продукты было непросто интегрировать и эксплуатировать; сегодня эти проблемы решаются с применением всевозможных коннекторов, визуальных инструментов, предназначенных для эксплуатации и работы с массивами данных. Появление российских дистрибутивов Hadoop и продуктов для работы с ними делает рынок понятнее, становятся прозрачнее процессы закупок, поддержки и обучения. Все это в конечном счете нивелирует прежний разрыв между технологиями Big Data и российской ИТ-действительностью.

Сегодня Big Data представляет собой отличный вариант для ситуаций, когда традиционные решения оказываются слишком дорогими или сложными в эксплуатации. Из последних примеров я могу вспомнить недавние события на коллекторском рынке, который сильно изменился 1 января 2017 года. Вступил в силу новый закон, сильно ограничивший возможности для коммуникации с должником. Один крупный банк обратился к нам, чтобы мы помогли обеспечить контроль в этой сфере и совместить интересы заказчика с требованиями законодательства. Применение классических технологий оказалось достаточно дорогим, так как тогда пришлось бы держать внутри одного процесса огромные массивы информации, собранные со всех филиалов по всей стране. А Big Data позволила значительно удешевить решение и выполнить проект за несколько месяцев.

В ближайшем будущем помимо банковского сегмента интерес к «большим данным» будет в сфере e-commerce. Здесь эти технологии переживают второе рождение. Бизнес понимает, как зарабатывать и какие решения ему в этом помогут. Например, продажи услуг логистики, которые не могут полностью уйти в онлайн, а с Big Data становятся источником дополнительного дохода у многих компаний и особенно сервисных агрегаторов. В розничной торговле Big Data активно применяется в области WiFi-аналитики, которая позволяет, задействуя сигналы с мобильных устройств посетителей, составить репрезентативный аналитический срез: длительность визита в магазин, частота посещений, маршруты передвижения, распределение посетителей по территории, пересечение аудитории с другими объектами торгового центра, доля посетителей магазина из числа всех проходящих мимо и т.д. Просто кладезь полезной информации, которая в руках умелого маркетолога и управленца может стать действенным оружием в конкурентной борьбе.

Еще одно решение в рамках концепции Big Data, интерес к которому только разгорается, – видеоаналитика и распознавание лиц. Эта технология автоматически обнаруживает и выделяет значимую для заказчика информацию из огромного видеопотока. Что это значит для реального бизнеса? Вы можете подсчитать количество посетителей, анализировать загрузку торгового зала, мониторить очереди, предугадывать интересы покупателей, контролировать активность персонала и кассовые операции, мгновенно обнаруживать подозрительные действия, отправлять персонифицированную рекламу и т.д.

Big Data также решает ряд вопросов, касающихся безопасности. Многим из наших заказчиков теперь нет необходимости уповать на внимательность охранной службы, следящей за десятью мониторами одновременно. Система может автоматически распознавать подозрительные действия на территории предприятия или, к примеру, торгового центра или аэропорта. Сценариев здесь может быть достаточно много, все зависит от особенностей и задач бизнеса.

В сегодняшней ситуации заказчики чаще хотят понимать темпы возврата инвестиций. Технологии «больших  данных» достигли того уровня развития, когда бизнес чётко понимает их прикладное значение и может оценить положительный эффект в деньгах. Можно ждать, что дальше по этому пути пройдут Интернет вещей и блокчейн, что приблизит к народу модную нынче цифровую трансформацию.

Сохранить

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья