ENG
Добавить в избранное
Мнение, Технологии

Большие облака для малого бизнеса

Максим Лялин

Максим Лялин

Компания Linxdatacenter

Облака могут быть так же полезны для малого бизнеса, как для больших корпораций. Какие проблемы малых предприятий решает облачный подход?

Типичный вызов 

Допустим, в офисе небольшой компании начались отключения электроэнергии. Это вызывает остановку информационных систем, развернутых в локальной серверной: 1С, офисный пакет, хранилище документов и т.д. Принимается решение о переезде офиса в новую локацию. Встает вопрос: «Что делать с ИТ? Нужно ли на новом месте иметь собственную серверную?»

Если сохранять свое «железо», то, помимо вопросов с пространством и сисадмином, возникают классические проблемы: операционное обслуживание и устаревание оборудования. Необходимо покупать запасные части при поломках и проводить апгрейд, причем такие работы важно планировать заблаговременно, так как поставка оборудования на сегодняшний день занимает 6–8 недель минимум.

Меняются технологии и потребности, запускаются новые продукты и услуги, формируются новые виды цифрового взаимодействия с партнерами — все это накладывает соответствующие требования на ИТ-инфраструктуру компании.

Можно выделить основные факторы, которые влияют на переход малого бизнеса в облака.

Сложности планирования в сфере ИТ

Обычно инфраструктура малых компаний растет хаотично. По мере необходимости докупается оборудование, ПО, они интегрируются — нередко в довольно причудливой конфигурации. Со временем инфраструктура разрастается, при этом у каждой ее части собственный жизненный цикл. Поэтому сложно прогнозировать проблемы, которые могут возникнуть при эксплуатации, а значит, и затраты на их решение.

Облако избавляет от этой проблемы: все вопросы решаются на стороне провайдера. Это обеспечивает как предсказуемость технологического развития компании, так и прозрачность платежей, которые организованы по принципу ежемесячной оплаты услуги.

Важнейшая особенность облака: возможность масштабирования в обе стороны. Резко нарастить или уменьшить потребляемые ресурсы можно за один рабочий день.

Изменение подхода к ИТ после инцидентов

Самый очевидный пример — бэкапы, о которых вспоминают в момент, когда данные уже потеряны. В такой ситуации для малого и даже среднего бизнеса миграция в облако оказывается практически вынужденной мерой, а не запланированным мероприятием, базирующимся на расчетах, наглядно показывающих выгоду переезда.

Чаще всего на плановый переезд в облако компания решается, когда в штате появляется опытный специалист, знающий о преимуществах облаков из предыдущего опыта работы. Такой человек может объяснить руководителю или собственнику «на пальцах» выгоду миграции. Многие ИТ-специалисты меняют работу достаточно регулярно и стремятся внедрить на новом месте привычную и удобную для них практику, поэтому это реальный драйвер миграции.

Высокая стоимость лицензионного ПО

Далеко не все руководители российских компаний готовы платить за удобство использования лицензионных продуктов: с их точки зрения это ненужная переплата. Некоторые крупные компании грешат этим до сих пор: сисадмин держит несколько лицензионных дисков с ОС на случай проверки, а по факту пара сотен рабочих мест развернуты на «пиратках».

Переезд в облако — способ для компании избежать нарушений законодательства и получить доступ к лицензионному ПО за разумную цену. Возможность покупки дорогих лицензий на корпоративный софт является одним из преимуществ облачного провайдера. В облаке провайдер «расшаривает» лицензии клиентам, для которых в итоге аренда ПО может оказаться экономичнее, чем его покупка, установка и настройка на собственном «железе».

Уязвимость ИТ-инфраструктуры в малом бизнесе 

Обычная картина в ИТ-инфраструктуре небольших компаний — одноуровневая локальная сеть. Она опасна потенциально свободным доступом к компьютеру генерального директора или главного бухгалтера. Кто угодно в компании может просматривать размещенные там файлы, копировать их и т.д. Такая ситуация несет высокие риски для любого бизнеса. Облачный провайдер может осуществить качественное преобразование рабочих процессов: создать многоуровневые доступы к разным участкам ИТ-системы и сети компании, согласовать разным отделам права на управление данными, навести порядок в архитектуре ИТ-системы.

Незащищенность от форс-мажоров

В нашей практике были случаи, когда корпоративную серверную в подвальном помещении офиса затапливало, серверы с приложениями и данными компании буквально плавали в воде. Были случаи обрушения стен и возгорания. Все это может привести к потере ценных данных.

У провайдера облачных решений ИТ- и инженерная инфраструктура находится в защищенном по всем стандартам безопасности помещении. Любые сценарии бытовых катастроф полностью исключены. Коме того, работает резервирование: ИТ-инфраструктура дублируется на всех участках — каналы связи, серверы, СХД.

Ничего подобного нет в серверной бизнес-центра. Нередко в таких объектах работает эксклюзивный телеком-оператор, обслуживающий всех клиентов БЦ. Уровень качества услуг из-за отсутствия конкуренции у него может быть крайне низким, а риски в случае аварии на его сетях — очень высокими.

Экосистемы для бизнес-рывка

Сегодня появляется еще один убедительный аргумент «за» облако для небольших компаний — бурное развитие экосистем продуктов и сервисов в цифровом пространстве. Этим особенно активно занимаются банки и ИТ-холдинги, а также крупные площадки электронной торговли.

Для малого бизнеса возможности масштабирования операций и дальнейшего развития напрямую зависят от присутствия на подобных площадках и развития сотрудничества с участниками экосистемы. На начальном этапе это может дать взрывной рост продаж, потому что появляется новое окно лидогенерации с огромным трафиком.

Возможно, вы обращали внимание на предложения продукции и услуг небольших магазинов или кафе в приложении вашего банка. Это реализация именно такого сценария. Для его воплощения нужно, чтобы ИТ-инфраструктура небольшой компании была готова к подобной интеграции. Задача решается размещением в облаке.

Сегодня и завтра

В ходе работы с ресурсами ИТ-провайдера в облаке неизбежно возникают ситуации, требующие индивидуального подхода к выработке решения. Расширенная поддержка стоит дополнительных денег; небольшие компании редко могут позволить себе такие расходы.

Ведущие провайдеры облачных сервисов в России идут по пути максимальной автоматизации работы с малым бизнесом: клиент заходит в личный кабинет, активирует несколько настроек и запускает нужные сервисы. В ближайшее время на рынке можно будет наблюдать, как облачные провайдеры подходят к поиску компромиссного решения для малого бизнеса.

Работа, скорее всего, и дальше будет фокусироваться на автоматизации процессов. Провайдеры будут стремиться оптимизировать взаимодействие с малым бизнесом и «разгрузить» свои службы поддержки клиентов, разрабатывая инструменты, которые позволят максимально упростить управление данными в облаке.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья