ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Дефицит учителей: почему школам нужны молодые преподаватели

Елена Зименкова

Елена Зименкова

Учредитель частных детских садов, языковых центров и школы Bright

В настоящее время на рынке образования в России наблюдается кадровый голод, который оказывает серьезное влияние на качество образования и развитие отрасли в целом. Данные социологических исследований говорят о нехватке в школах педагогов-предметников, более того, потребность в учителях выросла с 48% до 51%. Эта проблема не нова, однако она становится все более острою и требует срочного разрешения. Где искать учителей и почему молодые специалисты не хотят работать в школе?

Руслан Кривобок / РИА Новости

Причины нехватки преподавателей

Первопричиной кадрового голода можно назвать возраст педагогического состава. Сейчас доля учителей в возрасте 55 лет только растет и составляет около 41.9%. Кроме того, необходимость повышения квалификации преподавателей и изменения подходов к обучению создают дополнительную нагрузку на уже ограниченное количество специалистов. Государство в последнее время активно занимается «омоложением» педагогического состава, так как именно молодые педагоги — наиболее перспективные кадры в школьном образовании. Например, в 2020 году вступил в силу закон № 165-ФЗ о том, что студенты педагогических вузов, которые успешно прошли промежуточную аттестацию не менее, чем за три года обучения, имеют право заниматься педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам. Так, у студентов появилась возможность преподавать в школах до окончания института. Главное, чтобы образовательное учреждение создало для молодого специалиста достойную рабочую атмосферу и после окончания вуза пригласила на работу.

Самым востребованным направлением среди поступающих в педвузы в 2022 году стало «Педагогическое образование». Эта тенденция сохраняется уже несколько лет, абитуриенты все чаще выбирают профессию учителя. Однако в реальности далеко не все выпускники профильных вузов становятся педагогами. Около половины выпускников педвузов РФ не приходят работать в школу после учебы. Причин, по которым молодые специалисты не доходят до образовательных учреждений, может быть несколько. Во-первых, низкая заработная плата. В России, согласно статистике Министерства просвещения, около 76% учителей имеют ставку заработной платы ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Среди других причин — большое количество «бумажной» работы, непонимание коллектива и пристальное внимание родителей учеников.

Поиск квалифицированных кадров

Искать учителей можно в разных местах, но важно не только найти квалифицированного преподавателя, но и убедиться в его профессиональной репутации и подходе к обучению.

• Школы и учебные заведения

Самым очевидным местом для поиска учителей являются школы и учебные заведения. Здесь можно найти профессиональных педагогов, которые обладают не только знаниями и опытом, но и сертификатами и другими документами, подтверждающими их квалификацию. В школах и учебных заведениях также можно получить рекомендации от других учеников и родителей.

• Интернет

Это отличный источник информации для поиска учителей. Существует множество сайтов и рекрутинговых площадок, на которых можно найти преподавателей разных предметов и уровней квалификации. В интернете есть возможность ознакомиться с портфолио учителя, узнать его стоимость и прочитать отзывы от других учеников.

• Рекомендации

Не стоит недооценивать «сарафанное радио». Рекомендации коллег или знакомых по поиску учителя также имеют место быть. Возможно, у них есть опыт обучения с каким-то преподавателем, и они могут поделиться своими впечатлениями и результатами учебы.

•  Учебные центры

Учебные центры предлагают обучение различным предметам и квалифицированных преподавателей. Это может быть отличным вариантом для тех, кто ищет учителя с определенным уровнем квалификации, или же для тех, кто хочет обучаться в небольших группах. Яркий пример — проект «Учитель для России». На протяжении двух лет выпускники непедагогических вузов получают методическую и стипендиальную поддержку от Программы, а по ее истечении могут продолжить преподавать в школах.

• Образовательные лагеря

В таких образовательных лагерях молодые специалисты практикуются перед тем, как начать работать в школе. Здесь они проходят профессиональную подготовку, изучают методику преподавания, получают опыт коллег. Кроме того, образовательные лагеря — хороший способ найти работу молодому специалисту, если он еще не трудоустроен. 

Несмотря на то, что правительство России предпринимает меры по развитию образовательной отрасли и увеличению численности студентов, эти действия пока не дают стабильных результатов. Для того чтобы решить проблему кадрового голода на рынке образования, необходимо проводить целенаправленную работу по привлечению и сохранению квалифицированных преподавателей, созданию благоприятных условий для обучения и развития студентов, а также осуществлению мер, направленных на увеличение возраста педагогического состава. Кадровый голод на рынке образования является серьезной проблемой, требующей срочного разрешения. В случае успешного решения этого вопроса, образование сможет стать драйвером развития страны и способом поддержки процесса современной цифровизации.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья