ENG
Мнение

Бумажные издания еще поборются за свое будущее

Многие эксперты (например, генеральный директор издательства «Эксмо» Олег Новиков) все чаще утверждают, что количество людей в России, регулярно читающих бумажные книги, журналы и газеты, ежегодно сокращается — от социологов иногда можно услышать, что читательская аудитория уменьшается на 2% в год. На этом фоне многие современные авторы полностью переходят на электронные версии публикаций, когда в открытый бесплатный доступ в Сети выставляются только анонсы и значимые фрагменты текста, а остальная часть адресуется читателю за определённую плату. Редакция «Инвест-Форсайта» попросила экспертов ответить на вопрос: каковы перспективы печатных и бумажных изданий в России — как периодики, так и книг. 

© g.bruev / Фотобанк Лори

Алексей Варламов, писатель, историк литературы, ректор Литературного института имени Горького, доктор филологических наук, профессор, лауреат премии им. Солженицына

— В этих вопросах я могу быть скорее пристрастным, нежели объективным, и склонен выдавать желаемое за действительное. И, исходя из этого, хочу, чтобы бумажная книга никуда не девалась, чтобы она стояла — как говорится — до последнего, удерживая всё то, что было завоевано ею на протяжении веков и тысячелетий. И я вообще, строго говоря, не очень представляю человеческую цивилизацию, как она будет выглядеть без книг — в их традиционном понимании. Не представляю детей, которые в школе будут учиться исключительно по электронным учебникам или носителям. Можно называть такую позицию ретроградной, тем не менее её придерживается достаточно большое количество людей — не только в нашей стране. И аргументы в пользу именно бумажного чтения можно найти.

Обратите внимание, насколько в последнее время у нас стала развита культура детской книги, как хорошо издательства научились их оформлять, в какой степени детское чтение всё больше сочетается с игрой. Возможно, что-то похожее в разумных пределах будет происходить с книгами, адресованными и более взрослой аудитории. Книги сейчас гораздо интереснее оформляются, чем это было в советское время. Так что издатели, отвечая на вызовы времени, находят способы доказывать преимущества бумажных форматов. И поскольку этот бизнес обладает возможностями, интересами, амбициями, читатель бумажных книг не заскучает. В любом случае, что-то постоянно будет придумываться новое, по-настоящему творческое, привлекательное. Поэтому на перспективы бумажной прессы и бумажного книгоиздания я смотрю не совсем пессимистически.

Что препятствует большему общению современного российского читателя с книгой — цены. Они высоки и для жителей крупных городов, и — в еще большей степени — для провинции. Эту проблему надо решать, устанавливать со стороны государства определенные преференции, в первую очередь — книжным магазинам. Вообще, остро на данный момент в России стоит проблема книгораспространения. Книги нуждаются в рекламе, в том числе социальной. Чего, кстати, мы, по сути, не видим. Нет на федеральных телеканалах регулярных программ по данной тематике. Да и первые лица страны могли бы, на мой взгляд, почаще на публике появляться с книгой в руках. Есть у нас ежегодный книжный фестиваль на Красной площади — отрадно, что на него приходят и президент, и председатель правительства. Но важно такие мероприятия делать не от случая к случаю, а вводить их в систему, в элемент государственной политики.

Что касается взаимосвязи писательского труда с тем конкретным техническим воплощением, в котором появляются его произведения, то ни один серьезный писатель сегодня не будет уходить из книгоиздания. Поэтому опасаться, что проза, поэзия, публицистика, критика, другие литературные жанры будут у читателя больше востребованы, если будут прочитаны им на планшете или на экране мобильного телефоны, нет оснований.

Валентин Осипов, главный редактор издательства «Молодая гвардия», первый заместитель главного редактора журнала «Знамя», директор издательства «Художественная литература»

— Точных данных по сокращению общего числа читателей, о чем с обеспокоенностью говорит директор «Эксмо», всё же нет. Поскольку предложение не может не учитывать спрос, общие объемы издательской деятельности в разных форматах таковы, что утверждать фатальный уход куда-то российского читателя, на мой взгляд, не приходится. Самим же издателям — как старым, так и молодым — вовсе не следует страшиться конкуренции со стороны безбумажного чтения. Ибо вот уже почти 150 лет идёт соревнование между театром и кино, и ничего страшного, оба игрока, как говорится, живы. И более того — неплохо себя чувствуют. Та же аналогия выстраивается между привычной литературой, отображённой на бумаге, и всевозможной цифровой словесностью, так называемой сетературой. Они могут каждая в отдельности развиваться, при этом друг друга нисколько не подавляя.

Но этот аспект — технический, не базовый, он как бы в числителе, а в знаменателе, не будем забывать, должно находиться качество чтения. Статисты сегодня любят выкладывать цифры на тему, сколько книг прочитано, какие тиражи у тех или иных издательств и отдельных авторов, не всегда подразделяя основу для вычислений на классику и чтиво. К сожалению, легче и в больших объёмах в современных, небумажных форматах усваивается именно чтиво — и в этом кроется опасность для нормального культурного развития общества. Могу дать прогноз, что «мирное», взаимопроникающее сосуществование двух видов чтения — наиболее оптимальный для заинтересованных сторон (включая и читателей, и авторов, и издателей) вариант в этой ситуации, но с обязательным условием большей заботы государственных институтов о традиционном формате общения с текстом. Причем это условие в полной мере относится не только к России, но и ко всем другим странам.

По поводу получающей всё большее распространение тактики выкладывания в интернете фрагментов текстов — считаю это нормальным рекламным ходом. Который, собственно, не возбраняется ни существующим законодательством, ни моралью.

Сергей Жаворонков, старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара

— Ситуация неоднозначная — и с книгами, и с электронными изданиями. Что касается печатных носителей, опасения относительно их дальнейшей судьбы действительно небеспочвенны. Так как тиражи повсеместно падают и многие полностью переходят на платную подписку в интернете, либо же на формат, похожий на сегодняшние «Ведомости» (где некоторое количество статей можно прочитать бесплатно, но большая часть контента — за деньги). Но данная подписка носит, в общем-то, необременительный характер для среднестатистического работающего россиянина, когда сумма платежа за услугу вырисовывается в пределах 3-4 тысяч рублей в год. В этом плане мой прогноз таков, что тенденция продолжится, хотя наиболее тиражные СМИ будут периодически выпускать печатные версии в имиджевых целях, фактически себе в убыток, поскольку здесь для них в качестве приоритета будут выступать не сиюминутные экономические выгоды, а долгосрочные соображения престижа и репутации.

Как это проявляется в обыденности? За примерами далеко ходить не надо: если вы проживаете в крупном городе — заходите в ресторан или даже в кафе не эконом-класса и спокойно можете брать на столах или на ресепшне свежие «Коммерсантъ» или «РБК». Понятно, это делается для стимулирования дополнительного внимания читателей, с одной стороны, а с другой — для потенциальных рекламодателей.

Если говорить про бумажные книги, с ними картина другая. И здесь особого предмета для беспокойства я бы не отметил. В настоящее время никакого сокращения показателей выпуска обычных книг на самом деле не существует. Наоборот: по всем данным, наблюдается рост продаж дорогих, прекрасно изданных книг при сокращении рынка так называемого литературного масс-медиа в лице Дарьи Донцовой и схожих с ней авторов. Достаточно просто проехаться в метро и сравнить, предварительно вспомнив, как много людей еще лет 10-15 назад держали в руках эти тонкие книжицы в мягких обложках из популярных серий детективов. Но причина тому даже не столько культурологическая, сколько производственно-рыночная. 2-3 года назад наблюдался всплеск продаж электронных книг в ущерб рынку бумажных, что было обусловлено экономической конъюнктурой, а именно — резкой девальвацией рубля. Книги в значительной части печатались на финской бумаге, которая с началом кризиса и санкционного противостояния резко подорожала. И тут открывается интересный ракурс: электронные книги по мере усиления кризиса стала больше покупать как раз не самая продвинутая часть общества, а публика более бедная и невзыскательная. Между тем, большинство читателей, несмотря на все известные материальные трудности, старается приобретать (как, собственно, и было раньше) бумажные книги, ценя далеко не в последнюю очередь типографский уровень исполнения, в частности, обложки. И доля покупателей, считающих, что внешний вид их книжного товара должен выглядеть презентабельно, растет.

По чисто электронным издательствам и писателям — я полагаю, подобный формат может быть применим лишь к жанрам и авторам, ориентированным исключительно на злобу дня. В основном это относится к политическим сайтам. То есть нет смысла тратиться на бумагу, глянцевые обложки и переплеты, если это устареет даже не через два года, а через одну неделю.

В отношении прогнозов прибыльности изданий, ныне активно прибегающих к методу выборочной бесплатной публикации в Сети своих материалов с установкой на дальнейшую платную подписку, выверенность этой прибыли пока не просматривается. Иначе говоря, речь должна идти об очень качественном, пользующимся устойчивым спросом в своей читательской аудитории СМИ (как, например, журнал «Сноб»), которое системно работает на привлечение известных авторов и — если брать шире — выдающих личностей. Согласитесь, подобных изданий на отечественном рынке прессы наберется совсем немного.

Автор: Алексей Голяков

Сохранить

Сохранить

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья