ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Стартапы

Что в России мешает «железным» стартапам

Даниил Козлов

Даниил Козлов

Управляющий партнер Global Venture Alliance

На начало 2017 г. в общем объеме российского экспорта высокотехнологичная продукция занимала чуть меньше 1%. В том числе это связано с низким уровнем развития внутри страны экосистемы промышленных стартапов, инновационная продукция которых имела бы шансы занять долю в российском экспорте. «Железные» проекты, и правда, не слишком популярны как у российских инноваторов, так и у инвестфондов, и, тем более, промышленных предприятий, потенциальных потребителей их продукции. Что же мешает развитию промышленных инновационных проектов в России, а также выход на отечественный рынок тех из них, которые уже работают над собственными уникальными решениями?

Орешек №1. Поиски площадки

Для российских промышленных стартапов (кстати, для зарубежных тоже) выход на отечественный рынок действительно представляет целый ряд сложностей. На мой взгляд, ключевых здесь три. Самая главная, конечно же, — проблемы с запуском промышленного производства, в том числе исходя из текущего состояния производственных мощностей. Ни для кого не секрет, что большинство работающих сегодня заводов — достаточно старые, в лучшем случае, модернизированные площадки. Большинство из них попросту не соответствует требованиям, которые нужны, например, для производства современных технологических продуктов, скажем, из области микроэлектроники — на площадках либо просто нет необходимых станков, либо нет компетенций по их использованию.

Отрасли не хватает и технологий, и компетенций на самом производстве, чтобы промышленному стартапу производить то, что он планирует. В результате для многих инноваторов до сих пор проще запустить производство в Китае. Нередко это будет дешевле чем в России, даже учитывая затраты на доставку. В Китае, конечно, есть свои риски: продукт могут украсть или скопировать. Из-за этого многие компании компоненты производят в Китае, а сборку делают на родине. Такая схема неплохо работает, поскольку одновременно снимает определенные риски и удешевляет производство в целом.

Безусловно, встречаются исключения — например, в России есть стартап PICASO 3D: свои 3D-принтеры команда собирает в Зеленограде. Да, они нашли соответствующие компетенции и площадку. Но стоит учитывать и тот факт, что у них огромное количество сил ушло на отладку местного производства и работы с партнерами, которые там находились.

Орешек №2. Работа без поддержки

В России практически абсолютно неразвит рынок поддержки именно промышленных стартапов. Для IT-проектов сегодня есть десятки акселераторов и инкубаторов, как частных, так и государственных, существует целый ряд корпораций, которые готовы или уже создают собственные акселераторы и венчурные фонды. Когда же мы доходим до промышленных технологий, корпоративная поддержка практически отсутствует. Увы, у нас существует очень мало программ, которые поддерживают промышленные стартапы. Крупные компании только-только начинают в эту игру заходить, при этом в большинстве случаев это госкорпорации, а значит, им еще только предстоит пройти путь создания инновационных программ по работе со стартапами. Государственных игроков можно по пальцам перечислить: Фонд Бортника (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) или Сколково… Локальные технопарки не учитываем, так как они очень узко направлены, предоставляют маленький набор услуг и точно не предполагают финансирования. То есть сама инфраструктура для поддержки «железных» стартапов существует, но она крайне неразвита и ее очевидно недостаточно.

Орешек №3. Отсутствие рынка

Третьей проблемой остается, естественно, отсутствие развитого рынка потребления промышленных инноваций внутри страны. Если мы посмотрим, какой объем технологий применяется в самой России, то по многим отраслям этот объем достаточно мал — по сравнению с тем же Китаем, США, странами Евросоюза и т.д. В результате у проектов неминуемо возникает вопрос рациональности выхода на российский рынок, ведь внутри страны можно лишь опробовать продукт, оттестировать работу с первыми клиентами, а сразу выходить на реально перспективный рынок, где и есть смысл развиваться.

Впрочем, есть несколько отраслей, которые могут оправдать ожидания: это нефтянка, нефтехим, химическое производство, металлургия, добыча полезных ископаемых. В принципе, можно рассмотреть и какие-то промышленные решения в ритейле, они менее востребованы, там есть свои ниши, и ритейл в России достаточно большой. Но даже и здесь все не будет просто — контрагентами стартапа станут крупные неповоротливые промышленные гиганты, которые только входят в сферу инноваций, будь то государственные или частные компании. Пока они еще не выстроили удобных механизмов работы со стартапами: иногда очень долго заключается контракт, часто денег на такие взаимодействия не выделяется, стартапу в итоге приходится тяжело. Если же корпорации заинтересует продукт, они, скорее всего, захотят купить либо всю компанию, либо 50%+, то есть предъявят неразумные запросы. Поэтому стоит дойти до рынка, оказывается, что либо того попросту нет, либо для входа он достаточно тяжел. В итоге проще оказывается продать свои продукты крупным европейским компаниям, которые уже готовы к работе с инновациями и у которых уже отлажен механизм взаимодействия.

Так есть ли шансы у промышленных стартапов выйти на российский рынок? Это, конечно, непросто, но, в целом, несмотря на все тяжести, если смотреть на последние три года, динамика будет все же положительной. Появляется все больше крупных промышленных компаний, которые заинтересованы в работе со стартапами: они могут и не уметь этого делать, но, по крайней мере, они хотят работать. Появляется и больше институтов поддержки, в том числе частных — к примеру, заработал акселератор «Территория» Александра Морозова (управляющий партнер экосистемы «Территория» — ред.). Запускает частные программы с промышленным уклоном и Global Venture Alliance. Сейчас уже запущен и продолжается набор на Startup Kazakhstan. Направления программы: индустрия 4.0+, новые материалы, включающие горную добычу, разведку, переработку и умный город. Это все — промышленные технологии; и в подобные программы стартапам вполне можно заходить, они помогают развиваться. Просто нужно подождать от 3 до 5 лет, и у нас в России в итоге появится полноценная экосистема для промышленных стартапов.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья