ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Чего ждать от электронных трудовых книжек

Ольга Широкова

Ольга Широкова

Ведущий юрист Европейской юридической службы

С 2020 года в России введены электронные трудовые книжки. В принципе, о том, что у работников будут записи в электронной базе данных вместо привычных бумажных трудовых книжек, заговорили несколько лет назад. Дмитрий Медведев еще в 2018 году сообщил, что планируется перевести учет трудовой деятельности и стажа в электронный формат и работодатели будут передавать сведения напрямую в ПФР. Как это нововведение отразится на гражданах?

Чего ждать от электронных трудовых книжек

На сегодняшний день есть несколько нормативных актов, регулирующих учёт трудовой деятельности и ведение трудовых книжек, — это Трудовой кодекс РФ; Постановление правительства РФ от 16.04.2003 №225 «О трудовых книжках» (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей»); Постановление Минтруда России от 10.10.2003 №69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек».

С 1 января 2020 года вступили в силу поправки в Трудовой кодекс РФ. Изменения устанавливают возможность учёта информации о трудовой деятельности в электронном виде. Также вступили в силу изменения в ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а именно: с 1 января 2020 года работодатели обязаны представлять в информационную систему ПФР сведения о трудовой деятельности работников. Конечно, где есть обязанность, там есть и ответственность. Поэтому были внесены изменения в КоАП РФ, где теперь за нарушение сроков предоставления сведений или подачу неполной информации, а равно недостоверных сведений устанавливается административная ответственность для работодателя.

Хотелось бы понять: в чем же отличие электронной трудовой книжки от трудовой книжки в бумажном формате? По сути, это та же информация о трудовой деятельности, только в электронной форме. Поэтому сохранится практически вся информация, которую сейчас вносят в трудовую книжку, а именно: должность, период работы, место работы, дата приема, дата увольнения, а также сведения о переводах. Единственное, не будет записей об образовании сотрудника и его поощрениях.

Ну и, конечно, главное отличие заключается в том, что сейчас сведения о трудовой деятельности работников будут передаваться напрямую в ПФР и, соответственно, храниться в информационной базе ПФР.

Как в любых изменениях, в введении электронных трудовых книжек есть свои преимущества и недостатки. Давайте разберем их.

Начнем с преимуществ. Главное преимущество — это удобный, а главное, быстрый доступ работников к информации о своей трудовой деятельности. Безусловно, снизится вероятность ошибочных, неточных и недостоверных сведений о трудовой деятельности, а также случаи подделок трудовых книжек, в итоге такая возможность вообще будет исключена.

Будет обеспечен высокий уровень сохранности и безопасности данных. Для работодателей же снизятся издержки на приобретение, ведение и хранение бумажных трудовых книжек.

Что касается недостатков, то, наверное, главным минусом можно отметить, что, как и любая система, база данных, где будут храниться сведения о трудовой деятельности граждан, может дать сбой.

Также все-таки не исключены случаи введения ошибочных данных. При этом последствия будут гораздо серьезнее. Например, ошибка в указании фамилии или названии организации может привести к тому, что трудовой стаж человека (а может, и сам человек) «потеряется» в информационной базе. При этом бремя доказывания будет лежать, к сожалению, на самом работнике.

Конечно, также никто не застрахован от утечки информации. На сегодняшний день много случаев незаконного распространения персональных данных в Сети, и эта информационная база может не стать исключением.

Ну и, несмотря на то что в наше время большая часть информации хранится в электронной форме, все равно есть люди, у которых отсутствует техническая возможность доступа к ней. В связи с данным обстоятельством неактивные пользователи электронных сервисов будут чувствовать себя некомфортно в отсутствие привычного документа.

Тем не менее работник сможет сохранить бумажный вариант трудовой книжки. Для этого работнику нужно будет подать письменное заявление в произвольной форме до конца 2020 года о желании ведения трудовой книжки в электронном виде или о сохранении бумажной трудовой книжки. Но даже если работник выразит свое желание продолжить вести трудовую книжку в бумажном виде, всё равно с 2021 года бумажную трудовую книжку работодатель продолжит вести одновременно с электронной. Если же работник не подаст (не успеет подать) такое заявление до 31 декабря 2020 года, то работодатель так же продолжит вести трудовую книжку в бумажном формате.

По моему мнению, переход к электронному формату трудовых книжек поможет исключить многие неудобства и сложности, с которыми сейчас сталкиваются работодатели при ведении трудовых книжек в бумажном формате. Например, сейчас часто встречаются случаи подделки, утери и порчи трудовых книжек. Процесс восстановления требует определенных затрат времени и средств. Чаще всего именно работник занимается ее восстановлением, независимо от причины утери.

Но, как любое нововведение, процесс перехода к новому формату имеет определенные сложности, которые необходимо пройти.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья