ENG
Инвестиции, Мнение

Дата-центр: гайд для инвестора

Сергей Махлин

Сергей Махлин

Эксперт по центрам обработки данных и технологическому консалтингу ИТ-компании КРОК

Что происходит на рынке?

Спрос на услуги коммерческих центров обработки данных (ЦОД) в России волнообразный. Прямо сейчас мы находимся на пике волны: на рынке есть отчетливый дефицит стоек (так называют специальные конструкции для размещения серверов, сетевого оборудования и кабелей в дата-центре. — Авт.). Во многом высокий спрос спровоцировала пандемия: в марте-апреле компании столкнулись с необходимостью оперативно нарастить ИТ-мощности. Так что строительство новых коммерческих ЦОД как никогда актуально. Когда через пару-тройку лет их введут в эксплуатацию, дефицит мощностей станет не таким острым, и волна пойдет на спад. Как долго продлится насыщение рынка, сказать сложно, — ИТ-аппетиты компаний постоянно растут.

Кто может стать инвестором? 

Владельцы коммерческих центров обработки данных нацелены на получение прибыли от продажи услуг дата-центра крупному и среднему бизнесу. По нашему опыту, инвестирование в дата-центры интересно прежде всего тем, кто уже работает на ИТ-рынке. Если нет понимания, как этот бизнес устроен, приготовьтесь плотно вникать в его специфику. Что касается минимального порога вхождения в бизнес оператора коммерческого ЦОД, здесь многое зависит от масштабов будущего проекта и площадки, но в любом случае речь идет о нескольких миллионах долларов. При грамотном планировании возврат инвестиций возможен в 12–15-летней перспективе.

С чего начать? 

В идеале — с технологического консалтинга. Как правило, его стоимость составляет 0,2–0,3% от объема капитальных вложений в проект. Обратиться за консультацией лучше в компанию, которая имеет успешный опыт создания дата-центров. Вместе с партнером нужно проанализировать спрос на услуги коммерческого ЦОД, в том числе в среднесрочной перспективе. На строительство дата-центра, как правило, уходит от 1,5 до 2,5 лет (включая проектные работы). Поэтому принимая решение об инвестировании сегодня, важно понимать, что будет с рынком через 3–5 лет.

На основании полученных данных можно разрабатывать финансовую модель и создавать бизнес-план. По нашему опыту, часто потенциальные инвесторы больше интересуются тем, сколько будет стоить строительство ЦОД и насколько затратной окажется эксплуатация, но при этом у них нет четкого понимания структуры доходов. Ответ на этот вопрос тоже нужно найти на этапе первичной проработки проекта. Задайте специалистам по технологическому консалтингу вопрос: какая стоимость услуг оптимальна для заказчиков и как быстро удастся их найти?

Как выбрать площадку?

Выбор площадки для строительства — пожалуй, один из самых важных вопросов при инвестировании в ЦОД. Бизнес-процессы сконцентрированы в мегаполисах, именно вокруг них и сконцентрировано большинство действующих дата-центров. Однозначный лидер — столичный регион, где спрос, по всей видимости, еще долго будет опережать предложение. Востребованность услуг дата-центров в Москве и Московской области намного выше, чем в Петербурге и тем более в других городах. Например, сейчас обсуждается строительство крупных ЦОД в весьма удаленных от столицы регионах, но ясности, будут ли они востребованы, пока нет.

Помимо географического расположения важный момент — доступность сетей электроснабжения и каналов связи. От этого будет зависеть стоимость подключения к ним. Простой пример: площадка в монгольской степи может быть очень дешевой, но стоимость подведения электроэнергии будет катастрофической.

Как сделать дата-центр энергоэффективным?

Для оценки энергоэффективности ЦОД используется показатель PUE (Power Usage Effectiveness). Он демонстрирует эффективность использования энергии в центре обработки данных как отношение всей потребленной объектом энергии к количеству, расходуемому на работу вычислительных устройств. А значит, чем PUE меньше, тем лучше. В данный момент хорошим тоном считается среднегодовой PUE менее 1,3. Добиться таких значений помогают современные технологии по охлаждению ЦОД, например фрикулинг (охлаждение машинных залов уличным воздухом). Так что перед потенциальным инвестором стоит еще одна задача: вместе с инженерами изучить все возможные решения и проанализировать их сильные и слабые стороны.

Для энергоэффективности дата-центров важно не только правильно выбрать технологии, но и обеспечить 100% использование мощностей. Так как вся инженерная инфраструктура рассчитана на максимальную загрузку, ЦОД будет эффективным при использовании всех стоек.

Зачем нужна сертификация? 

Важный момент, без которого невозможно запустить успешный коммерческий дата-центр, — сертификация, которую проводит, например, UptimeInstitute. Это наиболее известная и пользующаяся доверием международная сертификационная организация, разработавшая собственный стандарт надежности центров обработки данных. Стандарт учитывает интересы корпоративных клиентов и во многом ориентирован на защиту инвестиций в строительство ЦОД. Конкурентным преимуществом будет полная сертификация — не только построенного объекта, но и процессов его эксплуатации.

Как это происходит на практике? Сначала в обязательном порядке сертифицируется проектная документация ЦОД. Прохождение этого этапа означает, что на этапе проектирования заложены необходимые требования к надежности и безопасности будущего дата-центра. После этого в течение двух лет нужно построить объект и провести его сертификацию — она подтвердит, что примененные решения соответствуют представленному ранее проекту.

Примерно через полтора года после ввода дата-центра в эксплуатацию мы рекомендуем дополнительно получить в UptimeInstitute еще и сертификат Operational Sustainability. В этом случае специалисты института будут оценивать эксплуатационную устойчивость ЦОД.

Что важно при эксплуатации?

Команда, которая будет заниматься эксплуатаций центра обработки данных, должна как можно раньше присоединиться к работе над созданием ЦОД. В идеале — уже на этапе проектирования и начала строительства. Это позволит избежать многих ошибок при эксплуатации дата-центра. Ну а переговоры с потенциальными клиентами ЦОД мы рекомендуем начинать примерно за полгода до запуска дата-центра.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья