ENG
Инвестклимат, Мнение

Что происходит с ресторанным бизнесом

Кирилл Романюк

Кирилл Романюк

Генеральный директор компании «Бюро ресторанных технологий»

Уходящий 2020 год надолго запомнится владельцам и посетителям ресторанов и клубов.

Несколько последних лет в индустрии гостеприимства (и не только) было очень популярным проведение форумов, съездов, выставок и вебинаров. Чему только ни учили бизнес-тренеры на этих мероприятиях начинающих и уже опытных рестораторов. Но к такому повороту событий, который произошел в 2020 году и наверняка еще продолжит происходить в 2021 году, не были готовы ни эксперты, ни рестораторы, ни потребители.

В марте 2020-го мало кто представлял объем будущих потерь и ограничений, ибо шок от происходящего и необходимость немедленного реагирования на ежеминутно меняющиеся условия игры не давали времени глубоко осмыслить и проанализировать происходящее. Теперь, в канун Нового года, когда мы живем, как теперь многие говорят, в «новой реальности» уже более восьми месяцев, можно подвести первые итоги. А итоги таковы.

По словам Игоря Бухарова (ФРИО России):

«Около 40% владельцев ресторанов, кафе и других организаций в сфере HoReCa лишились своего дела. Заведения на данный момент работают, однако после массовых убытков во время весеннего карантина множество собственников ушли, передав свой бизнес другим людям. К слову, эта проблема затрагивает не только ресторанную деятельность».

Глава Счётной палаты Алексей Кудрин не раз и не два за последнее время заявлял:

«Треть компаний малого и среднего бизнеса (МСБ) может прекратить работу в результате второй волны коронавируса».

Необходимо отметить, что подобные заявления были сделаны еще до оглашения новых ограничительных мер, которые ввели в ряде регионов России в ноябре и декабре текущего года. И эти нововведения добавят еще больше данных в печальную статистику закрывшихся объектов общественного питания и индустрии развлечений.

Так, с 13 ноября в Москве запрещено обслуживание гостей ресторанов после 23 часов и до 6 утра. Ограничение будет действовать до 15 января и нанесёт сокрушительный удар по питейным заведениям, клубам и дискотекам.

В Северной столице ограничения еще более жёсткие — с 25 декабря по 29 декабря и с 4 января по 10 января предприятия общественного питания не смогут принимать посетителей в вечернее и ночное время, а именно с 19.00 до 6.00, и совсем не смогут обслуживать посетителей с 30 декабря 2020 года по 3 января 2021 года. То есть новогодние гуляния в Северной столице полностью обойдут стороной рестораторов, равно как и их кассовые аппараты.

В ряде других регионов России заведения питания завершают свою работу уже в 22 часа. Например:

  • В Ставропольском крае с 22:00 до 06:00 вводится запрет на деятельность всех предприятий общепита.
  • В Ростове-на-Дону рестораны и кафе в новогоднюю ночь будут работать до 22 часов. Также запрещена работа клубов и дискотек.
  • На полуострове Крым запрещены банкеты и корпоративы, в том числе на территории гостиниц, отелей и санаториев. Рестораны 31 декабря будут работать лишь до 22 часов. Также будут закрыты дискотеки и караоке. Ограничения будут действовать с 20 декабря по 15 января.

До декабрьских нововведений в ограничительные меры у предпринимателей еще была какая-то надежда, что декабрь и январь дадут возможность хоть как-то сократить потери и закрыть часть долгов, накопившихся с весны текущего года. Но теперь ночная индустрия Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других городов России отправляется в нокаут, в котором будет находиться минимум до февраля следующего года. Февраль традиционно хорош на выручку ввиду нескольких праздников, проводимых гостями в барах и ресторанах. Однако какие противовирусные меры будут приняты к тому времени — пока не известно.

Сейчас многие предприниматели будут решать, есть ли смысл работать в таких рамках или проще окончательно закрыться, зафиксировав убытки, и не продолжать операционную деятельность в новом 2021 году.

В самом выигрышном положении, если его можно так назвать, сейчас находится фастфуд. Он может уменьшить часть потерь за счёт доставки продукции на дом и работы навынос. Кроме того, недорогой сегмент быстрее вернёт и потребителей даже при массовом снижении доходов людей. Это смягчит удар по рынку общественного питания в целом. Ведь на долю фастфуда в 2019 году приходилось 51% российского рынка общепита (по данным NPD Group).

Многие ли рестораторы смогут оправиться и подняться после ограничительных ударов и снижения спроса — покажет конец первого — начало второго квартала 2021 года. Именно в этот срок большинству компаний будет необходимо заплатить налоги, закрыть задолженности перед поставщиками и партнерами. Также к этому моменту появится точная и официальная статистика по количеству компаний, которые смогли пережить 2020 год, и тем, кому это сделать не удалось.

В наступающем году наверняка продолжится перераспределение рынка общественного питания между собственниками бизнеса. Как известно, «свято место пусто не бывает»: в закрывшиеся объекты придут новые операторы в надежде, что их бизнес-модель будет более устойчивой в нынешней обстановке, чем была у прежнего собственника. Безусловно, ситуацией воспользуются крупные сетевые проекты: наверняка постараются нарастить своё присутствие за счет новых локаций, которые ранее были для них недоступны.

Предпринимателям, чей бизнес в индустрии питания не такой крупный, как у сетевиков, намного сложнее оптимизировать свои расходы и держаться на плаву, не говоря уже о расширении бизнеса. Ведь снятие ограничений с работы общественного питания —  только первый этап на пути к «прежней жизни». Вторым этапом должно стать восстановление спроса и покупательской способности. А это уже, как мы понимаем, макроэкономические параметры, на которые рестораторы повлиять вряд ли смогут.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья