Ситуацию на рынке частного среднего образования в России можно охарактеризовать следующим образом: пока что частными школами охвачена лишь малая часть школьников. В то же время спрос на него огромен и значительно превышает предложение. Однако существуют факторы, сдерживающие рост предложения, ввиду чего рынок растет не так быстро, как мог бы. Вопрос состоит в том, насколько образовательный бизнес сможет найти решения, которые помогут ему преодолеть эти препятствия.
Итак, сколько же школьников ходит в частные школы? Исследование Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС сообщает, что на 2023 год — чуть больше 200 тыс., что составляет 1,14% от общего числа учащихся средних учебных заведений. По данным Высшей школы экономики, в стране сегодня существует около 900 частных школ. Основатель проекта ONE! International School Максим Натапов отмечает, что по уровню развития частного образования Россия демонстрирует один из самых низких страновых показателей. Любопытно, однако, что эти низкие показатели существуют на фоне всеобщей уверенности, что частное образование лучше.
Причина проста: частные школы, как всякая рыночная структура, стараются сделать акцент на том, что нужно клиенту, в данном случае — детям и родителям. В подготовленном Высшей школой экономики аналитическом докладе «Частные школы России: состояние, тенденции и перспективы развития» отмечается, что важнейшим отличием частных образовательных учреждений является их клиентоориентированность, они стараются учитывать запрос родителей на качество образования. Опрос руководителей частных школ, проведенный Ассоциацией некоммерческих образовательных организаций (АсНООР), показал, что, по мнению директоров школ, педагог в частной школе должен чаще интересоваться мнением родителей и периодически отчитываться перед ними.
От частных школ ждут индивидуального подхода к учащимся, более комфортных условий обучения и более углубленного изучения важнейших общеобразовательных предметов. Управляющий партнер сети частных школ Rybakov PlaySchool Ирек Аллаяров говорит об огромном общественном запросе на качественное образование.
При этом директор Центра общего и дополнительного образования ВШЭ Сергей Косарецкий считает, что как раз в Москве, где есть много сильных государственных школ, преимущества частного сектора проявляются прежде всего в более глубоком изучении иностранных языков, а в некоторых случаях — в подготовке к поступлению в иностранные университеты.
Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию и науке депутат Олег Смолин полагает, что частные школы более открыты к образовательным инновациям, поскольку по сравнению с государственными они менее забюрократизированы. С ним согласен ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС Алексей Тищенко, который подтверждает, что именно в частных школах широко распространены персонализированные и авторские методики преподавания. По словам эксперта, частные школы в меньшей степени охвачены трендом на унификацию образования, который характерен для госсектора. Максим Натапов к числу достоинств лучших частных школ относит умение точно сбалансировать в учебном процессе настройки развития hard skills, soft skills и кругозора, а также нулевую толерантность к буллингу. Каким же образом эта хорошая репутация частного образования влияет на рост сегмента?
По данным РАНХиГС, с 2016-го по 2023 год количество учащихся в российских частных школах выросло почти в два раза. В числе регионов, где наблюдаются особенно быстрые темпы роста этого показателя, исследователи называют Москву, Санкт-Петербург, Татарстан, Краснодарский край, Дагестан, Чечню и Еврейскую автономную область. По результатам опроса, проведенного порталом «Просто учиться», выручка петербургских частных школ с 2019-го по 2022 год выросла с 2,9 млрд рублей до 4,7 млрд рублей.
Казалось бы, темпы роста довольно большие, и все-таки спрос далек от удовлетворения. Так, во всяком случае, считает Максим Натапов (проект ONE! International School). В школах проекта ONE! наблюдается конкурс 10–12 человек на место.
«У нас на рынке нет конкуренции, у нас крайний дефицит хороших частных школ, а дефицит порождает конкурс», — отмечает эксперт.
Почему же предложение не поспевает за спросом? Важная специфическая проблема образовательного бизнеса связана с тем, что частной школе трудно набрать клиентов, если у нее нет репутации и бренда, а завоевывать репутацию — дело долгое.
«Те предприниматели, кто входит в образование, проходят сложный период формирования понимания, стандартов, технологий и репутации, — рассказывает Максим Натапов. — И, как в любом бизнесе, в образовании до 90% стартапов не переживают начального периода развития. Мы сейчас знаем массу примеров школ и детских садов, которые закрываются. Если ты начинаешь работать самостоятельно под своим брендом, тебе потребуется 5–10 лет на формирование репутации, а в условиях стремительного развития новых технологий у проекта может элементарно не хватить сил и ресурсов, чтобы и построить эффективное управление, и апробировать новые технологические решения, и достичь высоких образовательных результатов».
Одним из решений данной проблемы являются франшизы. Если верить руководителю каталога Franshiza.ru Анне Рождественской, последние 5 лет на российском рынке франшизы детского образования стабильно находятся в топе самых популярных. Причинами этого являются и высокий спрос, и то, что частная школа может быть не только объектом инвестиций, но и нишей для самозанятости: люди с педагогическим образованием или организационными способностями могут инвестировать в частную школу не только деньги, но и свой труд.
Хотя в сфере образования больше франшиз детских садов, а также различных курсов и кружков, но есть и франшизы полноценных образовательных школ, например «Смарт скул», «Гарантия знаний», ONE! International School, «Максимум». Покупатели в таких случаях приобретают готовый образовательный курс, преподавательские методики, организационные консультации, иногда, как в проекте ONE!, — уникальные цифровые инструменты организации учебного процесса с помощью видеоаналитики на базе генеративного AI и современную библиотеку технологий с модулем цифрового анализа.
Глубоко проработанная франшиза может стать частичным решением и других проблем рынка: дефицита квалифицированных педагогических кадров и помещений. Франшиза наиболее продвинутых образовательных проектов предполагает доступ к цифровым инструментам, которые позволяют более эффективно использовать труд и время педагогов, а при необходимости организовывать дистанционное обучение.
«Тем, кто входит на рынок, я бы рекомендовал пользоваться какой-то зарекомендовавшей себя технологией и брендом, тем самым сэкономить время, деньги и минимизировать риски от деятельности в такой социально значимой сфере», — говорит Максим Натапов.
А решение проблемы дефицита свободных площадей заключается в том, что частные школы иногда могут отказаться от концепции единого кампуса, помещения отдельных классов оказываются в разных местах, но в этом случае важно соблюсти все требования регулятора.
По мере развития частного образования, несомненно, будет усиливаться конкуренция между частным и государственным сектором за лучших педагогов. Есть надежда, что это будет способствовать современному развитию и улучшению материального положения учителей, что является важным результатом для всех нас.