Нина Мышанская — коммерческий директор АО «ХИЗ»
Фактически каждая вторая игрушка, появляющаяся на рынке детских товаров, заявляется как умная. При прочих равных выбора родители отдают предпочтение товару, синтезирующему развлекательные функции с максимальной пользой для развития ребенком тех или иных навыков. Обучающие куклы, говорящие мягкие игрушки, конструкторы с роботизированными деталями — ХХI век вверг индустрию игрушек в пучину технологий.
Российский рынок игрушек в настоящее время сегментирован таким образом: лидерские позиции с 40% держат куклы и мягкие игрушки, долю в 22% завоевали конструкторы, еще 20% — на счету видеоигр, 10% — у настольных игр и пазлов. Технические игрушки пока что предпочитают лишь 8% родителей, но здесь наблюдается стабильный рост.
С одной стороны, взрослые ностальгируют по миру простых игр родом из собственного детства и опасаются гаджетов в руках своих детей. С другой стороны, каждый родитель вовлечен в технологический процесс и участвует в нем практически во всех сферах жизни. Парадокс в том, что здесь нет противоречия: самые обыкновенные деревянные кубики или любимый плюшевый медведь попадают в категорию «умных» игрушек наравне с радиоуправляемыми моделями или набором юного химика по одной очевидной причине. Как свидетельствуют психологи, для детей дошкольного и раннего возраста ведущей развивающей деятельностью является игра. Игрушка, запускающая полет воображения, будь она самая простая или, наоборот, отвечающая последнему слову техники, даст толчок развитию в нужном векторе.
Производители «умных» игрушек в своих инновационных решениях работают с теми свойствами продукта, которые снимают ограничения в работе детского воображения. В этом смысле очень показательна история появления на свет российского конструктора «Фанкластик». Его изобретатель Дмитрий Соколов в детстве играл с железным конструктором из незамысловатых деталей, соединяемых шурупами и гайками, и этот конструктор ему очень нравился, за исключением одного «но» — с ним не получалось придумывать трехмерные модели. В его собственном изобретении также используются простые детали, но каждая из них может соединяться в любой плоскости как минимум тремя способами, что фактически означает безграничные возможности для моделирования.
Эта тенденция к развитию в детях креативного мышления прослеживается в сегменте детских товаров по всему миру. Игрушки (в частности конструкторы), которые и без инновационной составляющей показывают завидную стабильность в своей доле рынка, пользуются преимуществом технологий и превращаются в захватывающие проекты. Так, российские разработчики создают обучающие живые раскраски Magic Book, придумывают столы для песочной анимации «Барханы» или столы-аквариумы, когда дети по водной глади рисуют красками, которые не растворяются в воде.
Все российские игрушки проходят две стадии взаимоотношения с потребителем. Новинки российских производителей сначала сталкиваются с настороженностью покупателя, а затем — с интересом. Отечественный потребитель по умолчанию не доверяет местному продукту, но охотно откликается на инновационную составляющую товара и экологичность его производства.
Пробиться к зарубежному потребителю российским производителям «умных» игрушек еще сложнее. Какая бы прекрасная и революционная инновация ни вкладывалась в продукт, в первую очередь ее создателям предстоит осилить ценники отечественных транспортных компаний, осуществляющих доставку российского импорта заграницу. Стоимость услуг перевозчиков неоправданно высока, сильно повышает стоимость товара «на выезде» и в большинстве случаев неподъемна для дебютантов рынка. Тем более что с той стороны границы отечественный продукт поджидают уже раскрученные бренды, давно обжившие мировое пространство. Сразиться с лидерами зарубежного рынка возможно только конкурентной ценой и уникальным предложением.