ENG
Добавить в избранное
Инвестклимат, Мнение

Что изменилось на рынке изделий из древесины

Елена Безганс

Елена Безганс

Директор категории «Столярные изделия» сети гипермаркетов «Леруа Мерлен»

За последние полтора года общество и рынки оказались в уникальных условиях, влияние которых ощущается в совершенно разных отраслях. И строительство здесь — не исключение. 

Что нам стоит дом построить

Из-за пандемии в 2020 году в США, а через два-три месяца в Европе начался бум строительства частных домов. Повышение спроса на индивидуальные дома совпало с активизацией отложенного спроса, накопившегося в период ограничений, и общим ростом интереса к экологичному жилью. В результате в США и Европе резко вырос спрос на дома, построенные по каркасной технологии из древесины и плитных материалов на ее основе.

И без того ориентированные на экспорт древесины, на фоне растущего спроса на внешних рынках производители пиломатериалов и древесно-плитной продукции практически полностью переключились на поставки за рубеж. Рост цен на изделия из древесины в США и Европе оказал влияние на экспортные цены, которые в свою очередь служат ориентиром ценообразования на внутреннем рынке. С другой стороны, влияние оказывает внутренний процесс декриминализации лесной отрасли. Совокупность этих факторов привела к тому, что рост цен на древесину на российском рынке продолжается с ноября 2020 года.

Не только в США и Европе, но и в России темпы строительства индивидуального жилья бьют рекорды. Прирост в области индивидуального строительства в стране составил около 40%, обогнав рынок многоквартирных домов, и это аномально высокий показатель. Желание горожан переселиться в собственное жилье за городом, возникшее во время пандемии, спровоцировало повышенный спрос на строительные материалы.

Прогнозировать стабилизацию цен в России пока сложно. Если в США цены уже вернулись к уровню начала года, то на российском рынке все зависит от категории конкретного товара. Так, наиболее заметно выросли цены на древесно-плитную продукцию: рост цен на OSB составил примерно 350%, на фанеру — 200%. При этом изделия из массива древесины подорожали не так сильно — примерно на 120–130%.

Стоит отметить, что ситуация с динамикой цен отличается в зависимости от категории изделий. К примеру, цены на OSB увеличились наиболее значительно на фоне других материалов, но на сегодняшний день уже снизились примерно на 30–70%, на фанеру — на 10%. Меньше всего подорожали изделия из массива.

Несмотря на растущий интерес россиян к индивидуальному жилью, увеличение цен на пиломатериалы сильно тормозит рынок загородного строительства. Застройщики и авторы частных проектов вынуждены останавливать работу на площадках в ожидании отката цен. Покупатели также берут паузу в надежде, что цены упадут.

Стабилизация цен и минимальная коррекция в сторону понижения возможны, но говорить сегодня о цифрах и сроках сложно. Стоит также ожидать возврата рынка к сезонным колебаниям цен, связанным с циклом заготовки леса. Однако предпосылок для снижения до уровня начала 2020 года нет, особенно в сегменте пиломатериалов. Здесь играют роль два фактора: уже упомянутая ориентированность российской лесной отрасли на экспорт, а также декриминализация внутреннего рынка. Рост спроса на индивидуальное строительство в мире также не позволяет говорить о потенциале для снижения цен.

Экологичное строительство

Древесина обладает рядом понятных преимуществ: это самый экологичный материал из возобновляемых источников, его сложно заменить чем-то другим, поэтому древесина не теряет актуальности, несмотря ни на какие конъюнктурные изменения.

Хоть ситуация на рынке сейчас крайне непроста, товарооборот пиломатериалов и изделий из древесины в «Леруа Мерлен» продолжает расти. Компания стремится к тому, чтобы ремонт и строительство оставались доступными для клиентов. Удерживать цены на товары на низком уровне помогает оперативная реакция на рыночные изменения и работа с большими объемами товара. Товарооборот позволяет сохранять прибыль при минимальном уровне цен, которые гарантируют наличие товара.

Еще одно важное преимущество ритейлера, влияющее на ценообразование, состоит в том, что компания работает с широкой сетью поставщиков. Это позволяет выбирать самые привлекательные предложения. Компания стремится смотреть на проблему цен с позиции клиента, оперативно реагируя на корректировку экспортных цен на продукцию из древесины и сохраняя свое предложение максимально привлекательным.

При этом предложение формируется не только исходя из наличия и спроса. Как известно, единого стандарта на изделия из древесины сегодня нет, и каждый производитель руководствуется техническими условиями (ТУ), разработанными на предприятии. Стоит ли говорить, что часто ТУ не выдерживают никакой критики.

В сети приняты свои технические условия, внедрены собственные системы контроля качества. Этот подход радикально отличается от того, что принято на строительных рынках. На полки не попадает древесина естественной влажности, только камерной сушки. В каждом магазине есть влагомер, сотрудники умеют определять сорт и качество дерева по внешнему виду и оценивают их на соответствие внутренним ТУ. В этой работе учитывается и обратная связь от клиентов. К примеру, если покупатели считают, что в изделиях из древесины слишком много сучков или иных пороков, меняется подход к отбору и сортировке, чтобы предоставить клиентам товары, отвечающие их потребностям.

Оценивая ситуацию с точки зрения потребителя, мы понимаем, что цена — это значимый, но не всегда определяющий фактор при выборе. Обеспечивать наличие низкокачественного материала, который будет отбраковываться клиентом уже после покупки, совершенно нецелесообразно. На основании предпочтений клиента мы разработали собственные сорта «Оптима» и «Норма» — это позволяет удовлетворять запросы наших покупателей.

На выбор также влияет наличие сертификата экологичности у строительных материалов. Постепенно формируется группа потребителей, предпочитающих технологии и материалы с дополнительной ценностью, например энергосбережением, снижением потребления ресурсов или экологической сертификации. Это касается и материалов из древесины. Сырье из ответственных источников — уже норма в Европе, она постепенно становится новой реальностью и у нас. Ведь несмотря на то, что древесина — возобновляемый ресурс, восстанавливается он довольно долго, требует ухода и защиты от природных и техногенных катастроф.

Тенденция развивается быстрее в сегменте B2B, где имиджевая составляющая имеет большее значение. Профессионалы быстро воспринимают требования, принятые на высоком уровне, например на уровне девелопера или государственных органов. Так, сегодня многие профессиональные клиенты «Леруа Мерлен» принимают участие в строительстве объектов, подлежащих сертификации по BREEAM (добровольный рейтинг оценки зеленых зданий). Это означает, что у строительных компаний возникает необходимость подтвердить экологичность использованных на объекте материалов. Впоследствии эта необходимость превращается в принцип, принятый добровольно на уровне компании.

В переходе на древесину, экологичность которой подтверждена международной сертификацией, например FSC, важную роль играют не только потребности и убеждения клиентов, но и позиция ритейлера. Подход к товарному предложению, одним из основных критериев которого является сокращение экологического следа, — часть стратегии устойчивого развития компании. Доля партнеров, поставляющих сертифицированные FSC-товары в категории «Столярные изделия», сегодня составляет примерно 15%. Это достаточно большая цифра в сегменте DIY-ритейла.

В других категориях также есть FSC-сертифицированные товары, например: кухни, фоторамки, деревянные вешалки, упаковка. Маркировка гарантирует, что древесина получена из ответственного источника, а вырубленный лес будет восстановлен.

В перспективе ритейлер планирует работать только с ответственными поставщиками и продавать только товары, сертифицированные FSC. На данный момент мы рассчитываем завершить сертификацию всех поставщиков и полностью перейти к продаже сертифицированных изделий до конца 2022 года.

Первые важные шаги в этом направлении уже сделаны. На федеральном уровне мы уже продаем OSB ULTRALAM и террасную доску MULTIDECK с маркировкой FSC. С августа в четырех магазинах сети продаются пиломатериалы, сертифицированные FSC. Мы выделяем ценники на такие товары специальной маркировкой, обучаем сотрудников работе с экотоварами, рассказываем им о сертификации, чтобы они передавали знания клиентам, выделяем экологичные товары на сайте, обновляем карточки товаров, добавляя в них информацию о сертификации.

Переход к продаже сертифицированной древесины — часть стратегии устойчивого развития, принятой группой компаний «Адео», в которую входит «Леруа Мерлен». На полках гипермаркетов будет появляться все больше товаров, изготовленных с применением переработанных материалов, товаров, экономящих ресурсы, товаров с увеличенным сроком эксплуатации и других продуктов, производство и эксплуатация которых сокращают экологический след и отвечают ожиданиям покупателей.

DIY живее всех живых

Еще один растущий тренд в аудитории сети — мейкерство. Древесина постепенно перестает быть исключительно строительным и отделочным материалом для возведения и отделки дачных домов, бань, балконов и беседок и уверенно становится важным интерьерным акцентом. В интерьерах все чаще можно увидеть деревянную мозаику, слэб-панели, рейки на стенах, предметы мебели и декора из цельной древесины.

Благодаря простоте обработки древесина становится одним из основных материалов для мейкерства. Наши покупатели самостоятельно изготавливают из нее полки и стеллажи, кровати, делают из слэбов столы, предметы интерьера и так далее. Все эти изделия обладают дополнительной эстетической ценностью и индивидуальностью. Это еще один фактор, подпитывающий спрос на материалы из древесины. Мы пересматриваем ассортимент, добавляем нетипичные для нас позиции, предназначенные именно для творчества. Хочу отметить, что спрос на эти товары не снижается, несмотря на цены.

Компания стремится находить ответы на эти запросы аудитории, поэтому мы вводим в ассортимент рейки с малыми габаритами и другие небольшие изделия и планируем расширять ассортимент товаров для мейкерства в будущем.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья