ENG
Добавить в избранное
Прогнозы

Будущее СМИ: Все умрут, а мы останемся

На круглом столе «Будущее СМИ: выживание медиа в цифровую эпоху», организованного деловым изданием «Инвест-Форсайт» совместно с Ассоциацией футурологов РФ в рамках проекта «Клуб проектирования будущего», профессионалы отрасли обсудили, какие перемены произошли за последнее время в масс-медиа, что можно предпринять для привлечения рекламных бюджетов, как удержать свою аудитории и чем привлечь новых читателей.

Будущее СМИ: все умрут, а мы останемся

Ситуация в масс-медиа складывается неблагоприятная, особенно тяжело выживать печатным СМИ: по данным Роскомнадзора, в период с 2014 по 2018 год количество зарегистрированных печатных СМИ сократилось почти на 21%, с рынка ушло более 13 тысяч газет и журналов. Тенденция сохранилась и в этом году: количество газет и журналов уменьшилось с 45 554 до 41 038. Закрываются нишевые издания, на плаву держится в основном массовый сегмент и федеральные СМИ. Этой осенью даже Владимир Путин озаботился судьбой бумажных изданий и дал правительству РФ ряд поручений: должны быть стабилизированы цены на бумагу, предоставлены льготы на списание нереализованных тиражей, организована дополнительная сеть киосков для продажи прессы. На поддержку региональных СМИ направлено более 465 млн рублей, федеральным изданиям выделено 90 млн. Благодаря субсидиям такие полезные журналы, как «Мурзилка» и «Наука и жизнь», не закроются. А что делать тем, кому государство поддержки не оказало? Тиражи печатных СМИ выглядят смешными на фоне миллионов подписчиков у раскрученных блогов, газеты и журналы закрываются, престиж профессии журналиста падает, как падают и зарплаты штатных корреспондентов, обозревателей, редакторов. Снижается количество рекламы, посещаемость и у многих онлайн-изданий. В общем, участникам круглого стола было что обсудить.

«Судьба публикации сегодня оторвана от судьбы бренда. Престиж, вес СМИ, на который раньше опирались пиарщики и рекламщики при выборе того или иного издания, сегодня может вообще ничего не говорить о читаемости, кликабельности материала. У статьи с заголовком “Дочь пишет мне письма с того света”, опубликованной на каком-нибудь невнятном сайте, может быть в тысячи раз больше просмотров, чем у крутого аналитического материала в серьезном авторитетном издании. Получается, что трафик обеспечивает заголовок, который вовсе не обязательно отражает содержание статьи. А успешный блогер на рынке весит порой больше всей редакции журнала с ее корректорами, верстальщиками и корреспондентами. Сегодня вполне можно представить себе СМИ, у которого нет своего лица, раскрученного бренда, авторитета, но зато есть очень удачные популярные публикации. Как сохранить свое место в стремительно меняющемся информационном пространстве?» — открыл дискуссию шеф-редактор «Инвест-Форсайта» Константин Фрумкин.

Мария Лапук, сооснователь Vinci Agency, обеспокоена тем, что переизбыток информации (не так давно доменов насчитывалось чуть больше 200, а сегодня их уже 5700!) не добавляет доверия масс-медиа.

«Какой контент мы производим? До недавнего времени это был основной вопрос. Качественный контент обеспечивал СМИ аудиторию. Сегодня мы не можем мыслить в той же парадигме. Важна не столько информативность, сколько эмоциональность и интенсивность подачи контента. Доверие к “друзьям” по соцсетям сегодня гораздо выше, чем к корреспондентам газет, посты в Facebook читаются намного охотнее вдумчивых лонгридов на сайтах», говорит Мария.

Что делать? Мария Лапук видит выход в том, чтобы создавать собственные СМИ нового формата, например, это могут быть каналы в Telegram. Ольга Павликова, основатель агентства Trend Fox, с Марией согласна.

«За последние 5 лет рынок СМИ сократился до 20% от текущего объема. Молодежь получает новости не из газет и журналов, а из Telegram-каналов или от друзей в соцсетях. Людям в небольших городах с населением меньше 500 тысяч человек гораздо интереснее местные, чем федеральные новости. Поэтому должно появиться больше нишевых ресурсов, пусть и не масштабных, но таких, которые позволили бы информации, рекламе, пиару очень точно попадать в свою аудиторию. А большинство новостей (до 70 –80%) вполне может генерировать искусственный интеллект», — рассуждает Ольга.

Ян Арт, главный редактор finversia.ru, с коллегами не согласен и считает, что никаких глобальных перемен в СМИ не наблюдается, а идея о том, что медиа вступили в период инноваций, напоминает «мысли блохи, которая всю жизнь сидела в болоте и вдруг выпрыгнула на кочку и прозрела: как все переменилось; а кочке сто лет в обед, впрочем, как и блохе».

«Пусть будет 100 тысяч Telegram-каналов, пусть их делают мальчики и девочки с глубокой убежденностью в том, что это самый современный формат и он убьет традиционные СМИ. Уверен, что эти мальчики и девочки повзрослеют, постареют и умрут, а СМИ останутся. Я не вижу в Telegram-каналах никакой угрозы для СМИ. Да и кризиса СМИ не вижу. Для меня рассуждения о том, что скоро останется один Telegram, напоминают рассуждения героя фильма “Москва слезам не верит” о том, что скоро ничего не будет, ни кино, ни театров, одно сплошное телевидение», заявляет Ян Арт.

По словам главного редактора, finversia.ru вполне успешен и финансовых затруднений не испытывает, наоборот, сайт предлагает рекламодателям востребованные решения, которые щедро оплачиваются.

Алексей Бережной, шеф-редактор журнала «Системный Администратор», и Анастасия Саломеева, шеф-редактор журнала «БОСС», считают, что современные СМИ должны быть мультиканальными: печатному изданию в поддержку необходимы сайт, соцсети, видеохостинги. Марк Шерман, управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency, эту точку зрения поддерживает — публикации в ведущих газетах и журналах заказчикам уже, как правило, мало, они хотят также видеть посты в интересных блогах, привлекать аудиторию в Telegram.

«Даже корпоративные СМИ сейчас ориентируются на кроссмедийный контент. И, кстати, серьезного кризиса в сфере корпоративных медиа, похоже, не наблюдается. Внутренние коммуникации, имидж работодателя все так же важны для компаний», утверждает Никита Титов, партнер издательства 1.618 custom publishing.

В общем, дискуссия получилась оживленной, но, возможно, не совсем искренней (коллеги больше говорили о своих удачах, чем о сложностях и проблемах), как бы под девизом «все умрут, а мы останемся». Если у всех присутствующих дела идут неплохо и есть столько креативных находок и оригинальных решений, то почему вокруг столько безработных журналистов, редакторам предлагают стать мультиредакторами (заодно с редактурой вести соцсети, обрабатывать фотографии, записывать подкасты) без прибавки к зарплате, издания продолжают закрываться одно за другим (этой осенью только в одном издательском доме Burda остановлен выпуск журналов «АвтоМир», «Лиза. Мой ребенок», Quattroruote, «Мой прекрасный сад», «Мой уютный дом»)?

Автор: Наталья Сысоева

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья