Полтора миллиона иностранных болельщиков ждут на матчах грядущего Чемпионата мира по футболу в России. Зрителей и игроков будут принимать 12 стадионов в 11 городах. Чтобы не ударить в грязь лицом и сделать чемпионат настоящим спортивным праздником, организаторы привлекли на службу «умные» технологии. К внедрению передовых IT-систем подтолкнули в первую очередь жесткие требования FiFa. Так на всех спортивных аренах появились элементы Smart stadium. Пока только элементы: решения дорогие, и окупать их после ЧМ будет сложно. Хотя в международной практике это работающие бизнес-инструменты, которые существенно увеличивают прибыль организаторов мероприятий на спортивных аренах.
Виртуальные возможности маркетологов
«Чемпионат мира по футболу-2018, конечно, служит толчком к применению инновационных ИТ-решений на аренах. Но все-таки главной движущей силой здесь выступают инвесторы. Они заинтересованы не только в создании дополнительного комфорта пребывания зрителей на объекте, но и в получении дополнительного дохода от IT, — говорит менеджер по развитию бизнеса компании «Крок» Алексей Чувилин. — Только представьте: ежемесячно спортивный стадион посещают от 40 до 80 тыс. человек. Это огромная аудитория и колоссальный массив данных (например, из тех же соцсетей), с которыми маркетологам можно работать».
По мнению Алексея Чувилина, решения, составляющие Smart-Stadium, повышают качество предоставляемых болельщикам сервисов на спортивных аренах. Службе маркетинга футбольного клуба IT-инструменты помогают собирать данные о посетителях (пол, возраст, сфера интересов и пр.) для формирования персонализированного канала коммуникации с ними, а владельцам клуба — привлекать рекламодателей. Так, например, таргетированный контент на цифровых экранах и в мобильных приложениях повышает лояльность посетителей на 98%, а технологии Digital Signage (централизованное управление контентом на сети мультимедийных экранов) в связке с видеоаналитикой помогают повысить продажи на 30%.
Интересные бизнес-возможности дает использование высокоскоростного Wi-Fi. На умном стадионе CONSOL Energy Center — «родине» для хоккейной команды PittsburghPenguins — предоставление доступа к интернету болельщикам и их геотаргетирование позволило в три раза увеличить число рекламодателей и в четыре раза повысить рекламные и спонсорские доходы. Этому способствовало то, что WiFi-пространство стадиона разделено на сектора. Для посетителей VIP-ложи транслируется один контент, для болельщиков, спустившихся на фудкорт — другой.
200 литров мыла на один футбольный матч
Мобильное приложение — еще один необходимый атрибут коммерчески успешного стадиона. Через мобильное приложение Levi’s Stadium в Калифорнии предлагаются различные услуги — доплатить за место поближе к полю, заказать еду еще из дома и получить ее на входе на стадион, или попросить принести любимые хот-доги прямо на место. Также можно просмотреть самые интересные моменты матча, в том числе «глазами игроков». Стадион напичкан специальными датчиками, которые упрощают навигацию, но могут быть с успехом использованы и для персонального маркетинга — для 70 тысяч человек.
Через мобильное приложение организована продажа атрибутики и сувениров, оно прокладывает дорогу до места с учетом предпочтений зрителя и ситуации с заторами на его пути на стадионе SAP Arena в Мангейме. Тот рассчитан на 75 000 зрителей, чтобы каждому из них было комфортно, аналитическая система собирает данные о дорожной ситуации, погодных условиях, наличии свободных мест на стадионе и парковке, билетов, а также питания. Из ситуационного центра можно в буквальном смысле «разруливать» автомобильные пробки на подъездах к арене с помощью мобильного приложения, которое предлагает самый удобный маршрут. Примечательно, что огромной IT-инфраструктурой на SAP Arena управляют всего два человека.
Автоматизированные решения и облачные технологии позволяют оптимизировать операционные расходы. Так, на одном из стадионов чемпионата мира по футболу в Бразилии санузлы были оборудованы турникетом, с помощью которого велась статистика по тому, сколько человек во время матчей ими воспользовалось. Дозаторы для мыла были подключены к интернету. Решение SAP обрабатывало эти данные, на основе которых можно было отслеживать количество оставшегося мыла. Также считывалась информация с турникетов, и в определенные часы подавался сигнал персоналу для уборки. Во время одного матча, который посетили 50 тыс. зрителей, было израсходовано 100 тыс. полотенец и 200 л мыла.
По словам управляющего директора Европейской ассоциации управления стадионами LaLiga Оскара Перес-Кордова Давила, правильное операционное управление спортивной ареной может приносить собственникам серьезные дивиденды. Сегодня стадион должен работать каждый день, а не только по выходным. Давила уверен, что арена должна быть полностью интегрирована в инфраструктуру города и приносить пользу для его горожан 24 часа в сутки. Эксперт подчеркивает, что благодаря IoT и аналитике менеджмент сегодня получает новые возможности.
Обратный рекорд
В России на новых стадионах «поумнели» системы безопасности, медийные центры, на объектах появился Wi-Fi высокой плотности, внедрено геопозиционирование и энергосберегающие технологии; созданы мобильные приложения футбольных клубов и самих арен. Однако уже сейчас можно сказать: элементы этой концепции реализованы не до конца — не на всех объектах предусмотрен Wi-Fi, где-то аудиовизуальные комплексы с Digital Signage внедрены не в полном объеме, не продумана система взаимодействия с болельщиками.
С главным стадионом ЧМ — «Лужниками» — вышел конфуз. Накануне первого на обновленном стадионе матча градоначальник Сергей Собянин обещал поставить мировой рекорд по скорости — он говорил, что 80 тысяч болельщиков смогут покинуть объект за 7 минут. На практике выход зрителей с трибун занял около двух часов, что спровоцировало волну критики в соцсетях и СМИ. Ответственные лица объясняли сбой спецификой стадиона, ремонтом станции метро «Спортивная» и обещали увеличить количество навигационных указателей на самой арене. Однако для решения проблем с логистикой очень пригодились бы именно smart-технологии, а не новые указатели.
«Если говорить про российские стадионы в целом, то не все из них, к сожалению, можно назвать умными, так как технологических внедрений там пока недостаточно. Надеюсь, что в перспективе 2-3 лет у них появятся команды управленцев, ориентированные на получение дополнительной прибыли и, как следствие, применение современных IT-решений. В конце концов, никто не отменял внушительные операционные затраты, которые стадионам нужно как-то покрывать», — подчеркивает Алексей Чувилин.
Дорогая частная инициатива
Одним из самых высокотехнологичных стадионов в России стал «Краснодар», правда, принять матчи ЧМ-2018 он не сможет: по регламенту каждый регион страны может быть представлен только одним стадионом, и в битве с Сочи Краснодар уступил. На сайте Sports.ru «Краснодар» был признан лучшим стадионом: за него проголосовали 45% из более чем 50 тысяч читателей интернет-издания. По итогам 2016 года спортивная арена стала третьей в списке лучших в мире, по версии портала StadiumDB, уступив только London Stadium и Vodafone Arena в Стамбуле.
Принципиальное желание владельца одноименного футбольного клуба и стадиона Сергея Галицкого звучало так: объект должен быть самым современным, но при этом не должно быть видно технической начинки. На строительство и оснащение «Краснодара» ушло три года и почти $325 млн. Сергей Галицкий уже заявил, что эти инвестиции не сможет окупить никогда. Вопреки традициям «глушить» связь, чтобы болельщики не смогли договориться о провокациях, на стадионе действует HD Wi-Fi, точки доступа обеспечивают более 12 тысяч подключений одновременно на скорости 2-5 Мбит/сек. Специальная антенна смонтирована для того, чтобы болельщики — клиенты разных сотовых операторов — оставались на связи. Для «Краснодара» было разработано собственное мобильное приложение. Загрузив его, болельщик сможет онлайн уточнить составы команд, прочитать историю матчей и узнать новости, купить билеты на будущие события, а также сориентироваться на стадионе. Разработкой приложения и IT-систем на спортивном объекте занималась компания «Крок». Они установили около 1000 видеокамер, информация с которых поступает в Центр управления стадионом. Сюда же стекаются данные с многочисленных камер и датчиков, расположенных на подъездах к стадиону. Все изображения выводятся на специальную видеостену, к которой может быть подключен сервис распознавания лиц.
Бразильский опыт
Когда строительство стадионов, готовящихся к ЧМ-2018, будет завершено, все они перейдут в режим наследия, иными словами, их «закрепят» за определенным регионом. Режим наследия, в свою очередь, предусматривает концепцию Smart-Stadium. Однако технологичность спортивных объектов не сильно облегчит проблему их окупаемости в России. Не во всех регионах, принимающих ЧМ, есть футбольные команды, которые могли собрать стадион на свои игры в будущем (в Сочи, например, вообще нет футбольной команды). Проводить столь же масштабные спортивные мероприятия регионы вряд ли смогут. Остается перепрофилирование — в культурные или деловые объекты. Но и в этом случае собрать аудиторию в 40 тысяч человек будет практически невозможно.
Известно о президентском поручении правительству рассмотреть вопрос субсидирования содержания футбольных арен в Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске в 2019 году. Также рассматривается возможность открытия на их базе детских и юношеских спортивных школ и футбольных академий.
Наша страна рискует повторить путь Бразилии, принимавшей чемпионат мира по футболу в 2014 году. Построенный за $900 млн в столице страны высокотехнологичный стадион им. Мане Гарринчи используется как автобусная стоянка. Стадионы в Ресифи и Натале пытаются хоть как-то окупить расходы на содержание, проводя свадьбы и корпоративы. Еще на двух футбольных стадионах в городах Форталеза и Порту-Алегри проводят концерты рок- и поп-звезд и встречи с проповедниками. По прежнему футбольной остается лишь главная арена прошедшего чемпионата — стадион в Сан-Пауло, ставший домом для топ-команды «Коринтиас». Здесь хотят зарабатывать только футболом. Инвесторы и клуб рассчитывали, что арена будет приносить до $200 млн ежегодно, но пока стадион не вышел даже на самоокупаемость. Всего же на возведение стадионов и их оснащение бразильцы потратили $3 млрд — а в России только стадион «Санкт-Петербург» оценен в $1,4 млрд.
Автор: Анна Орешкина