Сегодня инновационные технологии принципиально трансформируют, казалось бы, самые консервативные и неподвластные изменениям индустрии — банковская сфера вовсю использует чат-ботов и скоринг по социальным сетям, строительство находится на пороге тотальной роботизации и даже ритуальный бизнес пытается адаптировать uber-модели. Однако везде есть исключения из правил. До недавнего времени чуть ли не последним оплотом консерватизма в бизнесе оставалась букмекерская индустрия.
Десятилетиями в данной отрасли мало что менялось — как и 50 лет назад, чтобы сделать ставку, нужно было отправляться в контору, платить наличными и выбирать ставки по напечатанной таблице с коэффициентами. В букмекерский бизнес инновационные технологии вообще приходят с большим опозданием. В отличие от рынка такси, путешествий или доставки еды, которые кардинально перевернули молодые команды с прорывными идеями, именно в букмекерской индустрии давно не появлялось стартапов, которые бы могли коренным образом изменить ее уклад.
Несмотря на то, что букмекерская отрасль — большая и мощная индустрия (годовой объем российской букмекерской отрасли оставляет от 650 до 700 миллиардов рублей; при этом на легальный сектор приходится 403 миллиарда рублей, на нелегальный, то есть ставки в зарубежных онлайн-компаниях, — 274 миллиарда), вниманием инноваторов в известной степени она остается обделена. Почему? Вопрос не из самых простых, и вряд ли на него возможен однозначный ответ.
Во многом это связано с ограничениями, которые существуют в отрасли на рынках, традиционно считающихся передовыми с точки зрения развития инноваций, — речь идет о США, отчасти об Израиле. В случае с израильским рынком существует определенная монополия: отрасль контролируется одним игроком (Israel Sports Betting Board), какая-либо конкуренция со стороны молодых команд попросту невозможна. Более того, в отрасли периодически закручивают гайки, осложняя работу и традиционных игроков (пример с конными ставками). Еще сложнее ситуация в США, где индустрия находится под запретом — за исключением Лас-Вегаса, Атлантик-Сити и индейских резерваций.
Вместе с тем рынку неминуемо предстоит трансформироваться, а у самих игроков букмекерского бизнеса попросту больше не осталось шансов дальше игнорировать развитие таких технологических инноваций, как нейросети, машинное обучение и искусственный интеллект.
Прежде всего, как и в любой другой отрасли, игроки вынуждены экономить на персонале. Букмекеры начинают использовать в ежедневной аналитической работе механизмы искусственного интеллекта, которые постепенно заменяют штат аналитиков. Сокращения, естественно, будут; то, что всегда делалось «руками», уже сейчас делается автоматически.
В отрасли начнут все активнее развиваться сервисы голосовых ассистентов, которые станут взаимодействовать с игроками (с помощью смартфона или планшета) в рамках совершения ставки — наподобие Siri от Google. Голосовой ассистент сможет не просто распознавать речь и понимать ее смысл, но также найдет для клиента нужную ставку, самый выгодный коэффициент, а в перспективе еще и будет сам делать ставку. То есть робот по итогам беседы скажет вам: «Ставлю 100 рублей с коэффициентом 2,0 в конторе N». Человек ответит: «Ставь», — робот выполнит команду. Подобный голосовой помощник будет очень полезен в сервисах и приложениях для игроков на ставках, интегрированных с букмекерскими конторами.
Пока технология еще не нашла применения на рынке, и букмекерские конторы не начали использовать голосовых помощников, предпочитая операторов-людей, ставки через интерфейсы сайтов и приложений. Однако технических препятствий для реализации такой системы, в принципе, нет; просто сейчас все заинтересованы в повышении эффективности трейдинга — последний является для отрасли критичным, ведь на нейронных сетях игроки строят свои модели, и если букмекеры не будут использовать аналогичные технологии, у них начнут выигрывать.
Букмекеры вынуждены задействовать машинное обучение и искусственный интеллект, чтобы противостоять игрокам, которые вовсю пользуются данными технологическими достижениями — прежде всего, для определения вероятности результата того или иного спортивного события.
Уже ушли в прошлое времена, когда букмекеры корректировали линию (коэффициенты, которые компания дает на исходы рынка ставок, и предлагаемые для ставок спортивные события — ред.) вручную: сегодня это удел целого аппарата программистов и математиков.
Например, в компании «Балтбет» уже переписали некоторые внутренние аналитические инструменты, что в результате позволило повысить точность прогнозов, а также оперативность вычислений. Свой штат data scientist есть у российского букмекера «Фонбет», который активно применяет машинное обучение в трейдинге. Как полагают в компании «1x ставка», всего через пару лет нейронные сети будут иметь большое распространение в букмекерском бизнесе.
Наконец, машинный интеллект букмекеры вынуждены использовать для более точного рекламного таргетинга, а также для анализа эффективности рекламы. А в том же «Фонбет» уверены, что даже качественный CRM невозможен без машинного обучения.
Однако насколько кардинально новые технологии могут изменить рынок букмекерства? На данном этапе развития — сомневаюсь. Безусловно, предиктивные модели в индустрии появились совсем недавно, и, вполне вероятно, нас ждет настоящий бум в этом сегменте. Тем не менее, на мой взгляд, предугадать результат матча в принципе невозможно, а все, что позволят сделать технологии, — более точно рассчитать вероятность того или иного его исхода. Однако как только на рынке появится стартап, который запустит собственную технологию подсчета вероятности исхода матча, букмекеру не составит труда догнать его и скопировать, и в результате востребованность стартапа сойдет на нет.
Остается у букмекера всегда и другой путь, в том числе на случай, если на рынке неожиданно появится много инновационных стартапов, которые будут считать лучше его самого. Речь идет о расширении собственной маржи, и сегодня заложенной в ставку, которую делает игрок. Если маржу сделать достаточно высокой, то вычисление вероятности может потерять смысл.
А вот что действительно сможет изменить ситуацию на рынке, так это технология блокчейн. Востребованной для индустрии могла бы стать платформа, позволяющая записывать в блокчейн все когда-либо сделанные ставки в букмекерских конторах. Такой подход обеспечит отрасли прозрачность, в которой последняя так нуждается, ведь споры о ставках случаются регулярно, а использование блокчейна позволило бы в каждом из них установить истину, просто проверив записи. Наша компания сейчас работает над блокчейн-платформой BetLedger, к которой все букмекерские конторы смогут подключиться и передать данные о ставках. Кроме разрешения спорных ситуаций, платформа позволит еще и хранить в безопасности информацию о ставках. В случае хакерских атак, которые нередки для индустрии, информация не будет утеряна. Например, блокчейн бы сильно помог онлайн-букмекеру Favbet из Украины, который в декабре 2015 года пострадал от хакерской атаки. Последняя привела к потере данных о ставках с более чем 80 серверов и нарушению балансов на счетах. Тогда букмекер получил огромный репутационный ущерб — клиенты посчитали, что потеряли свои деньги. Восстановление верных балансов и, соответственно, выплата по ним заняли около полугода. А в случае использования букмекером блокчейн-платформы восстановление утерянной информации о ставках заняло бы считанные дни.