Идея коррекции состояния позвоночника и всего тела с помощью аппарата пришла к Юрию Корюкалову на втором курсе Южно-Уральского университета (Челябинск), где он обучался по специальности «Физическая и психическая реабилитация». Создание такого аппарата строилось на основе аутогравитационной терапии и понимания механизмов развития заболеваний позвоночника у людей XXI века.
Аутогравитация
Аутогравитационная терапия — это метод глубокого расслабления околопозвоночных мышц посредством давления веса тела на анатомически специализированные аппараты. Технология механического воздействия на мышцы и их фасции была разработана американскими учёными в США в 1981 году, а первые устройства были созданы в Австрии компанией KURT L. KIENLEIN и в СССР инженерной группой под руководством Костанбаева В. С. Ключевой причиной в появлении проблем с позвоночником и болей в спине преимущественно является гипертонус околопозвоночных мышц и смещение некоторых структур позвоночника. Обычно их правят руками, но точнее и глубже это можно было сделать с помощью анатомически выстроенного аппарата. И эту задачу упрощает 3D-моделирование конструкции на основе анатомической модели позвоночника человека.
От идеи к проекту
Долгое время идея была только идеей: Юрий заканчивал вуз, потом защищал диссертацию, работал в аптечной сети. Только в конце 2008 года он с другом вернулся к созданию первого своего аппарата для коррекции позвоночника — сейчас он называется Cordus. Принципиальная разница с зарубежными аналогами была в том, что аппарат учитывал анатомию каждого отдела позвоночника у пациента.
«Тогда мы делали первые шаги в своём медицинском стартапе, поэтому разработка конструкции, техническая апробация и изучение клинического эффекта нашего аппарата заняли более 4 лет, — говорит Юрий Корюкалов. — Ещё полтора года неимоверного труда мне понадобилось, чтобы организовать первые стабильные продажи Cordus и сформировать начальную известность среди реабилитологов, мануальных терапевтов и массажистов».
Для создания аппарата Юрий пригласил двух конструкторов ведущих предприятий Челябинска. В тестировании аппарата и оптимизации её конструкции участвовали несколько неврологов, остеопатов и около 100 пациентов. Первые материалы для образцов находили сами — лепили форму сначала из пластилина, потом уже фрезеровали из дерева и алюминия. Потом использовали 3D-принтер. Суммарные затраты на разработку и производство за 4 года составили около 5 млн рублей, включая зарплату сотрудникам. Аппараты, конечно, запатентовали.
Аппарат выходит на рынок
Сначала производили аппарат на военном заводе в Челябинске. Поняли, что он работает, потому что он более 80% пациентов помогал избавиться от болей за 1-3 сеанса. Исследования проводили по гемодинамике, изменению гибкости, психоэмоционального состояния.
Цену назначили, исходя из состояния рынка, стоимости массажеров для спины, цены сеанса мануальной терапии, ведь аппарат по принципу работы позволяет быть домашним доктором, осуществляющим комплексную терапию позвоночника. Стартовая цена была 2490 рублей в 2012 году. Сейчас модель модернизировали — есть магнитотерапия и подстройка терапевтических вершин под тонус мышц конкретного пациента. При спазме мышцы терапевтическая вершина с эффектом памяти постепенно плавно погружается в мышцу, что обеспечивает более комфортную процедуру и индивидуальную терапию конкретной мышцы. В рознице аппарат стоит 4990 рублей. Сертифицировали аппарат год назад в России и два года назад в Европе.
Аптечные и ортопедические сети просили немалые деньги для выкладки продукции на полки. Например, за размещение в одной аптеке в петербургской сети просили более 5 тысяч рублей в месяц. В итоге сформировалась бизнес-модель, по которой основные продажи шли через специалистов в медцентрах, фитнес-центрах, йога-студиях. Сейчас у компании 19 дилеров — в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Челябинске, Екатеринбурге, Словакии, Испании, Франции, Бельгии, Мексике. В месяц компания продаёт 500-700 аппаратов. Первые годы на рекламу уходило до 50% вырученных средств.
Выход в Европу
В 2015 году продавать стало сложнее из-за резкого роста курса доллара и снижения доходов населения. Дилеры в России готовы были брать аппараты лишь на реализацию с оплатой товара аж через 3-5 месяцев. Тогда Юрий Корюкалов понял, что важно развивать продажи в Европу. К тому времени он уже был два года знаком с производителем аппликаторов из Словакии. В 2013 году тот увидел в интернете рекламу Cordus, заказал пробную партию, оценил эффективность аппарата и стал первым дилером.
Товары в сфере красоты и здоровья требуют достаточно серьезной и дорогой сертификации, поэтому прежде чем продавать свой продукт в Европе, необходимо узнать всю процедуру сертификации продукта, подготовить нужную документацию и найти надежную компанию, которая сможет осуществить эту сертификацию в Евросоюзе. При этом чем сложнее продукт и выше его класс риска (безопасности), тем сертификация будет дороже. Зато сертификация обеспечивает свободную продажу и рекламу продукта, не говоря уже о необходимом доверии к продукту из России. Например, чтобы получить сертификат СЕ, вам понадобиться передать образцы вашей продукции в один из институтов сертификации в Европе и потратить на это несколько месяцев и минимум 6000 евро. Корюкалову пришлось пойти на все эти издержки.
От Словакии до Франции
Несмотря на большое желание, активным продвижением продукта первый дилер не занимался. Зато в 2015 году один из его дистрибьюторов из Чехии заинтересовался аппаратом. Через дилера из Словакии Юрий Корюкалов организовал в Праге встречу с партнером из Екатеринбурга, который как раз летел в Германию и мог встретиться. Но это было управленческой ошибкой: Юрий доверил решающую для сотрудничества встречу партнёру, компетенции которого в переговорах слабо знал. В итоге дистрибьютор из Чехии, который был готов сразу закупить 300 аппаратов и активно развивать их продажи на территории Восточной Европы, после встречи с партнером из Екатеринбурга не только не захотел закупать аппараты, но и перестал отвечать на сообщения Юрия в Skype.
Скоро появился новый дилер из Франции, который попробовал аппарат Cordus, купив его у партнера из Словакии, оценил лечебный эффект при боли в спине и решил заняться реализацией у себя в стране. Дилер во Франции уже успешно продавал товары для здоровья, поэтому продажи должны были расти вверх, но уже через три месяца продвижения Cordus оказалось, что европейцы привыкли к комфортным для тела процедурам и не очень-то приветствуют процедуры, где присутствует болезненность. А проработка аппаратом Cordus глубоких спазмированных околопозвоночных мышц иногда сопровождается болезненными ощущениями. В это же время Юрий Корюкалов стал разрабатывать новый аппарат.
От Cordus к Sacrus
Уже давно один остеопат из «Русской школы остеопатии» порекомендовал Корюкалову сделать аппарат, который бы хорошо работал на области крестца и таза на уровне мышц и связок. Юрий погрузился в тему коррекции ключевых биомеханических звеньев тела (крестец, основание черепа, диафрагма) и вместе с командой из 5 специалистов разработал аппарат Sacrus.
Задача Cordus состоит в погружении массажных вершин аппарата в зону околопозвоночных мышц и их расслаблении через механическое растяжение или путем дополнительной микроамплитудной вибрации. В первую очередь это нужно для устранения компрессии межпозвонкового диска. Sacrus же направлен на расслабление связочного аппарата таза и крестца, мышц шеи и диафрагмы. Такая глубинная работа со связками позволяет не только расслаблять глубокие мышцы таза и позвоночника, но и через связки постепенно центрировать расположение крестца и позвонков, что устраняет зоны напряжения и дисфункции по всей оси позвоночника.
Юрий Корюкалов получил субсидию на производство первой партии нового аппарата от Министерства экономического развития Челябинской области. Далее проект финансировался собственными средствами. До того как аппарат начал окупаться, прошло 1,5 года и около 4 млн рублей.
Мягко стелет
Новый аппарат Sacrus мягко работал на позвоночнике и был комфортен для любого человека — хорошо помогал избавиться от боли в пояснице или защемления седалищного нерва. Оказалось, одной из распространенных проблем с позвоночником в Европе как раз является защемление седалищного нерва. Апробация европейскими специалистами аппарата Sacrus показала необходимое сочетание комфорта процедуры и её эффективности при распространенной проблеме боли в пояснице и области таза. Это дало возможность более активно развивать этот продукт в Европе по сравнению с Cordus, порой даже в разы. Например, во Франции можно было продать всего 20-30 шт. Cordus в месяц через дилера в силу специфичности и новизны продукта на высококонкурентном рынке здоровья, а по Sacrus уже со второго месяца продажи преодолели планку в 100 штук. Цена на аппарат в Европе — от 78 евро.
В планах у Юрия — модернизация текущей модели, создание вариантов с несколькими режимами вибрации и биологической обратной связью для более удобной и наглядной терапии. Биологическая обратная связь — это сигналы от аппарата в виде вибрации или наглядных данных — рисунков, показывающих, как организм реагирует на терапию или реализуемые упражнения.
Автор: Надежда Румак, национальная премия «Бизнес-Успех»