ENG
Мнение, Технологии

Дата-центры и облака: 6 главных трендов

Ольга Соколова

Ольга Соколова

Генеральный директор компании Linxdatacenter в России

2020 год изменил много привычных вещей и глубоко повлиял на сценарии развития экономики и социума. Рынок дата-центров не стал исключением: рассказываем о главных трендах и итогах 2020 года.

Тренд № 1 — Стойкий дефицит
Тренд № 2 — Облачный прорыв в стабильность
Тренд № 3 — Органическая сетевая связность
Тренд № 4 — Скорость и безотказность для контента
Тренд № 5 — Нужны готовые ИТ-решения
Тренд № 6 — Государство взялось за ЦОДы?

Тренд № 1 — Стойкий дефицит

Наиболее очевидный тренд по итогам 2020 года в сфере услуг коммерческих ЦОДов — сохранение дефицита доступных стоек. Он наблюдался на протяжении последних нескольких лет, но в ситуации с пандемией проявился особенно ярко. Спрос на ИТ-ресурсы с началом карантина значительно вырос, тогда как возможности синхронно уравновесить его вводом новых мощностей— за счет расширения существующих площадок или строительства новых — на рынке практически нет.

Ключевым фактором для развития коммерческих дата-центров является наличие достаточного количества заказчиков в географической близости. В силу концентрации бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге фактически спрос на услуги ЦОДов сосредоточен всего в двух российских регионах. Естественное следствие такого распределения — активное строительство дата-центров и быстрое исчерпание площадок с оптимальными условиями для подобных объектов.

Успешный проект строительства ЦОДа требует не только подходящей площадки, но и достаточной электрической мощности, инженерной инфраструктуры, транспортной доступности. В Москве и Санкт-Петербурге число локаций с таким потенциалом невелико. Для организаций, не зависящих напрямую от спроса со стороны коммерческих заказчиков, выходом становится перемещение в удаленные от центра регионы. Один из громких примеров уходящего года — начало строительства большого ЦОДа «Росатомом» в Приволжье.

В условиях ограниченных возможностей для расширения провайдеры услуг коммерческих дата-центров идут и по альтернативному пути решения проблемы, повышая производительность ЦОДа в расчете на стойку за счет модернизации оборудования, ПО и сетевой инфраструктуры. Это позволяет утилизировать ресурсы существующих площадок наиболее эффективно.

Тренд № 2 — Облачный прорыв в стабильность 

От коммерческих ЦОДов сегодня требуют способности отвечать самым высоким ожиданиям коммерческих клиентов и при этом оставаться финансово прибыльным предприятием. Это один из основных вызовов для развития отрасли на рубеже 2020–2021 годов. На рентабельность бизнеса коммерческих ЦОДов в РФ прямое влияние оказывает ряд макро- и микроэкономических факторов, предсказуемость которых, как показал 2020 год, является сложно прогнозируемой переменной.

Так, колебания курса рубля к мировым валютам, в которых происходят расчеты при закупке оборудования при строительстве новых и модернизации существующих дата-центров, может очень серьезно скорректировать рентабельность бизнеса ЦОДов в целом. В этом свете дата-центры и ИТ-провайдеры все чаще делают акцент в бизнес-моделях на развитие облачных продуктов и услуг, наиболее актуальных для клиентов из самых разных областей экономики.

За счет решений виртуализации условная единица физического оборудования способна обслуживать задачи сразу нескольких клиентов ЦОДа. Расширение облачного портфолио позволяет провайдеру предлагать клиентам сервисы, оптимально отвечающие их задачам, повышая при этом утилизацию серверов, СХД и сети. В результате растет и общая финансовая устойчивость бизнеса.

Сегодня можно говорить, что 2020-й стал годом, когда роль облаков как главного условия цифровой трансформации бизнеса и государства проявилась в полном объеме. Развитие облачных стратегий бизнеса перешло в разряд задач стратегической важности для целей непрерывности ведения бизнеса. Тренд уверенно подтверждают цифры: по данным IDC, мировые расходы на общедоступное облако вырастут с $229 млрд в 2019 году до $500 млрд к 2023 году со среднегодовым темпом роста 22,3%. Данные iKS-Consulting говорят о том, что рынок облачных вычислений в России к 2019 году вырос на 25%, достигнув общей суммы в $1,1 млрд, а среднегодовой темп роста останется на уровне 23%, что позволит к 2023 году достичь уровня в $1,55 млрд.

Тренд № 3 — Органическая сетевая связность

В свою очередь рост спроса и предложения облачных платформ, продуктов и услуг стимулирует развитие сервисов сетевой связности между ИТ-системами различных компаний. Взрывной рост предложений облачных решений со стороны новых провайдеров — операторов связи, финтех-компаний, интеграторов — очевиден. Уже работающие в этом сегменте игроки также активно занимаются апгрейдом своего облачного предложения.

Довольно быстро на этом пути многие обнаруживают, что возврат инвестиций происходит быстрее и с большей отдачей, если новый продукт встроен в экосистему родственных или дополняющих его приложений. Масштабные экосистемы тесно интегрированных цифровых сервисов и продуктов от ведущих банков, e-commerce-площадок, девелоперов, страховых компаний уже являются частью нашей повседневности.

Чтобы обеспечить бесшовную интеграцию, быструю и безотказную работу «дивного нового цифрового мира», требуется не только высокая вычислительная производительность, но надежная сетевая взаимосвязанность ИТ-ресурсов партнеров по экосистеме. Потребность провоцирует развитие разнообразных решений в этом направлении: каналы прямого подключения ИТ-ресурсов по типу «точка-точка», использование SDN-решений (программно-определяемая сеть) различных провайдеров, построение распределенных ИТ-архитектур с привлечением ресурсов глобальных облаков в привязке к частному облаку и локальным системам бизнеса.

Общемировой тренд сегодня — активное использование глобальных публичных облаков, таких как Amazon Web Services (AWS), Google Cloud и Microsoft Azure. Все больше транснациональных корпораций перемещает свои данные в публичные облака. Интересно это и российским клиентам. Поэтому обеспечение связности становится одним из ключевых направлений развития современных ЦОДов. Современному дата-центру сетевая составляющая необходима, чтобы выполнять роль цифрового хаба для клиентов.

Тенденцию подтверждает последний индекс глобальной сетевой связности Equinix (GXI, Global Interconnection Index), согласно которому совокупный среднегодовой темп роста рынка прямой связности между компаниями составляет около 51%, а общая пропускная способность в 2022 году превысит 13 300 Тбит/с, что эквивалентно 53 зеттабайт данных ежегодно.

Развитие сетевой составляющей станет отдельной точкой роста для дата-центров в 2021 году. В то же время сдерживающим фактором здесь может выступить одна из характерных для российского ИТ-рынка проблем: компании достаточно активно вкладываются в строительство сети, но зачастую не уделяют достаточного внимания ее обслуживанию, развитию, созданию на ее базе новых сервисов. В значительной мере этому способствует дефицит на рынке труда высококвалифицированных специалистов по обслуживанию сети.

Тренд № 4 — Скорость и безотказность для контента 

Тренд напрямую связан с предыдущим: он также затрагивает сетевую составляющую работы дата-центров, но под другим углом. И до пандемии развитие разного рода стриминговых платформ, видеохостингов и соцсетей, сфокусированных на фото- и видеоконтенте, происходило в достаточно высоком темпе. Однако с самоизоляцией и локдаунами, а также всплеском перехода бизнеса на удаленные модели работы роль передачи мультимедиа-контента возросла в разы.

Видеоконференции, звонки, просмотр фильмов, выставок, лекций в онлайне — все это в одночасье из опции превратилось для многих в единственную возможность провести совещание, пройти обучение или отвлечься от работы. Эти сервисы требуют расширения объемов потребляемых облачных вычислений, емкости сети, надежности работы СХД и т.д. Если мы увидим новый виток массовой изоляции (в Европе он уже происходит), следует ожидать и соответствующего роста трафика, коммерческого и государственного.

В Китае трафик на пике изоляции вырос на 80% и даже после снятия карантина продолжил превышать допандемийный уровень на 30–40%. В России, по данным Минцифры, за 9 месяцев 2020 года объем трафика фиксированного интернета вырос в годовом сопоставлении на 32% до 43,7 млрд Гб. При этом основная доля роста в начале изоляции у нас в стране пришлась на видеоконтент, включая мессенджеры и онлайн-трансляции. Можно предположить, что для многих бизнес-клиентов локдаун 2.0 станет сигналом к полному отказу от офиса с соответствующим переносом акцентов в потреблении сетевых ресурсов на домашний интернет.

Пропускная способность и отказоустойчивость каналов связи, опций по оперативному масштабированию в 2021 году и далее станут критическими факторами в этом свете. Способность решать проблемы доступности сетевых ресурсов и обеспечение бесперебойной работы систем доставки контента для корпоративных заказчиков, учреждений системы образования и здравоохранения станут важными показателями надежности ЦОДов.

Тренд № 5 — Нужны готовые ИТ-решения

Еще одна характерная тенденция на рынке дата-центров — рост спроса со стороны клиентов на готовые ИТ-решения, сервисы и продукты, которые развернуты в базовом предложении.

Это могут быть XaaS-инструменты в спектре от инфраструктурных решений до софтверных продуктов под специфические задачи клиента или полностью готовая к эксплуатации, точечно отстроенная ИТ-среда для развертывания рабочих мест, совместного доступа к корпоративным приложениям, базам данных, документам, а также тестовая среда с инструментами для разработки софта в глобальных облаках.

Мы отмечаем рост не только таких запросов, но интерес к консультациям в области эксплуатации корпоративных ЦОДов. Очевидно, многие клиенты начали активно решать вопросы оптимизации ИТ внутри организации, в том числе через развитие собственных вычислительных ресурсов, далее связываемых с сервисами внешних поставщиков ИТ-услуг.

Общее ускорение цифровизации экономики и общества повышает уровень ожиданий со стороны клиентов, которые готовы наращивать инвестиции в развитие ИТ-инфраструктуры, но хотят получать максимальную отдачу от них, оперируя на уровне бизнес-ценности, а не на уровне решения базовых инфраструктурных задач.

Растет количество отраслей, которым для успешной цифровизации требуется обрабатывать и хранить огромные массивы данных. Фокус в работе неизбежно смещается на аналитические компетенции сотрудников, тогда как от провайдера ИТ-сервисов ждут предоставления не просто серверных мощностей и СХД-емкостей, а готовой ИТ-среды для работы специалистов.

Тренд № 6 — Государство взялось за ЦОДы? 

Влияние пандемии на экономику в целом и цифровизацию в частности ознаменовалось рядом знаковых для ИТ-отрасли России инициатив. Было объявлено о снижении страховых взносов для ИТ-компаний с 14% до 7,6%, а налога на прибыль — с 20% до 3% для ИТ-компаний, у которых от 90% доходов приходится на продажу ПО и услуг по его разработке.

При этом в программных посланиях отрасли руководство страны озвучивало цель достижения такого показателя, как обработка в России 5% всего объема глобальных данных ЦОДами к 2024 году. Наш текущий уровень — 0,9%. К этому времени дата-центры должны постоянно строиться и расширяться на всей территории страны, во всех восьми федеральных округах России. Нацпроект «Цифровая экономика» из выделенных 1,6 трлн рублей почти 773 млрд предполагает потратить на создание инфраструктуры, то есть, в частности, на строительство ЦОДов.

Однако для этого уже сейчас нужно каждый год вводить десятки тысяч стоек, осваивая бюджет. Скорость ввода должна составлять как минимум 40–50 тысяч стоек каждый год. По оценкам аналитиков iKS-Consulting, среднегодовой рост количества стоек в российских коммерческих ЦОДах с 2018 по 2021 годы составляет 9–10% в год, что позволит по итогам 2021 года достичь показателя в 53 тыс. единиц. Одна из причин такой «пробуксовки» — отсутствие целостного видения ИТ-отрасли и ее развития как единого организма.

ЦОДы и облачные провайдеры, работающие на их инфраструктуре, — такой же элемент ИТ-отрасли, как компании-разработчики ПО или системные интеграторы. Им нужно оказывать аналогичную системную поддержку ввиду высокой капиталоемкости бизнеса. Бизнес-модель дата-центров требует существенных финансовых вложений, способных окупиться только в перспективе 5–10 лет.

Лишь немногие финансово здоровые ЦОДы способны в таких условиях вкладываться в готовые ИТ-сервисы для клиентов, разработку новых платформ, повышение качества ИТ-услуг до уровня глобальных облачных провайдеров. К сожалению, по состоянию на сегодня компании, способные выполнить роль драйвера развития ИТ-рынка в целом, ни в какие льготные категории системообразующих компаний не попадают.

В заключение

Рынок коммерческих ЦОД в России предельно «москвоцентричен» — на сегодня в столице и ближайших к ней локациях сконцентрировано около 65% дата-центров. Это отражает саму суть отрасли дата-центров: ЦОДы нужны там, где развивается и растет бизнес. Нет смысла ориентироваться на низкую стоимость постройки площадки как главный критерий нового проекта. Построить ЦОД в России недорого, не проблема — площадь страны позволяет.

Вне зависимости от региональной специфики рынок объединяет одно: сегодня любой проект в области строительства ЦОД столкнется с дефицитом профессионалов, которые отвечали бы за качественную эксплуатацию площадки и ее долгосрочное развитие. Нужно понимать, что успешность дата-центра определяется востребованностью его ресурсов и грамотным управлением совокупностью всех систем, от инженерного блока и сетевой составляющей до облачной платформы и сервисов. В конечном итоге, SLA обеспечивает слаженная работа инженеров, ИТ- и сетевых специалистов, руководителей проектов, службы поддержки. Рынок завоевывают команды, комплексно развивающие дата-центр и оперативно откликающиеся на потребности заказчиков.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья