ENG
Добавить в избранное
Мнение, Стартапы

Что можно получить от «Сколково», кроме грантов и льгот

Александр Коробов

Александр Коробов

Директор по продажам и развитию компании «Биорг»

Многие российские стартапы, работающие в сфере инновационных технологий, хотят попасть в технопарк «Сколково». У каждого их них — свои причины стремиться в резиденты, но, как показывает практика, все-таки большинство компаний приходит сюда ради льгот: налоговых, страховых, таможенных, не подозревая о других преференциях. Никаких секретов и тайных знаний для избранных, конечно же, нет. Все 68 сервисов для резидентов опубликованы на сайте. Вам могут найти ментора или организовать выезд в другую страну для знакомства с потенциальными партнерами и даже, возможно, предоставят микрогрант для компенсации расходов, но ценность резидентства не только в этом. 

Нетворкинг 

«Биорг» является резидентом «Сколково» уже пять лет (в свое время мы даже получили грант на развитие нашей платформы), и точно можем сказать, что ключевое преимущество технопарка — это нетворкинг, обрастание связями, выстраивание отношений с нужными людьми. «Сколково» — это в первую очередь коммуникационная среда. Попадая туда, ты проходишь несколько этапов: сначала знакомишься со всеми подряд, потом переключаешься на тех, с кем совпадает вектор, например с представителями индустрий, на которых ориентирован твой продукт. Следующий этап — новый фильтр, когда ты нацелен на потенциальных партнеров (заказчиков, инвесторов). Наконец, в самом конце воронки ты находишь тех, кто выводит тебя на другой уровень, от кого ты получаешь новые инсайты, идеи, партнеров для новых проектов.

Как нужно действовать?

Самый простой способ — следить за событиями, чтобы вовремя зарегистрироваться, приехать, послушать и пообщаться. Календарь также выложен на сайте. Любой резидент может посещать отраслевые выставки и конференции, на которые приезжают представители крупных корпораций, а иногда даже первые лица государства. На определенном этапе можно (и нужно!) делать заявки на участие в них в качестве спикеров, чтобы продемонстрировать свою экспертизу широкой аудитории. Также на некоторых мероприятиях можно воспользоваться опциями «записаться к ментору» или «задать вопросы спикеру» и тем самым «подсветить» себя и свою компанию. Еще одна отличная возможность для нетворкинга — посещать митапы. Это неформальные встречи, на которых специалисты обсуждают выбранную тему и делятся знаниями.

На определенном этапе «проникновения в тусовку» возникают закрытые онлайн-сообщества, объединенные по отраслевым или продуктовым интересам. Я, например, участвую в группе, которую сделал основатель одного известного финтех-стартапа. Там общаются представители довольно известных компаний, с которыми на равных можно обсуждать любые профессиональные вопросы. У нас есть решения для финансовых организаций, для нас это очень полезные знакомства. Аналогичные сообщества есть и в других сферах.

Выходы на корпорации

В «Сколково» периодически обращаются различные компании, банки, госкорпорации, которые ищут готовые решения (у многих госкомпаний часто есть KPI на закупку инновационного продукта). Им это очень удобно, не надо бегать по рынку, можно прийти в инновационный центр и оставить свой запрос: мне нужно такое-то решение для решения определенных задач. Обычно это происходит так: технопарк собирает представителей корпораций и приглашает на встречу 5–10 стартапов для питч-сессии. Возможна и обратная ситуация: если стартапу нужно выйти на какую-то компанию, он может обратиться за помощью к представителю «Сколково». Если у технопарка выстроены коммуникации с данным заказчиком, они скорее найдут вам контактное лицо и, возможно, даже помогут организовать встречу. В свое время мы таким образом познакомились с представителями сети «Магнит», банков «Открытие» и ВТБ.

Как добиться того, чтобы рекомендовали именно тебя?

Для этого нужно быть в фокусе. В фокус попадают компании, которые не только берут, но и дают. Фокус — это лояльность, это знак доверия; чтобы его заслужить, нужно быть на виду и готовым к взаимодействию. Чем вы можете быть интересны для «Сколково»? Своими успехами в инновациях, своим опытом резидентства, готовностью делиться и тем, и другим, и тратить на это время. Иногда инновационный центр посещают высокопоставленные лица, руководству нужно показать «товар лицом». Они звонят и спрашивают: не могли бы мы приехать и выступить? И мы приезжаем. Хорошо если все происходит в Москве. А если где-нибудь в Архангельске или Владивостоке? Далеко не всегда есть время и желание ехать в стартап-тур на другой конец страны, чтобы пообщаться там с местным ИТ-комьюнити и рассказать про преимущества акселерационных программ. Но отказываться не стоит: рано или поздно это принесет свои результаты.

Если вы всегда готовы помочь, если на вас можно положиться, как вы думаете, кого в первую очередь позовут, когда случится по-настоящему серьезное мероприятие? Да, безусловно, шансы принять участие в питч-сессиях перед руководством «Газпрома» или Сбербанка есть у всех. Каждый стартап может подать заявку и попытаться пройти отбор. Но без гарантий.

Корпоративные акселерационные программы

Как и другие институты развития, «Сколково» время от времени помогает своим бизнес-партнерам запускать корпоративные акселераторы. Акселерационные программы в фонде проводят такие компании как, например, «Северсталь», «АстраЗенека», «Магнит», «АйТеко», «Росатом» и другие. Их цель — быстро и недорого получить доступ к инновациям, идеям и командам. А для стартапа это самый быстрый трекинг для входа в корпорацию. Нас, например, периодически зовут принять участие в акселерационных программах, нацеленных на разработку решений с использованием искусственного интеллекта.

Стоит ли в них участвовать, и если стоит, то в каких?

Здесь надо соблюдать меру и определенные правила. Полноценное участие в акселераторе — это серьезная работа: домашние задания, поиск решений, встречи с трекером, с другими стартапами. Это несколько часов в неделю, а основную работу при этом тоже никто не отменял. Выбирать нужно, ориентируясь не на «крутизну» компании, а на задачи, которые в рамках акселератора надо решить. Если «Северсталь» ищет решение в области сберегающих технологий, мы откажемся. Но если им требуется решение для автоматизации HR-процесса, то пойдем.

Еще один критерий — готовность корпорации компенсировать усилия стартапов. Если вас зовут поработать бесплатно, хорошо подумайте. Сегодня в большинстве компаний понимают, что проведение пилота — это работа, которая должна быть оплачена. Такие компании не будут заставлять стартап работать бесплатно, поэтому для реализации программ они закладывают бюджеты на оплату пилотов. Но есть компании, которые считают, что пилоты должны проводиться бесплатно; в таком случае стартапу нужно серьезно подумать, готов ли он тратить на это свои ресурсы. Если есть четкие договоренности, что при достижении определенных метрик будет масштабирование, возможно, игра стоит свеч, если же таких договоренностей нет и перспективы туманны, то, на мой взгляд, лучше отказаться.

Чего от «Сколково» ждать не стоит

«Сколково» — это не детский сад, поэтому никто не будет бегать за вами и напоминать про все открывающиеся резидентам возможности. Для вас их разработали, кому нужно — приходит и говорит: хочу, дайте, пожалуйста. И ему дают. «Сколково» — это не лидогенератор. Вам не будут приводить клиентов за ручку — у них другая задача, а свою задачу вы должны решать самостоятельно. Вам дадут удочку — самую крутую и продвинутую из всех имеющихся, но ловить рыбу придется самому. Наконец, «Сколково» — это не благотворительный фонд, их цель — помочь в создании российских коммерчески успешных продуктов, поэтому не стоит рассчитывать на то, что причастность к сфере технологий сразу откроет вам двери технопарка. Вам придется усердно потрудиться, чтобы доказать инновационность и перспективность своих решений.

Для начала нужно понять, соответствует ли профиль ваших продуктов одному из поддерживаемых кластеров (список), далее — ознакомиться с перечнем перспективных направлений в каждом из них, и если совпадения найдены, а ваш проект подходит под понятие инновационного — претендовать на статус и оформлять заявку. Заполнение заявки — это большая и серьезная работа, которая может претендовать на отдельную статью. Ключевыми критериями отбора являются технологическая ориентированность проекта, его научная составляющая, команда и план выхода на рынок. Именно на них необходимо сделать акцент.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наша страница в Facebook
Наши телеграмм-каналы:
Стартапы и технологии
Коронаэкономика
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья