В пятницу Госдума в первом чтении рассмотрела проект федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019—2020 годы.
На рассмотрение более 10 с половиной тысяч страниц документа у депутатов было меньше месяца. Разработчики утверждают, что это последний бумажный вариант, и отныне форма подачи материала изменится, но это не значит, что изменится суть. Неправительственные эксперты уверены: слишком увлекаясь идеей в максимально короткие сроки добиться общей сбалансированности бюджета, власти давят экономку вниз; следствием этих действий станут потери 2,3% ВВП в ближайшие три года. Пока бюджет пессимистично спланирован — этот прогноз будет самовоспроизводящимся.
Слишком заниженные ожидания
«Проект закона не только сохраняет, но и развивает практику многократного скрытого резервирования», — говорится в экспертном заключении, которое дали на проект бюджета аппарат бизнес-омбудсмена, Институт экономики роста, ассоциация «Деловая Россия» и Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН.
Эксперты полагают, что такое резервирование становится фактором избыточного сдерживания внутреннего спроса.
«В ближайшие 2-3 года мы в лучшем случае будем иметь нейтральный вклад бюджета в государственную экономику, но, скорее всего, он будет негативным, — считает заместитель директора ИНП РАН Александр Широков. — К сожалению, мы возвращаемся к накапливанию резервов на стадии восстановления экономического роста».
По оценке экспертов, прямой вычет из ВВП из-за снижения бюджетных расходов по важнейшим направлениям в 2020 году составит 2,5 трлн руб. (или 2,3% от прогнозируемого объема ВВП).
При этом специалисты, оценивавшие бюджет, уверены, что претензий к Минфину быть не может: он действует в логике, которая согласована с руководством страны и является единственно правильной в условиях отсутствия стратегии. Необходимость разработки стратегии обсуждалась и на прошлогодней встрече, с тех пор даже федеральный закон о стратегическом планировании принят, но долгосрочного зафиксированного плана развития так и нет.
Разработчики бюджета слишком пессимистично смотрят на развитие событий: в проекте, по мнению экспертов, явно занижены цены на нефть ($43 за баррель) и явно завышен курс доллара (64 рубля). Консервативный прогноз по этим параметрам, а также по номинальной величине ВВП приводит и к недооценке налоговых поступлений. Прогнозируемая величина доходов занижена на 9% в 2018 году и 12-15% в 2019—2020 годах — такова оценка ИНП РАН. Авторы экспертного заключения указывают, что для консолидированного бюджета (с учетом внебюджетных фондов) масштабы недооценки доходной базы еще более значимы: 1,5 трлн руб. в 2018 году и 1,6-2,4 трлн руб. в 2019—2020 годах.
Представьте, что у вас развитие
Вслед за низким прогнозом по доходам сократили и расходы, что сильнее всего ударяет по региональным бюджетам, которые в лучшем случае смогут сохраниться на нынешнем уровне. От неполной реализации бюджетных возможностей экономика несет прямые (отказ от повышения уровня жизни населения через бюджетные выплаты и трансферты в натуральной форме) и косвенные потери (снижение потребительского спроса и рост фискальной нагрузки на бизнес). Если бы в проекте бюджета были учтены более реалистичные параметры, то решить обе главнейшие задачи — балансировку бюджетной системы и поддержание объема расходов на уровне 2016—2017 гг. — можно было ценой в 1,5 пп. роста госдолга до конца 2020 года.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов подчеркивает, что власти пора перейти от бюджета стагнации к бюджету развития. Ключевым же инструментом для этого должен стать экономический рост.
«Сложно понять, кто всерьез может говорить о том, что потенциал роста нашей экономики 2% — после того провала, что мы получили, с учетом незадействованных мощностей, с учетом того факта, что 20% занятых в промышленности работают неполную неделю. Это свидетельствует о том, что экономика может расти быстрее», — уверен Александр Широков.
Для активизации роста требуется параллельное смягчение бюджетной и денежно-кредитной политик. Несмотря на риторику о снижении кредитных ставок, на фоне снижающейся инфляции реальные ставки для бизнеса выросли на 7-8%, ставки по потребительским кредитам по-прежнему варьируют от 14 до 18% годовых. В ИНП РАН оценивают суммарный эффект снижения процентных ставок для конечных заемщиков на 2% в 1,6% прироста ВВП.
Налоговое правило пора отвязать от нефти
В борьбе за бездефицитный бюджет, как подчеркивает член генсовета «Деловой России» Кирилл Никитин, власти увеличивают ряд налоговых выплат и вводят новые. В частности, предусмотрено: повышение ставок акцизов, повышение ставки водного налога (в 1,7‑2,3 раза), платы за использование лесов (в 2,17-2,62 раза), платы акватории поверхностных водных объектов (в 10 раз). Налоговые новеллы — утилизационный сбор со средств производства и инвестиционный сбор с морских портов.
«Деловая Россия» выступает резко против увеличения фискальной нагрузки на бизнес. В общественной организации призывают не нарушать задекларированный в документе и громко тиражируемый властями принцип фискальной нейтральности — неповышения нагрузки для добросовестных плательщиков налогов и взносов — и двигаться дальше. По мнению представителей экономической науки и бизнеса, налоговая нагрузка должна снижаться с ростом собираемости налогов и «обелением» экономики. Выводу из тени будет способствовать развитие автоматизированных налоговых сервисов.
Неправительственные эксперты предлагают также ввести новое бюджетное правило, согласно которому налоговые поступления сверх инфляции должны «возвращаться в экономику за счет снижения налоговых ставок и предоставления дополнительных льгот».
В отличие от вступающего в силу с 2018 года это правило не будет «отправлять» все доходы, полученные от цены нефти выше установленной планки, в резервы — и вовсе не будет привязано к цене на нефть.
Свое заключение эксперты направили в бюджетный комитет Госдумы, однако успешное продвижение идей будет зависеть от степени поддержки обществом и деловыми кругами.
Автор: Анна Орешкина