ENG
Инвестклимат, Мнение

Будущее ивент-рынка

Юлия Жоля

Юлия Жоля

Исполнительный директор Национальной ассоциации организаторов мероприятий

Спасение утопающих — дело самих утопающих. Данная фраза как никогда точно описывает происходящее за последние месяцы на рынке организации событий и, самое главное, то, как мы будем выходить из кризиса. Больно наблюдать, как существенная в социальном плане отрасль, которая по уровню своих проектов находится на мировом уровне, осталась наедине сама с собой. До нее нет дела государству, а корпоративные заказчики стараются не замечать существующих проблем.

В ивент-индустрии занято в России, по приблизительным оценкам, около 500 тысяч человек. Еще миллионы связаны с ней косвенно. Эти люди работают в логистике, гостиничном бизнесе и других сферах, которые во многом существуют благодаря разного рода событиям: от городских фестивалей до корпоративных спортивных соревнований.

Уже с февраля начали поголовно отменяться или переноситься на неопределенный срок все мероприятия, запланированные к проведению весной и летом. Речь идет не только о недополученной прибыли, но и о прямых расходах, которые компании уже понесли на организацию мероприятий.

На рынке распространена система постоплат, когда за проведенное мероприятие организаторы получают деньги спустя 2–3 месяца после завершения события. Со стороны выглядит довольно странно: малый бизнес (ивент-агентства) за свой счет кредитует крупные корпорации и даже государство. Агентств, которым на данный момент удалось полностью возместить понесенные расходы, — единицы. В большинстве случаев расходы были возмещены лишь частично, либо процесс находится на стадии переговоров.

В этих условиях, когда нет никаких доходов, когда возврат затраченных средств остается открытым вопросом для обсуждения с заказчиками, компании платят зарплату своим сотрудникам и отправляют их на месячные «каникулы» за свой счет.

Внутри Национальной ассоциации организаторов мероприятий мы проводили опрос. В марте всем хватало еще «подушки безопасности», и сокращений не было. В апреле компании либо сократили персонал, либо урезали зарплаты на 20–50%.

Персонал — это основная статья расходов в ивент-компаниях. Поэтому существующие меры поддержки со стороны государства, вроде переноса оплаты налогов, фактически не оказывают никакого влияния на рынок, несмотря на то что в перечень поддерживаемых ОКВЭД попали организаторы конференций и выставок.

Сейчас самое время посмотреть со стороны на наш рынок, на сложившиеся практики на нем, и насколько они способствуют развитию индустрии.

Этот разговор о правилах рынка — не переговорная позиция и не «топание ножкой», а жизненная необходимость. Всем игрокам рынка, как заказчикам, так и агентствам, необходимо принять консолидированные подходы в ценообразовании на ивент-услуги. Необходимо отказаться от практики постоплат и переходить на более гибкие схемы. Например, аванс и поэтапная реализация с выплатами остатка суммы за каждый этап.

На прошлой неделе руководители трех маркетинговых ассоциаций, объединяющие значительную часть рынка — Национальной ассоциации организаторов мероприятий, Российской ассоциации маркетинговых услуг и Russian event marketing association — выступили с консолидированным письмом к клиентам с предложением пересмотреть существующие правила рынка.

В противном случае можно будет говорить о закрытии большинства существующих компаний, о массовых сокращениях. Если ситуация будет продолжаться в том же ключе, то в ближайший месяц-два сокращения коснутся, по нашим оценкам, до 70% сотрудников компаний.

Такой бизнес, такое вот обнуление.

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья