ENG
Добавить в избранное
Мнение, Технологии

Да прИИдет спаситель?

Андрей Никитин

Андрей Никитин

Директор по коммуникациям Ассоциации «Национальная база медицинских знаний»

Цифровизация шагает по планете, и COVID-19 — драйвер её. Государство стремится зацифровать всё что движется, бизнес завлекает в свои экосистемы, и от ускорения этих процессов никуда не деться простому гражданину. Куда ни плюнь — всюду «искусственный интеллект» (ИИ). Продает нам товары, оказывает услуги и говорит — уже почти человеческим голосом.

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

С ИИ вот так можно зайти далеко. Когда нам в автомобильном навигаторе машинный разум выдает несколько вариантов поездки, мы можем ошибиться, положившись на подсказку: якобы самый короткий путь окажется и наиболее сложным. Но это будет лишь малозначимый эпизод нашей жизни.

А если речь о здоровье? Что если мы от искусственного интеллекта получим сразу несколько диагнозов или один, но устрашающий, например онкологический? Кто будет отвечать за неверный совет в навигации лечения? Такого рода информация, даже если исходит от машины, может серьезно повлиять на человека, изменить его жизнь, а для мнительных — послужит почвой для дальнейшей невротизации.

Постепенно, но всё же мы двигаемся к изменению самой парадигмы отношений в системе здравоохранения. Сейчас это «ремонтная» модель (лечиться начинаем, только когда заболели), но уже видны контуры модели профилактической. В ней будет место уже не только врачу и пациенту, но также и пациентским сообществам, и ИТ-специалистам, и юристам (нужно же все-таки найти ответственных за ошибки в навигации).

Сейчас взаимоотношения с медициной начинаются с визита к врачу. А в новой — цифровой — модели они будут им заканчиваться. То есть внизу пирамиды расположится ИИ, который приноровится вести постоянный рутинный мониторинг всех систем жизнедеятельности организма. Раньше такую «роскошь» могли себе позволить, например, космонавты во время полета, но постепенно это становится доступным буквально каждому.

ИИ-системы научатся выдавать «алерты», то есть предупреждения, если найдут что-то угрожающее здоровью. Это станет частью телемедицины. Если сигналы подтвердятся, тогда действительно понадобится очная встреча с врачом. Как венец всего.

Вопрос лишь в том, что машинному разуму чужды сантименты. В определенный момент он может бесхитростно подмигнуть своему «хозяину»: мол, не суетись, случилось страшное, теперь тебе нужен уже не врач, а похоронный агент.

Пока мы к таким «поворотам» явно не готовы, значит, отсылка к коммуникации, заложенная в самом названии профессии «врач», останется актуальной еще очень долго, если не всегда. «Врач», «толмач», «переводчик с машинного на человеческий» — такие ипостаси древней профессии раскрывают технологические прорывы. Уже на протяжении текущего десятилетия врачи, работающие с цифровыми помощниками, придут на смену тем, кто их избегает.

Но и мы сами уже не будем прежними. Технологии дарят нам неслыханные ранее возможности. Накопление больших данных о здоровье, в том числе с помощью носимых устройств, и применение ИИ для анализа и предсказания позволит избежать, например, инфаркта и инсульта.

Однако и нам надо выходить на новый уровень осознанного управления здоровьем, становиться оператором «информационной системы» собственного организма, научиться принимать решения на основе не одного (только врачебного), а сразу многих «мнений». В конечном итоге: созидать свой — индивидуальный для каждого — уровень здоровья. А не сидеть на месте ровно, ожидая, когда придет ИИ и всех спасёт.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья