В мире, Интервью, Стартапы, Технологии

Борис Пайяр: Основатели стартапов знакомятся в лагерях

Растущее распространение онлайн-обучения и растущая популярность лагерей обучения программированию стимулировали мировой рынок буткемпов. Coding Bootcamp — формат учебной программы, которая готовит будущих программистов в соответствии с требованиями работодателей. Тренинг может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, в течение которых будущие работодатели могут внимательно знакомиться с прогрессом учеников и непосредственно общаться с ними. Аналитики ожидают среднегодовой рост мирового рынка такой формы обучения программированию на 11% с 2018 по 2025 гг. Основная цель буткемпов — помочь учащимся сделать карьеру в сфере IT-технологий и программирования. Об одном из самых популярных во Франции буткемпов «Инвест-Форсайту» на EdCrunch-2019 рассказывал Борис Пайяр, президент буткемпа по программированию Le Wagon.

Борис Пайяр: Основатели стартапов знакомятся в лагеряхОтличие в подходе

— Le Wagon — не первая онлайн-платформа, обучающая программированию. Помимо уроков кодирования, что выделяющего ее среди конкурентов она дает ученикам?

— Во-первых, интересно и полезно взглянуть на все методы изучения программирования. Я полагаю, что правильно разделять онлайн-методы и обучение на местах. Школы на кампусе очень различны. Когда наши студенты начинают изучение с помощью онлайн-ресурсов, очень часто сталкиваются с одной проблемой. Если вы хотите изучить что-то онлайн, это хорошо получится или у начинающих, или у экспертов.

Но когда тем, кто на среднем уровне, нужно изучить что-то сложное, например разработку программного обеспечения, им очень трудно самостоятельно скомпоновать все доступные онлайн-ресурсы и связать их вместе, чтобы получить цельную базу и цельные навыки. Поэтому большинство студентов, которые приходят в Le Wagon, до этого начинали с самообучения, пытались изучить разработку и потратили много времени. Что предлагаем им мы? Мы основали компанию 6 лет назад и с тех пор объединили большой объем материала. Одно из основных предложений — предоставить информацию в правильной последовательности. За 6 последних лет весь материал был очень компактно сведен нами в справочник. Также есть учителя, которые помогают студентам ежедневно, когда бы у них ни возникли затруднения. Я знаю по собственному опыту, потому что изучал программирование с друзьями и прилагал много усилий сам. Мне потребовалось на это 2 года, с моим инженерным образованием и опытом. Но даже после 2 лет, думаю, я не был на том же уровне, что и выпускник Le Wagon сейчас.

Курс Le Wagon длится два месяца. Это ускоряет ваше обучение за счет предоставления вам всей правильной информации в нужном порядке, хорошей практики и преподавателей в школе, которые помогут вам, если возникнут вопросы. Есть учебные лагеря онлайн и на территории школы. А на рынке учебных лагерей по программированию в Европе мы стали первыми, открыв такой лагерь в 2013-м.

Конечно, сейчас на рынке есть множество учебных лагерей по программированию в Европе и в США, рынок перенасыщен. Думаю, всего работают около 100–150 таких учебных лагерей. И еще есть много местных игроков. Я не знаю всех, поскольку их сотни. Но знаю, что в этом разнообразии учебных лагерей по программированию, которые работают на территории школ, мы на первом месте в рейтинге по отзывам студентов. Вы можете посмотреть платформы, собирающие студенческие отзывы Switchup и Coursereport.

По сути, они представляют собой что-то вроде сайта TripAdvisor для учебных лагерей по программированию, где студенты оставляют свои отзывы после обучения. На двух платформах мы первые в рейтинге. Думаю, на одной у нас рейтинг 4,99 из 5 и больше 1000 отзывов. На второй платформе где-то 4,7, так что у нас очень хорошие рейтинги на таких платформах студенческих отзывов. На самом деле это благодаря тому, что мы инвестируем в учебный план с самого первого дня.

— «Сухая теория в прошлом — только практика» — можно ли данную фразу интерпретировать как девиз Le Wagon?

— Мы говорим, что технология — это не конечный результат, а средство. Вы не научитесь, просто следуя чему-то. Вы не изучаете HTML просто ради HTML. Вы изучаете HTML, чтобы создавать веб-сайты, которые будут использоваться пользователями. Вы изучаете Python, чтобы анализировать большие наборы данных. Выучить теорию — второстепенная задача, метод изучения должен быть больше ориентирован на практику.

— Как вы считаете, усиленный курс обучения, продавливаемый вами, помогает ученикам влиться в «движение» или может произойти профессиональное «выгорание»?

— Я думаю, это очень естественный процесс. Люди, которые приходят в Le Wagon, либо только окончили учебное заведение, либо это профессионалы, которые проработали 3–4 года, но им стало скучно и они хотят поменять род занятий. Они немного похожи на меня самого, когда я основал эту компанию. Представьте себе, что вы решили сменить сферу деятельности и обучиться кодированию. Нечасто в жизни вам приходится вернуться к изучению чего-то с группой тех, кто чрезвычайно мотивирован на обучение. Естественно, все студенты показывают хорошую динамику и очень тесно общаются друг с другом. У нас есть много студентов-предпринимателей, которые основали собственную компанию. У нас более 100 активных стартапов. Могу сказать, что 80% сооснователей этих стартапов познакомились в учебных лагерях и там же решили стать партнерами.

За период интенсивного обучения вы устанавливаете хорошие связи с другими людьми. Думаю, именно это способствует созданию крепкого сообщества после окончания учебного лагеря. Сообщество органично. Если посмотреть на города, где открываются наши лагеря, видно, что мы всегда открываем их по приглашению. Это города наших выпускников, тех, кому действительно понравился этот опыт.

Что важно для студентов?

— В Le Wagon важно чувствовать себя не учеником, а разработчиком, умеющим мыслить как предприниматель — всем ли студентам по душе такая догма?

— В обратной связи, которую мы получаем от студентов, они иногда указывают, почему выбрали нас. Мы предоставляем не только учебный лагерь по кодированию для предпринимателей. В конечном счете у нас есть много выпускников, которые устраиваются в лучшие технологические компании разработчиками программного обеспечения. Просто мы не хотим пугать людей техническими загадками. Наша миссия — сделать программирование доступным для каждого.

Мы не стремимся использовать слишком много технических терминов для объяснения материала. Иногда это может сыграть против нас, поскольку люди могут сказать: «Вероятно, это объяснение недостаточно техническое, чтобы его понять». На самом деле нам без разницы, что они говорят. Ведь люди, которых мы хотим привлечь, это те, кто хотят быть не просто техническим специалистом, но быть способными бросить вызов своей технической команде при обсуждении продукта, который они разрабатывают, иметь свои идеи. Пусть это будет собственный продукт, если они предприниматели, или продукт компании, где они трудятся в качестве разработчиков. Но не просто разработчиков, которые только выполняют приказы и пишут код. А разработчиков, которые внесут свой вклад в стратегию компании, оспорят выбор, сделанный командой, которая работает над продуктом.

И мы слышим от работодателей, что такие навыки очень важны для них. Я это знаю по собственному опыту, поскольку у нас есть 12 внутренних разработчиков. Они могут оспорить продукт, который мы хотим разработать для учителей или образовательной платформы. Поэтому очень ценно для компании иметь таких разработчиков, которые могут оспорить бизнес-стратегии и стратегии продуктов так, как это происходит в Le Wagon.

— Что для ваших учеников более привлекательно — работа в таких «монстрах», как Google (и им подобным), либо организация собственного дела?

— Наш общий посыл в том, что мы научим вас строить вещи с помощью кода, а потом вы сможете делать с этим все, что хотите. Это более широкий взгляд.

— А как вы думаете, чего студенты обычно хотят?

— Есть три варианта. Большинство студентов хотят найти работу. В основном как разработчики или веб-разработчики. Меньшая часть студентов хочет занять технические должности, например менеджера проектов. Менеджер проектов связывает менеджера по маркетингу с командой разработчиков, поэтому ему необходимо разбираться в кодировании. Если мы посмотрим на компании в США, то большинство, порядка 80%, менеджеров проектов в технических компаниях США имеют диплом по компьютерным наукам. А оставшиеся студенты либо хотят стать предпринимателями и запустить свой продукт, либо работают на фрилансе как веб-разработчики.

Почему не все школы выживают?

Как вы относитесь к тому, что некоторые студенты в дальнейшем могут организовать «новую Le Wagon» и конкурировать с вами?

— Такое уже случалось. Я думаю, все учебные лагеря по кодированию находятся в той же ситуации. Если посмотреть на такие лагеря в США, поскольку именно там находятся большинство игроков, можно увидеть, что некоторые из лагерей были основаны выпускниками других. Это классическая дилемма, когда школы кодирования открываются бывшими учениками других таких школ. Некоторые наши студенты пытались открыть школу кодирования в Париже.

Но я искренне считаю, что образование — очень долгосрочный бизнес. Вам нужно основать свой бренд, создать репутацию, чтобы работодатели нанимали ваших студентов. Это занимает много времени. Нужно сделать все это одновременно и выстроить хороший учебный план. Мы потратили на это 6 лет своей жизни. Я вижу множество маленьких учебных лагерей, которые начинают открываться, потому что легко открыть один лагерь. Вы скажете себе: «Хорошо, это всего на два месяца, мы набираем 20 студентов, я сам хороший разработчик, я знаю, как учить, я могу попробовать». Входной барьер для открытия одного класса низкий. Не каждый, но многие люди могут это сделать. Они так и делают, поэтому тут и там появляются множество новых школ кодирования. Они проводят одно, два, три занятия. Но самое сложное — расти со школой. Большинство мелких игроков видит, что это не так прибыльно, как они ожидали, что это требует слишком больших энергетических затрат или что они могут заработать больше денег, будучи фриланс-разработчиком. И большинство прекращает работу.

