ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Чем уже стала и чем еще станет телемедицина

Егор Сафрыгин

Егор Сафрыгин

Директор по цифровой трансформации бизнеса Европейского медицинского центра

В переводе с греческого «теле» означает «далеко». Это значение в полной мере отражается в телемедицине — всестороннее взаимодействие врачей и пациентов, налаженное на расстоянии и позволяющее существенно расширить возможности всех участников процесса. Случившаяся в этом году пандемия подстегнула развитие и без того перспективной области. У нас появляется все больше не только средств связи и удаленных медицинских сервисов, но особых медицинских гаджетов и устройств, которые максимально приближают телемедицину к очному контакту врача и пациента. 

Закон есть закон

Начнем с того, что телемедицинские технологии в нашей стране были помещены в правовое поле совсем недавно. С 2018 года Федеральный закон № 242 легализовал применение информационных технологий в российском здравоохранении и впервые ввел понятие «телемедицинские технологии». С этого момента современные технологии начали внедряться в России. Почему мы не говорим «активно»? Потому что развитие могло бы быть куда более бурным, если бы (опять же) не закон.

Что сдерживает рост? В законе до сих пор не зафиксированы два важнейших момента: пока с помощью телемедицины нельзя ставить диагноз и назначать лечение. Даже пандемия коронавируса, которая поменяла очень много в нашей жизни, эту ситуацию изменить не смогла.

К примеру, 12 ноября 2020 года Минздрав выпустил приказ, согласно которому телемедицина широко применяется при оказании медицинской помощи пациентам с COVID-19, ОРВИ, гриппом и пневмонией, но только в случае подтвержденного диагноза. Последний раз поправки о возможности диагностики и назначения лечения с помощью телемедицины должны были рассматриваться в середине 2020 года, но в итоговой редакции законопроекта этих положений не оказалось. Однако надежды медицинское сообщество не теряет.

Одним из первых примеров телемедицинских технологий считается проект «теледактиль», который в 1925 году был опубликован в американском журнале Science and Invention magazine. Технология объединяла возможности робототехники и радио для проведения удаленных осмотров. Реализована не была. 

Что может врач? 

А кстати, если нельзя ставить диагноз и назначать лечение, что может сделать врач без очного контакта с пациентом? На самом деле не так уж мало. В перечень «телемедицинских» услуг сегодня входят:

• профилактика;
• сбор и анализ жалоб пациента, а также данных анамнеза;
• оценка эффективности лечебно-диагностических мероприятий;
• корректировка ранее назначенного лечения;
• медицинское наблюдение за состоянием здоровья пациента;
• принятие решения о необходимости проведения очного приема;
• оформление электронных рецептов и ряда документов.

Примером того, как это работает, служит сервис «Умная забота 24/7». Медицинские специалисты работают 24 часа в сутки 7 дней в неделю, могут незамедлительно оценить ситуацию и передать сигнал в отделение неотложной и экстренной помощи. Позвать на помощь можно несколькими способами, в частности сервис включает базовую систему с «тревожной кнопкой».

Принятые меры и сама обстановка, когда поход в поликлинику осложняется эпидемической обстановкой, привели к росту инвестиций в телемедицину. Только за первый квартал 2020 года он составил 72%. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предложил регионам включать телемедицинские консультации в подушевой норматив. Так что подобные консультации станут для лечебных учреждений не только обязательны, но и выгодны.

Гаджеты в помощь

«Телемедицинские» возможности врачей сегодня расширяют новейшие гаджеты и устройства, которые несколько лет назад казались плодом воображения фантастов. Фактически мы можем провести осмотр на расстоянии, проанализировать огромные массивы информации и даже оценить, насколько хорошо в клинике соблюдаются меры гигиены.

Итак, вот только краткий обзор тех инновационных технологий, которые используются и активно применяются в работе. Вопросы гигиены сейчас приобрели первостепенное значение. Специально для этой области было разработано инновационное решение Connectome.AI, обучающее правильной обработке рук и контролирующее данную процедуру. «Умный» рукомойник напоминает о своевременной гигиене рук и контролирует, насколько правильно она поддерживается.

Для эффективного взаимоотношения врача и пациента есть несколько прорывных решений. Хочется выделить прибор удаленной диагностики TYTO CARE, разработанный в Израиле и применяемый в США, Австралии, Канаде и Европе. Гаджет позволяет врачу дистанционно послушать легкие, осмотреть горло, нос, уши. Также специалист имеет возможность сделать снимки родинок и высыпаний, предположить наличие глазных заболеваний, измерить сердечный ритм, давление и температуру.

Есть и приборы более направленного действия. Например, российская разработка LAENECO — электронный стетоскоп с приложением для телефона. Без визита в клинику он позволяет прослушать легкие и определить, есть ли патологические звуки в дыхательных путях.

Есть вариант и для регулярного использования. К примеру, «умный текстиль». Это футболка с датчиками, которые фиксируют сердечный ритм и ритм дыхания, температуру тела, уровень физической активности; через Bluetooth и мобильное приложение пациента передают данные на сервер, в том числе лечащему врачу. Подобный мониторинг основных параметров жизнедеятельности позволяет вовремя увидеть тревожные изменения и отреагировать на них.

Другая группа гаджетов ускоряет обработку информации и облегчает принятие решений. В качестве примера можно привести первую сертифицированную в России систему предиктивной аналитики и управления рисками в медицине на основе искусственного интеллекта. Система умеет анализировать электронную медицинскую карту и давать прогноз развития у пациента различных заболеваний. Врачи сегодня также имеют возможность использовать систему сверхбыстрого анализа крови. Она дает результаты за несколько минут в присутствии пациента, причем анализировать может как капиллярную, так и венозную кровь. Это, конечно, не телемедицинский гаджет, но он позволяет максимально повысить эффективность очного приема и заодно сократить его длительность.

В помощь врачам разработана такая технология, как очки дополненной реальности. Они позволяют врачу перед операцией как бы увидеть ее, воссоздать картину, которую он только увидит, точно спланировать все манипуляции. Другая технология компьютерного зрения Zebra Medical Vision на основе анализа рентгеновских снимков, результатов КТ, МРТ, других медицинских изображений выделяет фрагменты исследований, на которые врачу требуется обратить особое внимание.

Конечно, возможности телемедицины не безграничны. Во многих случаях очный контакт пациента и врача необходим. Есть и другие сложные моменты, в том числе то, что в рамках телемедицины пациент часто наблюдается у разных специалистов, а не у одного, который владеет всей информацией. С другой стороны, современные технологии помогают максимально быстро получать и анализировать информацию о здоровье из разных источников, изучать большие объёмы данных за короткое время и опираться на подсказки систем при принятии решений.

Безусловно, это технологии будущего, которые в России предстоит ещё сертифицировать. По оценкам специалистов, среднегодовой темп прироста на рынке телемедицинских услуг в ближайшие пять лет составит около 116%. Из этого следует, что одно остаётся точным: это тренды, которые уже существуют и будут продолжать развиваться.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья