В Госдуме предложили ограничить срок эксплуатации автомобиля и запретить выезжать на дороги на старых машинах.
Идея объясняется борьбой за снижение количества ДТП и экологическую чистоту. Согласно депутатской логике, чем старше машина, тем больше вероятность того, что она попадет в ДТП и выше загрязнение воздуха. Депутаты направили предложение в министерства транспорта и промышленности. Если оно найдет поддержку, вне закона могут остаться 50% всего автопарка страны.
Новость вызвала бурное обсуждение. Автопроизводители, потерявшие надежду восстановить прежние уровни продаж без поддержки сверху, готовы поддержать инициативу. Автовладельцы в стране, где средний возраст легковушки превышает 11 лет, а грузовики преимущественно старше 15 лет, восприняли информацию в штыки. Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов полагает, что запретительные меры не оправданны.
«Техническое состояние автомобиля зависит не от срока, а от качества его эксплуатации, — уверен Алексей Тузов. — Новые автомобили могут быть гораздо опаснее на дороге, если их неправильно и невовремя обслуживать, и наоборот: “старые” авто могут быть в идеальном состоянии в руках заботливого автомобилиста».
Эксперт также полагает, что и как драйвер отечественного авторынка подобный законопроект не сработает.
«Потребитель, имеющий желание и средства на покупку нового авто, уже его приобрел, а обладатели старого транспортного средства в 90% случаев просто не имеют возможности купить новое и скорее откажутся от личного транспорта, — говорит эксперт. — Есть более эффективные меры воздействия на рост продаж новых автомобилей. Например, программы государственной поддержки, улучшение условий обмена старого автомобиля по системе “трейд-ин”, возврат программы по утилизации и льготных условий автокредитования».
В пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр» подчеркивают, что предпосылки такого нововведения закладывались еще в 2013 году: тогда Минпромторг предлагал ограничить срок эксплуатации коммерческого транспорта до 7-15 лет.
«Данную меру поддержали некоторые автопроизводители, отметив, что нововведение приведет к уменьшению аварийности на дорогах, а также поможет быстрее обновить действующий автопарк и сократить долю эксплуатируемых устаревших транспортных средств, — считают в “АвтоСпецЦентре”. — В 2018 году технические неисправности автомобилей стали причиной 3,8% аварий: всего было 4,4 тыс. таких ДТП с 733 погибшими».
При этом в компании считают введение «срока годности» автомобиля оправданным только в секторе коммерческого транспорта, но не для автомобилей, которые находятся в личном пользовании.
Многие эксперты полагают, что решения заявленных проблем можно добиться иными способами, чем принудительное обновление автопарка. Решением проблем выхлопов в городах может стать переход на гибридные и электродвигатели, в первую очередь для общественного транспорта.
Повышению безопасности на дорогах призваны служить ассистенты водителя — элементы автономного вождения. По словам президента группы компаний Cognitive Technologies Ольги Усковой, для достижения очень амбициозных целей нацпроекта по снижению смертности в ДТП в три раза за пять лет нужно активнее использовать реальные технологии, в том числе системы на основе искусственного интеллекта.
«Если система на основе ИИ — это подтверждается официальной статистикой — предупредит водителя об опасной ситуации всего за полсекунды до возможного столкновения, риск возникновения аварии снижается на 60%, — подчеркивает Ольга Ускова. — А если за 2 секунды, то удается избежать более 90% ДТП».
В службах такси и так есть возрастные ограничения.
«Год выпуска и, соответственно, срок службы автомобиля имеют существенное значение в индустрии перевозок, — говорит руководитель российского представительства Bolt Екатерина Хан. — С повышением возраста автомобиля, особенно если он активно эксплуатировался, возникает необходимость в более частом и тщательном техническом обслуживании. Для работы на нашей платформе автомобили должны быть выпущены не раньше 2009 года. Тем не менее, мы понимаем, что условия эксплуатации у каждой машины были разными, поэтому разбираем спорные случаи отдельно. Пассажиры же чаще реагируют не на возраст машины, а на ее внешний вид и состояние салона».