— Вы упомянули, что было много случаев, когда люди пытаются открыть собственные школы. А почему так? Почему вообще это настолько удобный или даже настолько привлекательный бизнес?

— Думаю, потому что имеется огромный спрос на хороших разработчиков среди действующих компаний. Многие люди также заинтересованы в такой работе, поскольку деятельность разработчика очень креативна. По сути, вы создаёте продукт своими руками, с помощью кода, конечно, не так, как художники или похожие профессии. На рынке есть интерес, поскольку всегда найдутся игроки, которые готовы нанять разработчиков, и люди, которые хотят стать разработчиками. Если говорить о проведении одного занятия, представьте, что вы фриланс-разработчик. Вы можете сказать: «Хорошо, я создам небольшой веб-сайт, а потом хочу просто набрать 10 студентов на мое первое занятие». Людям это кажется вполне осуществимым. Вам ведь не нужно основывать Google, вам нужно создать один маленький веб-сайт, набрать студентов и провести занятие.

Думаю, эта задача вполне выполнима. Но провести хорошее занятие, создать свою репутацию для работодателей — это самое сложное. Определиться с долгосрочной стратегией того, как вы будете делать это и наращивать свою репутацию.

Дальнейший путь выпускников

— BCG Digital Ventures принимает на работу учеников Le Wagon. Успех?

— Да. По поводу BCG Digital Ventures мне нужно уточнить последние данные, но, думаю, что на них только в Лондонском офисе работают разработчиками инженерного программного обеспечения 4 наших выпускника. Я полагаю, это отличный знак, когда компании нанимают не просто одного, а продолжают нанимать второго, третьего, затем четвертого нашего выпускника. Прямо сейчас мы обсуждаем с ними возможность расширения партнерства в Лондоне. Но это только BCG Digital Ventures.

Много других технологических компаний нанимают наших выпускников. Конечно, для нас это всегда хороший знак, когда компания начинает нанимать их. Хотя BCG — это консалтинг, но BCG Digital Ventures нанимает персонал как разработчиков программного обеспечения, а не на должности, связанные с консалтингом. Когда компания начинает нанимать нескольких наших разработчиков, которые обучались по нашей программе, программе Le Wagon, это хорошо, это что-то да значит.

Во Франции есть компания Doctolib, очень крупная медицинская высокотехнологичная компания. Думаю, в их технической команде из 20 человек 12 наших разработчиков. Мы видим, что наша репутация начинает привлекать работодателей, а это еще один аспект, который очень важен для школы. Вас должны знать по перспективам развития и вас должны за них уважать.

— Привлекают ли мероприятия и встречи, организуемые Le Wagon, инвестиции в саму школу — или это сугубо обоюдный «смотр» учеников и потенциальных работодателей?

— Да, мы проводим сотни мероприятий: беседы с предпринимателями, бесплатные мастер-классы по кодированию для тех, кто хочет открыть его для себя, работа с API на веб-сайтах разработчиков и другое. Есть две причины, по которым мы делаем это.

Во-первых, для наших студентов, проходящих курс обучения. Когда я был в инженерной школе, я жалел, что у нас не было мероприятий, на которые бывшие выпускники приходили бы поговорить о том, что они делали после окончания школы. Мы хотели организовать все эти мероприятия для наших студентов, чтобы связать их с местными предпринимателями или местными работодателями, которые приходят и презентуют свою работу, открытые вакансии, и прочее.

Итак, первая причина, по которой мы все это делаем для наших студентов во всех городах, это чтобы связать их с местными. Ведь образование — лишь часть того, что мы предоставляем им в учебном лагере. Это не просто техническое обучение, но также связи с людьми, которые вас вдохновляют, знакомство с вашими возможностями, с их возможностями.

А второе — для нас это всегда был наилучший способ убедить кого-то, что мы отличаемся от других. Когда кто-то, не знакомый с программированием, видит все эти учебные лагеря по кодированию, ему очень трудно принять решение. Который из них лучший, где лучшие учителя? Ведь, по сути, мы все говорим, что мы самые лучшие. И людям действительно очень непросто решить. Для нас самый честный способ убедить людей — это не быть слишком закрытыми, а просто организовывать бесплатные мероприятия, учить этих людей кодированию. Я считаю, это лучший способ, чтобы человек сказал себе: «Хорошо, для меня это подходящий метод обучения. Нравится ли мне стиль преподавателей, нравится ли мне то, как они объясняют, то, как они работают?» Это всегда хороший показатель того, каким будет учебный лагерь.

Конечно, это часть маркетинговой стратегии, и мы делали это с самого начала. Когда я основал компанию, то проводил бесплатные мастер-классы в Париже каждую неделю на протяжении 6 месяцев. Именно так я нашел первых 16 студентов для своего первого курса обучения. Это была наша стратегия с самого основания компании — делать бесплатные мастер-классы, чтобы убедить людей.

Беседовала Кристина Фирсова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «Стартапы и технологии» и «Новые инвестиции»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья