Первые чат-боты появились в середине 90-х. Они проводили викторины и модерировали чаты. С каждым десятилетием программы-боты эволюционировали — из модераторов в голосовых помощников, стилистов и финансовых консультантов. Сегодня чат-боты стали привычным явлением в ритейле. Они помогают с выбором товара, отвечают на звонки, делают опросы. Новый тренд на рынке задает Великобритания. В 2016 году несколько местных стартапов — Cleo, Plum и Chip — запустили ботов в управлении финансами. У этих сервисов немного разные функции, но общая цель — помочь пользователям сэкономить деньги.
Ответ банковской системе
Виктор Трокудес (Victor Trokoudes) и Алекс Михаэль (Alex Michael) переосмыслили управление финансами в Великобритании. В 2016 году они запустили стартап Plum. Этот чат-бот на базе искусственного интеллекта (AI) помогает сэкономить финансы.
Основатели Plum познакомились через кипрское коммьюнити в Лондоне — оба родились и выросли на Кипре. До того как запустить финтех-стартап, Виктор Трокудес возглавлял отдел международного и банковского дела в TransferWise. Алекс Михаэль работал программистом в Tictail. Идея чат-бота пришла им в 2015 году.
«Сегодняшняя финансовая система не работает для многих людей. По данным Ipsos, 140 млн человек в ЕС вообще не имеют сбережений. А тем, кто копит, стало сложнее это делать: 90% сберегательных счетов в Великобритании начисляют проценты, которые едва покрывают инфляцию», — рассказывает «Инвест-Форсайту» Трокудес.
Plum стал их ответом несовершенной банковской системе. Чат-бот работает на базе AI. Он подключается к банковскому счету пользователя (пока только в Великобритании) и анализирует его доходы и расходы. Программа рассчитывает идеальную сумму сбережений и автоматически откладывает ее каждые несколько дней. Пользователь может вручную вносить депозиты или включить «функцию округления» (сумма платежа округляется, разница автоматически сохраняется).
Со временем функционал Plum расширился, и он превратился из инструмента, помогающего сэкономить, в платформу финансовых услуг. С подпиской Plum Plus по цене £1 в мес. пользователь может вкладывать деньги в инвестиционные фонды. Чат-робот также ищет предложения в сфере ЖКХ, страховании и кредитовании и предлагает переключиться на более выгодный вариант. Сначала Plum работал на платформе Facebook Messenger. Сейчас он доступен на iOS и Android. Количество пользователей сервиса растет в геометрической прогрессии — 130 тыс. человек в прошлом году, на момент публикации — 650 тыс. В будущем основатели проекта намерены выйти за пределы Великобритании.
«Мы также сосредоточены на международной экспансии в Европу и разработке новых функций, которые помогут людям сэкономить», — добавляет Виктор Трокудес.
С момента основания, по данным Crunchbase, проект собрал $7,5 млн.
Эпоха чат-ботов
Одновременно с Plum на рынок Великобритании вышел другой финтех-стартап — Chip. Его основатели Симон Рабин (Simon Rabin) и Ник Устинов (Nick Ustinov) ранее занимались приложением Roamer, которое позволяет звонить за границу с обычного номера по низким тарифам.
«Chip родился, когда я заметил, что моим друзьям и сверстникам стало сложнее экономить», — говорит Рабин.
Этот чат-бот, как и Plum, работает на базе AI и подключается к банковскому счету пользователя. Он анализирует его транзакции, беря за основу следующие параметры — возраст, место жительства, должность, etc. Программа отслеживает расходы каждые два-три дня. Если пользователь тратит меньше, помещает разницу на сберегательный счет в приложении, где начисляются проценты. С момента основания стартап получил финансирование в размере £12 млн.
Финтех-стартап Cleo тоже родом из Лондона. Его основатели Барни Хасси-Йео (Barney Hussey-Yeo) и Александра Возняк (Aleksandra Wozniak) познакомились в инкубаторе Entrepreneur First. Они запустили совместный проект в 2016 году.
За три года он собрал $13,3 млн. Cleo позиционирует себя как «финансовый помощник» на базе AI. Этот чат-бот интегрирован с Facebook Messenger, а также с Amazon, Alexa и Google Home. Cleo понимает текстовые и голосовые сообщения. Программа рассказывает о текущем балансе, делает подробный анализ расходов, напоминает, если превышен лимит расходов, и просто шлет смешные gif-картинки. Cleo, по словам Хасси-Йео, чаще всего пользуются миллениалы.
«Они привыкли к продуктам мирового класса от Facebook, Snapchat и Uber и ожидают большего от своего банка», — добавляет предприниматель.
Миллениалы, по его мнению, хотят вывести свои финансы из-под контроля традиционных банков.
«Поэтому у Европы есть шанс создать компанию размером с Google или Facebook», — заявил он в интервью TechCrunch.
Автор: Ольга Гриневич