Российский бизнес продолжает развиваться в турбулентных условиях. Каких изменений ожидать в 2024 году и какие тренды будут влиять на рынок?
1. Сложная экономическая ситуация
В конце октября Центробанк повысил ключевую ставку до 15% годовых. Цель — вернуть инфляцию с ее текущего уровня (в конце ноября официальный показатель составлял 7,4%) к цели в 4% в 2024 году.
По некоторым прогнозам, уже 15 декабря нас может ждать еще одно повышение ставки. Но даже если этого не случится сейчас, вероятность того, что ставку увеличат в следующем году, сохранится.
Высокая ключевая ставка делает дорогими кредиты, причем не только для бизнеса. Компаниям сложнее привлекать дополнительные деньги под свое масштабирование, а потребители стремятся к накоплению и снижают расходы. Развитие экономики замедляется.
Кроме того, по-прежнему действуют экономические санкции. Они осложняют деятельность компаний по импорту и экспорту.
2. Импортозамещение
Несмотря на все сложности, сейчас российский бизнес находится в уникальной ситуации. Из-за ухода зарубежных компаний на рынке освободилось очень много ниш: от эконом- до лакшери-сегмента. И для отечественных компаний это реальный шанс их занять.
По данным за 2023 год, объем импортозамещающих товаров вырос на 15%. По отдельным нишам (например, производство одежды и обуви и косметическая промышленность) он достигает 30–40%. Это говорит о том, что российские компании активно используют возможности, которые открылись в новой ситуации. И во многих нишах конкуренция уже выросла.
Какие ниши я считаю перспективными в 2024 году:
• производство экологически чистых товаров, услуг и еды;
• цифровые платформы и цифровизация бизнеса;
• внутренний туризм и все виды сопутствующей деятельности;
• здравоохранение;
• IT-технологии.
3. Онлайн-торговля, сервисы доставки и маркетплейсы
10 лет назад мы говорили: «Если у твоего бизнеса нет сайта, у тебя нет бизнеса». 5 лет назад: «Если тебя нет в (теперь уже запрещенной) сети, у тебя нет бизнеса». Сегодня абсолютно справедливо будет сказать: «Если твоего бизнеса нет на маркетплейсе, у тебя нет бизнеса».
Во втором квартале этого года обороты малого и среднего российского бизнеса в онлайне выросли на 63%. Люди все больше и больше предпочитают онлайн-торговлю, и очень весомая доля всех ниш уходит в онлайн. Поэтому я считаю, что сервисы доставки и маркетплейсы — это мастхев для любого продуктово-товарного бизнеса в 2024 году.
4. Внедрение цифровых технологий
С одной стороны, цифровизация и автоматизация — это очень удобно. Но с другой стороны, бизнес должен быстро к этому адаптироваться, потому что опыт в этой области может быть очень дорогим.
На какие направления развития информационных технологий стоит обратить внимание:
• инструменты для онлайн-торговли;
• аналитика данных;
• облачные сервисы для хранения данных;
• CRM-системы;
• настройка бизнес-процессов;
• коммуникации с конечным потребителем (например, чат-боты).
5. Регулирование со стороны государства
Нужно быть готовым к тому, что государство уделяет все больше внимания регулированию бизнеса, бизнес-процессингу. Это касается всех предпринимателей: и тех, кто работает в офлайне, и тех, кто ведет деятельность онлайн.
Поэтому дела надо приводить в порядок: вести бизнес полностью легально и прозрачно, прорабатывать договора и оферты, переводить все процессы в более цивилизованное русло.