• Подписывайтесь на  E-mail рассылку

ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
Мнение, Технологии

Нужны ли высокие технологии букмекерам?

Паруйр Шахбазян  основатель компании «Рейтинг букмекеров»

Сегодня инновационные технологии принципиально трансформируют, казалось бы, самые консервативные и неподвластные изменениям индустрии – банковская сфера вовсю использует чат-ботов и скоринг по социальным сетям, строительство находится на пороге тотальной роботизации и даже ритуальный бизнес пытается адаптировать uber-модели. Однако везде есть исключения из правил. До недавнего времени чуть ли не последним оплотом консерватизма в бизнесе оставалась букмекерская индустрия. Десятилетиями в данной отрасли мало что менялось – как и 50 лет назад, чтобы сделать ставку, нужно было отправляться в контору, платить наличными и выбирать ставки по напечатанной таблице с коэффициентами. В букмекерский бизнес инновационные технологии вообще приходят с большим опозданием. В отличие от рынка такси, путешествий или доставки еды, которые кардинально перевернули молодые команды с прорывными идеями, именно в букмекерской индустрии давно не появлялось стартапов, которые бы могли коренным образом изменить ее уклад.

Несмотря на то, что букмекерская отрасль – большая и мощная индустрия (годовой объем российской букмекерской отрасли оставляет от 650 до 700 миллиардов рублей; при этом на легальный сектор приходится 403 миллиарда рублей, на нелегальный, то есть ставки в зарубежных онлайн-компаниях, – 274 миллиарда), вниманием инноваторов в известной степени она остается обделена. Почему? Вопрос не из самых простых, и вряд ли на него возможен однозначный ответ.

Во многом это связано с ограничениями, которые существуют в отрасли на рынках, традиционно считающихся передовыми с точки зрения развития инноваций, – речь идет о США, отчасти об Израиле. В случае с израильским рынком существует определенная монополия: отрасль контролируется одним игроком (Israel Sports Betting Board), какая-либо конкуренция со стороны молодых команд попросту невозможна. Более того, в отрасли периодически закручивают гайки, осложняя работу и традиционных игроков (пример с конными ставками). Еще сложнее ситуация в США, где индустрия находится под запретом – за исключением Лас-Вегаса, Атлантик-Сити и индейских резерваций.

Вместе с тем рынку неминуемо предстоит трансформироваться, а у самих игроков букмекерского бизнеса попросту больше не осталось шансов дальше игнорировать развитие таких технологических инноваций, как нейросети, машинное обучение и искусственный интеллект.

Прежде всего, как и в любой другой отрасли, игроки вынуждены экономить на персонале. Букмекеры начинают использовать в ежедневной аналитической работе механизмы искусственного интеллекта, которые постепенно заменяют штат аналитиков. Сокращения, естественно, будут; то, что всегда делалось «руками», уже сейчас делается автоматически.

В отрасли начнут все активнее развиваться сервисы голосовых ассистентов, которые станут взаимодействовать с игроками (с помощью смартфона или планшета) в рамках совершения ставки – наподобие Siri от Google. Голосовой ассистент сможет не просто распознавать речь и понимать ее смысл, но также найдет для клиента нужную ставку, самый выгодный коэффициент, а в перспективе еще и будет сам делать ставку. То есть робот по итогам беседы скажет вам: «Ставлю 100 рублей с коэффициентом 2,0 в конторе N». Человек ответит: «Ставь», – робот выполнит команду. Подобный голосовой помощник будет очень полезен в сервисах и приложениях для игроков на ставках, интегрированных с букмекерскими конторами.

Пока технология еще не нашла применения на рынке, и букмекерские конторы не начали использовать голосовых помощников, предпочитая операторов-людей, ставки через интерфейсы сайтов и приложений. Однако технических препятствий для реализации такой системы, в принципе, нет; просто сейчас все заинтересованы в повышении эффективности трейдинга – последний является для отрасли критичным, ведь на нейронных сетях игроки строят свои модели, и если букмекеры не будут использовать аналогичные технологии, у них начнут выигрывать.

Букмекеры вынуждены задействовать машинное обучение и искусственный интеллект, чтобы противостоять игрокам, которые вовсю пользуются данными технологическими достижениями – прежде всего, для определения вероятности результата того или иного спортивного события.

Уже ушли в прошлое времена, когда букмекеры корректировали линию (коэффициенты, которые компания дает на исходы рынка ставок, и предлагаемые для ставок спортивные события – ред.) вручную: сегодня это удел целого аппарата программистов и математиков.

Например, в компании «Балтбет» уже переписали некоторые внутренние аналитические инструменты, что в результате позволило повысить точность прогнозов, а также оперативность вычислений. Свой штат data scientist есть у российского букмекера «Фонбет», который активно применяет машинное обучение в трейдинге. Как полагают в компании «1x ставка», всего через пару лет нейронные сети будут иметь большое распространение в букмекерском бизнесе.

Наконец, машинный интеллект букмекеры вынуждены использовать для более точного рекламного таргетинга, а также для анализа эффективности рекламы. А в том же «Фонбет» уверены, что даже качественный CRM невозможен без машинного обучения.

Однако насколько кардинально новые технологии могут изменить рынок букмекерства? На данном этапе развития – сомневаюсь. Безусловно, предиктивные модели в индустрии появились совсем недавно, и, вполне вероятно, нас ждет настоящий бум в этом сегменте. Тем не менее, на мой взгляд, предугадать результат матча в принципе невозможно, а все, что позволят сделать технологии, – более точно рассчитать вероятность того или иного его исхода. Однако как только на рынке появится стартап, который запустит собственную технологию подсчета вероятности исхода матча, букмекеру не составит труда догнать его и скопировать, и в результате востребованность стартапа сойдет на нет.

Остается у букмекера всегда и другой путь, в том числе на случай, если на рынке неожиданно появится много инновационных стартапов, которые будут считать лучше его самого. Речь идет о расширении собственной маржи, и сегодня заложенной в ставку, которую делает игрок. Если маржу сделать достаточно высокой, то вычисление вероятности может потерять смысл.

А вот что действительно сможет изменить ситуацию на рынке, так это технология блокчейн. Востребованной для индустрии могла бы стать платформа, позволяющая записывать в блокчейн все когда-либо сделанные ставки в букмекерских конторах. Такой подход обеспечит отрасли прозрачность, в которой последняя так нуждается, ведь споры о ставках случаются регулярно, а использование блокчейна позволило бы в каждом из них установить истину, просто проверив записи. Наша компания сейчас работает над блокчейн-платформой BetLedger, к которой все букмекерские конторы смогут подключиться и передать данные о ставках. Кроме разрешения спорных ситуаций, платформа позволит еще и хранить в безопасности информацию о ставках. В случае хакерских атак, которые нередки для индустрии, информация не будет утеряна. Например, блокчейн бы сильно помог онлайн-букмекеру Favbet из Украины, который в декабре 2015 года пострадал от хакерской атаки. Последняя привела к потере данных о ставках с более чем 80 серверов и нарушению балансов на счетах. Тогда букмекер получил огромный репутационный ущерб – клиенты посчитали, что потеряли свои деньги. Восстановление верных балансов и, соответственно, выплата по ним заняли около полугода. А в случае использования букмекером блокчейн-платформы восстановление утерянной информации о ставках заняло бы считанные дни.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»