ENG
Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Что можно поручить роботу

Иван Мельников

Иван Мельников

Директор по продукту компании ROBIN

В 2020 году рынок технологий Robotic process automation (RPA) вырос до $1,9 млрд, оказавшись самым быстрорастущим сегментом среди корпоративного ПО. Robotic process automation используется для создания роботов-помощников, которые частично выполняют функционал реального сотрудника компании. Выполнение каких бизнес-процессов можно смело доверить роботу?

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Что представляет собой RPA

Robotic process automation (RPA) — это автоматизация бизнес-процессов с использованием так называемых программных роботов: маленьких программ, которые могут имитировать действия сотрудника при пользовании корпоративными информационными системами и повторять действия за ними. Такой инструмент позволяет сотрудникам избавиться от типовых рутинных задач и больше времени заниматься интеллектуальным трудом. RPA используют как в государственных, так и в частных компаниях.

Компании выбирают технологии RPA для оптимизации бизнес-процессов не просто так — роботы могут взять на себя выполнение задач, которые другими способами не автоматизировать (например, работа с государственными порталами, не предоставляющими api) или автоматизировать можно, но долго и дорого (например, доработка внутренних систем). Платформы по созданию программных роботов в большинстве предлагают готовые «умения» таких цифровых сотрудников, из которых настраивается автоматизированный бизнес-процесс, что намного дешевле и быстрее обычной разработки. Сделать цифрового сотрудника RPA можно за несколько недель. И, в отличие от реального человека на исполнительной должности, роботу не нужно платить зарплату.

Роботы действуют по заранее заданному алгоритму, не отвлекаются от выполнения задачи и не допускают ошибок. Там, где сотрудник может перепутать цифры от усталости, робот все запишет правильно. Считает он тоже намного быстрее. Несколько часов, которые работник проводит за составлением отчета, превратятся в 15 минут вычислений с помощью робота. Работа — это не рутина.

Основная задача цифровых сотрудников — разгрузить людей от монотонных задач, освободив время для более важной и интеллектуальной деятельности. Платформа роботизации позволяет настраивать робота под конкретную задачу. Самое важное, Robotic process automation подходит для любого бизнеса вне зависимости от сферы, ведь программные роботы могут работать с любыми системами для планирования и процессного управления, такими как ERP, CRM, BPMS, и внешними порталами.

Решение задач, связанных с финансами и платежами

С помощью технологии RPA компании налаживают работы финансовых и бухгалтерских отделов. Цифровые сотрудники формируют ежемесячные и квартальные отчеты, например о прибылях и убытках, получая данные из нескольких систем за 20–30 минут, что в 6 раз быстрее, чем делает сам работник. Также, в отличие от людей, они не ошибаются в подсчетах. Роботы способны контролировать все поступления и списания денег на счете фирмы, обрабатывать их и заносить в отчеты. Роботы могут взять на себя формирование справок и выписок для сотрудников (приказы на премию, 2-НДФЛ) и подготовку комплекта документов для ФНС и других контролирующих организаций.

Роботы RPA облегчают ведение бухгалтерского учета, автоматизируя процесс. Программный робот может осуществлять ввод данных с первичной документации (актов, счет-фактур, приходных ордеров) в учетные системы. Таким образом, робот полностью выполняет рутинную часть процесса вместо сотрудника, подключая его в случаях, когда надо, например, связаться с поставщиком и решить проблему.

Цифровой сотрудник может взять на себя расчёт премий и отпускных, а также формирование платежных поручений в банк-клиенте на перечисление заработной платы. Робот проверит данные сотрудников, учтет рабочее время, автоматически рассчитает премиальные бонусы, больничные и другие выплаты. В итоге сформирует зарплатные реестры, при необходимости может согласовать их с сотрудником, заполнит платежки в банк-клиенте и отправит на исполнение в банк.

Работа с клиентами

Программный робот — отличный помощник для сотрудников отделов продаж и техподдержки. Иногда в компанию поступает больше заявок на товары и услуги, чем их можно обработать в данный момент. Из-за этого на запрос клиента слишком долго реагируют, что приводит к потере нового покупателя.

Робот возьмет на себя прием заказов, даже если систем источников несколько, сможет проверить наличие товаров на складах, возможные сроки поступления товаров, отправить информацию в РЦ или на склад, подключив менеджера по работе с клиентом, в случае когда требуется урегулировать нештатную ситуацию с клиентом, передав менеджеру сразу всю необходимую информацию. Сотрудник сконцентрирован на общении с клиентом, а не на однотипной задаче обработки заказов, поиска и проверки информации — за него все делает робот.

В поддержке клиентов и пользователей робот может получать из разных источников, в том числе голосовых, заявки, регистрировать их в системе и производить первичную классификацию. В зависимости от сценария робот может и проверить достаточность информации для предоставления ответа и сразу запросить уточнение или самостоятельно подготовить ответ.

Управление персоналом

Цифровые сотрудники могут стать настоящими помощниками на любом этапе работы с сотрудником. Роботы могут помогать в найме сотрудников на массовые вакансии (например, в компании с большой численностью сотрудников большая «текучка» кадров — и поиск кандидатов осуществляется постоянно), выполнять поиск резюме по критериям и приглашение сотрудников на вакансию. Затем помогать при оформлении сотрудника на работу. Оформить заявку на организацию рабочего места, получение техники, заведение необходимых учетных записей в системе; оформление доступов и пропусков могут взять на себя роботы.

Роботы могут проконтролировать прохождение сотрудником обязательных адаптационных корпоративных курсов и напомнить о необходимости их прохождения. Оформление и согласование командировок также может быть обязанностью цифрового сотрудника. Помочь роботы могут и при увольнении сотрудника: подготовить комплект документов, приказ на увольнение, собрать информацию из систем об имеющемся на руках оборудовании, материалах, деактивировать учетные записи из систем и порталов, проверить наличие задолженности по сотруднику.

Синхронизация и перенос данных

При выполнении задачи сотрудник часто может быть вынужден переносить данные между системами вручную. Одна из систем может быть системой контрагента, государственного органа или другого подразделения. В силу этих обстоятельств доработать её, разработать интеграцию и реализовать автоматический перенос данных невозможно. Например, поступает заказ на поставку продукции в систему логистического провайдера, а сотруднику необходимо перенести данные по заказу во внутреннюю систему. Такую задачу возьмут на себя цифровые сотрудники, ведь особенность их применения заключается в том, что они не требуют доработок со стороны систем и специальных настроек инфраструктуры — для взаимодействия требуются только интерфейсы систем, как и сотруднику.

Удобная аналитика

При подготовке отчетов, сводных форм, презентаций сотрудники выгружают информацию из нескольких систем. Программные роботы могут агрегировать данные из нескольких источников, приводить их к требуемому формату, причем — в отличие от сотрудника — роботы могут делать это параллельно.

Робота можно настроить таким образом, что он будет не только искать данные, но и сравнивать разные предложения между собой. Такая система используется при отстройке от конкурентов, поиске новых поставщиков и заказчиков, а также для анализа целевой аудитории.

И все же робот — не человек

Робот — скорее помощник и может взять на себя выполнение повторяющихся, монотонных, скучных задач. Цифровой персонал нужно рассматривать как эффективный инструмент, который поможет сотрудникам заниматься более важными вещами: общаться с топовыми клиентами, решать сложные интеллектуальные задачи, строить маркетинговые стратегии, работать с креативом и не только.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья