ENG
Инвестклимат, Прогнозы

«Путь в тысячу ли начинается с первого шага»

В апреле 2020 года Институт отраслевого менеджмента РАНХиГС, Экономический клуб МГИМО OECONOMICUS и АНО «Центр развития деловых компетенций» провели серию дистанционных круглых столов с международным участием для всестороннего исследования того, какое влияние оказывает пандемия коронавируса на экономические и социальные сферы современного общества. 

Модератором проведенной серии дистанционных круглых столов является член Экспертного совета по управлению экономикой знаний при Комитете ГД по образованию и науке, генеральный директор АНО «Центр развития деловых компетенций», преподаватель ИОМ РАНХиГС Олег Гуров.

В проведенных мероприятиях приняли участие многочисленные представители научного и студенческого сообщества, специалисты и эксперты из различных деловых сфер из России, стран ЕАЭС, ЕС и Великобритании.

В условиях самоизоляции, избытка противоречивой и зачастую некачественной информации представляется очень важным объединение квалифицированных специалистов для обсуждения актуальных проблем, требующих осмысления. Сейчас формируется новая парадигма, и направление ее развития зависит от того, насколько мы осознаем и договоримся о движении в сторону благополучного и стабильного будущего.

Первый круглый стол «Правовые нормы и защита граждан в цифровой экосистеме: вызовы пандемии» был посвящен обсуждению вызовов, стоящих перед правовой системой, гражданским обществом и бизнесом в текущих условиях, а также путей защиты и перспектив развития в сложившейся ситуации.

Участники мероприятия подчеркнули важность поиска системных подходов в решении проблем, стоящих перед обществом и государством. Сегодня перспективы развития уходят на второй план по сравнению с необходимостью достижения стабильности. Риски высокого уровня безработицы, переход бизнеса в онлайн, необходимость реформирования систем здравоохранения и образования требуют активного участия всех стейкхолдеров общественных процессов в качественном обновлении системы.

В качестве спикеров в дискуссии приняли участие руководитель проектного направления «Право и нормотворчество в цифровой среде» Центра перспективных управленческих решений Ольга Шепелева, координатор международных программ ЕУИ, преподаватель кафедры французского языка ЕУИ МГИМО МИД РФ Анастасия Макаренко, старший партнер-юрист Floranius Law Office Андрей Антосиев (Эстония), старший преподаватель ИОМ РАНХиГС Юлия Черепанова и преподаватель Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Кошкин.

Следующий дистанционный круглый стол «Влияние пандемии на развитие рынка труда» продолжил начатую ранее дискуссию, поскольку данная проблематика имеет первоочередное значение. В текущей ситуации, по данным Международной организации труда, под угрозой увольнения находятся при оптимистическом сценарии 5,3 млн человек, а при пессимистическом — около 25 млн человек. Риски безработицы и необходимость качественного анализа и перестройки всех систем являются насущной необходимостью.

Текущие проблемы на рынке труда являются логичным и очевидным результатом осуществляемой в мире цифровой трансформации во всех сферах жизни. Пандемия обострила и довела до критического состояния данную ситуацию, но не создала проблему на пустом месте. Сейчас перед нами стоит задача оперативно перестроиться и найти решения для выживания и развития. Положительным фактором является то, что Россия — один из лидеров в мире по числу пользователей интернета, и это может использоваться как возможность для поиска эффективных решений и даже конкурентных преимуществ.

На круглом столе выступили директор по персоналу Easy Group, эксперт в области HR-процессов Юлия Дёгтева, директор по развитию Staff-UP Consulting Group Елена Лимонова и генеральный директор бизнес-отеля «Бородино» Артур Макаов.

Заключительное из проведенной серии мероприятий «Коронавирус и бизнес: кто кого?» было посвящено обсуждению предпринимательского духа, быстроты реакции бизнеса в условиях неопределенности, а также вопросам клиентоориентированности, конкурентоспособности, преимуществ и недостатков удаленной работы, взаимовыручке, поддержке малого бизнеса и др.

Следует констатировать, что стремительно меняются структура спроса и предложения, поведение тех, кто принимает решения, будь то политики или предприниматели. Меняется и отношение между государством и бизнесом, наиболее актуальными становятся вопросы поддержки бизнеса со стороны государства, чтобы обеспечить выживание и возможности для развития предпринимательства в будущем.

Круглый стол был открыт выступлением старшего преподавателя кафедры экономической теории, научного руководителя Экономического клуба МГИМО Анны Макаренко, далее с докладами выступили исполнительный директор, руководитель направления Healthcare региона Центральной и Восточной Европы IPSOS Марина Безуглова, генеральный директор Holy Corn Алиса Басырова, CEO и основатель Сhatfuel, бизнеса в области платформ чат-ботов, Артем Пташник и председатель правления инвестиционного банка «Веста», директор департамента малого и среднего бизнеса МКБ Виктор Жидков.

Ключевые выводы в результате проведенной серии круглых столов о влиянии коронавируса на социально-экономические аспекты жизни общества и бизнеса:

  1. С юридической точки зрения необходимо проанализировать пропорциональность установленных ограничений, обусловленных распространением инфекции COVID-19, которые должны быть незамедлительно сняты после завершения мероприятий, направленных на сдерживание вируса.
  2. Ситуация осложняется отсутствием юридической базы и юридической практики, касающейся перевода работников на дистанционную форму работы.
  3. Коронавирус сам по себе не является обстоятельством, препятствующим исполнению обязательств. Условием освобождения от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств является наличие прямой причинно-следственной связи между форс-мажорным обстоятельством и невозможностью исполнить обязательство. Судебная практика свидетельствует о крайне ограниченном применении судами доктрины форс-мажора и доктрины существенных изменений обстоятельств.
  4. Перевод на дистанционную форму обучения в целом снижает качество получаемого образования, поскольку культура обучения данного вида еще находится в стадии формировании. Преподавателям и студентам сложно ориентироваться в том количестве информации, которая им поступает.
  5. Бизнесу в нынешних условиях перестроиться практически невозможно, отмечен высокий риск банкротств, особенно для малого и среднего бизнеса.
  6. Крупные компании с большим штатом сотрудников рассматривают новые сегменты, подходящие для оперативного переориентирования своих сотрудников. В отраслях, имеющих непосредственное отношение к поддержке бизнеса в интернете, наблюдается недостаток квалифицированных кадров (логистика, е-коммерс, бизнес-обучение). Ценность и конкурентное преимущество в виде человеческого общения сохранится и станет еще более важным.
  7. Специалисты, способные выполнять различные смежные задачи, будут крайне востребованы на рынке труда. При этом возможности работы на удаленном доступе позволят профессионалам из разных регионов страны зарабатывать, сохраняя автономность.
  8. Целесообразен поиск новых форм развития, в частности организация и проведение гибридных, совмещающих онлайн и офлайн мероприятий. Прогнозируется спрос на специалистов, готовых переучиваться и подстраиваться под требования технологий.
  9. В обществе текущая ситуация воспринимается как наиболее сложная за последние 10 лет, но при этом ожидания на перспективу положительные, в обществе присутствует надежда на улучшение ситуации по окончании самоизоляции. Более высокая клиентоориентированность бизнеса, а также развитие культуры взаимопомощи позволят преодолеть негативные последствия, вызванные кризисом.
  10. Бизнес, связанный с производством продуктов питания, продолжает функционировать. Отмечается рост домашнего потребления. Некоторые сопутствующие направления испытывают значительные проблемы, например кейтеринг и экспорт.
  11. Компании, деятельность которых изначально строилась на удалённом формате работы, в настоящее время также занимаются оптимизацией бизнес-модели и ищут пути сокращения издержек.
  12. В банковской сфере удалось достаточно оперативно перевести существенную часть бизнеса в удаленный режим. Это явилось положительным фактором, поскольку придало прозрачность деятельности каждого сотрудника.
  13. Важной проблемой в сложившейся ситуации является отсутствие в РФ инструментов для закрытия бизнеса и его быстрого перезапуска с чистого листа. Разработка и внедрение подобного механизма позволят преодолеть негативные явления и создать условия для дальнейшего развития.

Успех проведенных мероприятий свидетельствует об их востребованности и многосторонней важности качественных коммуникаций в период самоизоляции. В первую очередь аудитория, существенную часть которой составляли студенты РАНХиГС, МГИМО и других российских и зарубежных вузов, смогла получить квалифицированную и верифицированную оценку событий, происходящих в экономике и социальной сфере; заинтересованные зрители имели возможность задать вопросы и принять участие в дискуссии.

Во-вторых, проведенные мероприятия имеют социально-просветительское значение, поскольку позволили участникам и зрителям пообщаться на платформе мероприятия, обсудить вопросы, которые волнуют всех нас, ощутить единство и солидарность.

Конечно, серия дистанционных круглых столов имеет и практическое знание: сейчас стоит задача развивать новые направления, оптимизировать расходы, искать пути для выживания и развития бизнеса. Ведь, как сказал Лао-Цзы, путь в тысячу ли начинается с первого шага. В настоящее время претерпевает изменения сама система координат, и мы все формируем новую реальность. В наших руках имеются инструменты для того, чтобы создать будущее, в котором фокус будет направлен на достижение устойчивого и благополучного развития.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья