ENG
Аналитика, Инвестклимат, Мнение

Бизнес после пандемии: как быстрее прийти в норму

Барри О’Бирн

Барри О’Бирн

Генеральный директор HSBC по работе с юридическими лицами

Когда в марте этого года в России был объявлен карантин из-за пандемии коронавируса, мало кто мог представить, насколько значительными будут его последствия. Спустя полгода трудно переоценить масштаб этих изменений и то влияние, которое они оказали на трансформацию бизнеса многих компаний. 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Вне зависимости от того, насколько быстро закончится пандемия, ее последствия будут еще очень долго влиять на бизнес большинства компаний, поэтому предпринимателям стоит знать, как быстрее адаптироваться к работе в условиях новой реальности. Как, например, к быстрому переходу ритейлеров в онлайн-формат: совсем недавний пример — один из крупнейших российских онлайн-ритейлеров сообщил в начале этого месяца о рекордном росте оборота, который практически удвоился во втором квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и оказался выше всего оборота компании за 2018 год. Это — один из многочисленных примеров того, насколько стремительно меняются сегодня условия ведения бизнеса.

Глобальные рецессии сродни землетрясениям. Они сдвигают тектонические плиты, на которых стоит экономика, изменяя деловую среду, нанося вред бизнесу и лишая людей привычных источников дохода. Мой опыт управления одним из крупных банков в Италии во время глобального финансового кризиса позволяет мне с уверенностью сказать, что лучшего теста для проверки устойчивости бизнеса, чем рецессия, найти сложно. Кажется, сегодня компании хорошо подготовлены к подобным сложностям, в том числе потому что восстановившемуся финансовому сектору легче перенести серьезные экономические испытания.

После нескольких месяцев удаленной работы из дома многие из нас уверены, что возвращение в офис вернет нас к привычному укладу жизни. Однако мой опыт общения с клиентами оставляет мало сомнений в том, что их амбиции выходят далеко за пределы возвращения к привычному ходу вещей. Что полностью перекликается с охватившим общество желанием перемен (Guardian: 31% британцев хотят увидеть значительные изменения в управлении экономикой при выходе из кризиса, 28% выбирают умеренные изменения, и только лишь 6% людей не хотят никаких изменений). Россия не является здесь исключением: согласно данным недавнего опроса, более трети российских предпринимателей (38%) сказали, что намерены в том или ином виде сохранить режим удаленной работы, впервые введенный во время пандемии, в будущем.

Результаты нашего недавнего исследования HSBC Navigator указывают на то, что окончание пандемии ознаменует собой начало экономического обновления, которого так ждут многие. Уже сегодня компании фундаментально меняют подходы к работе в трех направлениях.

Во-первых, это сотрудничество. Осознавая ответственность перед потребителями, каждая третья компания в условиях пандемии быстро адаптировала свои продукты и услуги так, чтобы они максимально соответствовали целям борьбы с вирусом (32% компаний модифицировали свою продукцию / услуги в целях борьбы с коронавирусом). Например, российский ИТ-гигант «Яндекс», владеющий одним из крупнейших в стране такси-сервисом, во время пандемии помогал врачам бесплатно ездить на такси к пациентам, чтобы они смогли посетить больше людей с подозрением на коронавирус за одну смену. Всего компания организовала более 400 тысяч таких поездок во время карантина.

Компании выживают, объединяя усилия. Несмотря на физическое дистанцирование, четыре из пяти компаний сказали, что чувствуют себя ближе к клиентам, сотрудникам и поставщикам: за последние шесть месяцев компании стали ближе к потребителям (82%), сотрудникам (83%), стратегическим партнерам / поставщикам (80%). A девять из десяти (93%) предоставили непосредственную помощь компаниям, с которыми работают. Благодаря такому сотрудничеству и поддержке правительства большему, чем ожидалось, числу компаний удалось пережить самый тяжелый период кризиса (HSBC Global Economic Quarterly: во многих странах пока не наблюдается резкого всплеска банкротств компаний). Сотрудничество становится стратегическим приоритетом для бизнеса. Подавляющее большинство компаний нацелены на работу вместе, а не порознь: в будущем нам придется больше сотрудничать (57%), в будущем нам нужно больше опираться на собственные силы (43%).

Инновации — второй важный фактор экономических перемен. Он имеет фундаментальное значение для повышения производительности труда и роста экономики в долгосрочной перспективе: переход на новые технологии сделает компании более гибкими (50%) и продуктивными (50%). Наиболее устойчивые компании инвестируют в технологии ради инноваций, а не просто для автоматизации процессов и снижения издержек (вопрос 24: кросс-табуляция по «Достаточно гибкие для обеспечения стабильности»).

Пандемия позволила нам заглянуть в будущее с его зум-встречами, стриминговыми сервисами, быстрой и удобной доставкой и оплатой покупок, заказанных в интернете. Опрос Navigator показал, что технологии сегодня считаются жизненно важным элементом обеспечения непрерывности бизнеса, а большинство компаний переходит на онлайн-платформы: компании, показавшие наибольший уровень готовности к экономической неопределенности последних шести месяцев, также оказались теми, кто считает технологии жизненно важными для непрерывности бизнеса. 63% фирм заявили, что внесли изменения в свою операционную деятельность; 51% начали работать онлайн. Это результат изменения поведения потребителей и сигнал, что восстановление экономики будет, скорее всего, происходить благодаря диджитализации бизнеса.

Третий фактор трансформации бизнеса позволяет надеяться на ускорение перехода к низкоуглеродным технологиям. Руководители компаний почти единодушно заявляют, что будут восстанавливать бизнес на более экологичной основе — вопрос 43: «Необходимость переоценки / анализа нашей операционной деятельности позволит нам обеспечить восстановление бизнеса на более экологичной основе» (91% согласны; 35% полностью согласны). Это создает огромные перспективы для роста, в связи с чем 85% компаний отдают приоритет экологической составляющей развития бизнеса.

Итак, мы видим, что столкнувшись с самым серьезным экономическим вызовом поколения, компании берут курс на более тесное сотрудничество, внедрение инноваций и защиту окружающей среды. Первоначальная цель политиков — создать условия для восстановления экономики после пандемии — реализуется. Бизнес доказал свою жизнеспособность. Но сегодня еще никто не может дать точного ответа на вопрос, какой будет прошедшая испытание пандемией экономика в будущем.

Смещение акцентов в сторону сотрудничества открывает перспективы для расширения партнерских отношений между государством, частным бизнесом и обществом. К примеру, правительства, призывающие частный сектор оказать поддержку в восстановлении экономики на «зеленой» основе, стучатся в открытую дверь. HSBC выступил за то, чтобы средства, выделяемые на поддержку и стимулирование экономики, инвестировались в переход к низкоуглеродной модели развития с нулевыми выбросами.

В кризис банки исполняли роль канала передачи людям и компаниям выделенных им миллиардов долларов поддержки. Следующим шагом должно стать финансирование изменений в операционной деятельности компаний, необходимость которых они понимают и к которым готовятся.

Принимая решения о расширении штата и обновлении оборудования, компании стимулируют инновации и повышают уровень жизни. Однако ориентация на краткосрочные результаты способна влиять как на финансовые рынки, так и на политическое видение. А нестабильное финансовое положение может стать дополнительным ограничителем для активного инвестирования после пандемии (HSBC Global Economic Quarterly: Surveys of investment intentions have collapsed, implying less innovation and lower productivity). Поправить положение способно перспективное видение политиков.

Восстановление экономики потребует огромных объемов капитала, не ищущего мгновенной отдачи, что откроет дорогу для государственных инвестиций. Правительствам и финансовому сектору следует изучить новые способы увеличения инвестиций, включая смешанное финансирование, при котором риски будут надлежащим образом распределены между государственным и частным секторами.

Компании по всему миру ищут и находят новые пути, позволяющие выйти из кризиса окрепшими. Но они не способны добиться этого в одиночку. Экономическое обновление невозможно без эффективного сотрудничества.

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья