«Инвест-Форсайт» продолжает знакомить читателей с деятельностью российских венчурных и инвестиционных фондов. На этот раз на вопросы издания отвечает Chief Investment Officer (главный инвестиционный директор) венчурного фонда Digital Horizon VC Денис Иванов.
Два огромных рынка
— Итак, Денис, на чем специализируется ваш фонд?
— Основной фокус фонда Digital Horizon ― ранние компании (стадии seed и series A). Мы инвестируем в молодые проекты на этапе, когда первая версия продукта готова и видны результаты, понятен product market fit и проекту требуются деньги для роста. Эту стадию в цикле жизни проекта мы считаем наиболее перспективной для инвестиций с точки зрения доходности.
Наши ключевые направления ― финтех и корпоративный софт (enterprise software). Это два огромных рынка, которые продолжают активно трансформироваться. Они очень живые: здесь постоянно возникают новые тренды и новые продукты, меняющие целые сегменты рынка. Традиционно мы также больше смотрим на B2B-проекты. С одной стороны, они менее капиталоемкие, в отличие от B2C (например, меньше затрат на маркетинг), с другой ― они требуют наличия серьезной индустриальной экспертизы и умения продавать продукт бизнесу. Эти ценные навыки есть у команды нашего венчур-билдера, которая успешно запустила уже восемь проектов.
В дополнение к собственному опыту мы стараемся привлечь лучшую экспертизу извне. Среди наших адвайзеров, например, Питер Хаген. Питер в прошлом был CEO ведущей европейской страховой компании Vienna Insurance Group (45 млрд активов под управлением), а сейчас — основатель страховой Coya, которая успешно привлекла $40 млн венчурного финансирования. Еще один наш советник — Джефри Николсон. Он более 20 лет в финтехе, ментор акселератора Barclays Techstars и ряда финтех-стартапов, бывший партнер и управляющий директор BCG, Goldman Sachs, PwC.
— Какими средствами располагает ваш фонд и кто его инвесторы?
— Целевой размер текущего фонда составляет $100 млн. По статистике, фонды такого размера наиболее успешны. Значимая часть средств была привлечена при запуске (first closing), сейчас мы проводим второй этап допуска инвесторов. Среди них — как институционалы, так и профессиональное сообщество.
Жизнь с проектами
— Как вы осуществляете поиск проектов и велика ли ваша «воронка проектов»?
― В общей сложности мы рассматриваем больше 1000 проектов в год, из них около 200 анализируем детально, до инвесткомитетов доходит не больше 30. За время работы фонда мы инвестировали в 12 компаний, а также провели несколько follow-on раундов, что делает Digital Horizon одним из самых активных фондов ранних стадий в Европе. Команда постоянно изучает новые ниши и сегменты, проводит автоматический мониторинг трендов и учреждающихся компаний, так что мы способны заранее увидеть растущие проекты.
Второй ключевой канал — сеть профессиональных связей: фаундеров, инвесторов, скаутов, советников. Наличие офисов в Лондоне и Тель-Авиве, двух крупных венчурнах столицах, упрощают работу по развитию нетворка. Но мы эффективно выстраиваем работу и в регионах, где не присутствуем физически: в США, Африке, Азии. Могу с гордостью сказать, что Digital Horizon инвестирует с лучшими европейскими и глобальными венчурными фондами: SpeedInvest, Entree Capital, DN Capital, 83 North, Sequoia, SVB, MMC Ventures, FJ Labs и многими другими. За всем этим стоит полтора года тяжелой и кропотливой работы.
— Можете рассказать о наиболее интересных проектах фонда?
― Для нас, безусловно, интересен каждый наш проект, иначе он не попал бы в поле зрения команды. Сейчас любопытнее всего наблюдать за тем, как наши компании развиваются в период пандемии. Так как мы являемся венчурными инвесторами, то смотрим прежде всего на долгосрочные тренды и проекты, которые изменят рынок на горизонте 5–7 лет. COVID-19 не поменял рынок: лишь ускорил те тренды, которые можно было заметить раньше (удаленная работа, переход в онлайн, электронная коммерция, логистика и т.д. ). Поэтому, как ни парадоксально, большинство наших проектов в 2020 году начали расти еще более быстрыми темпами.
Например, страховая компания Cuvva, которая предлагает почасовое автострахование, сначала пострадала во время карантина, потому что люди резко сократили передвижения. Но спустя всего два месяца бизнес показывает рекордную выручку, потому что выгода гибкого страхования стала очевидна многим. Или Ably — стартап предоставляет облачную инфраструктуру для обмена данными между приложениями — и поймал тренд миграции крупного бизнеса в онлайн. За период пандемии компания удвоилась и продолжает уверенно расти.
Отличная динамика и у компаний из портфеля нашего венчур-билдера. Оборот цифровой факторинговой платформы Factorin, с которой работают крупнейшие розничные сети, более 30 банков и факторинговых компаний, а также сотни поставщиков, вот-вот достигнет $1 млрд. И это чуть больше, чем за год работы на рынке. Aximetria (финансовый сервис для работы с цифровыми и фиатными деньгами) запускает B2B-направление и ведет переговоры с ведущими иностранными биржами о запуске новых продуктов в России. APIBank продолжает развивать один из важнейших трендов в финтехе ― embedded finance ― и успешно создает банковскую инфраструктуру нового поколения, позволяющую любому бизнесу с легкостью запустить финансовые продукты под ключ. Все эти проекты получают предложения о внешних инвестициях. Мы планируем объявить об интересных сделках в ближайшее время.
— Насколько плотно вы участвуете в управлении своими портфельными проектами? Чем вы помогаете им, кроме денег?
— Инвестирование на ранних стадиях позволяет нам при необходимости играть значимую роль в развитии портфельных компаний. Мы всегда на связи с командами и оказываем ту степень поддержки, которая необходима в данный момент. Базовая помощь — поддержка с привлечением инвестиций. Одна из наших портфельных компаний сейчас закрывает новый раунд, в котором примет участие инвестор, которого привели мы. Также активно помогаем с развитием бизнеса. Например, благодаря корпоративному нетворку команды венчур-билдера мы нашли крупных клиентов нашему израильскому стартапу Market Beyond, который работает в сфере аналитики для e-commerce. В результате их выручка увеличилась на 20%. В-третьих, Digital Horizon помогает компаниям, которые переросли серию A и уже поднимают раунды серии B, находить активы, приобретение которых может помочь выйти на новые рынки или улучшить монетизацию продукта. У нас богатый опыт в M&A, так что мы не просто приносим проекты, но сопровождаем процесс приобретения.
— А можете рассказать о вашей последней инвестиционной сделке?
― Буквально на днях мы закрыли сделку по инвестированию в американскую компанию, которая занимается специализированным кредитованием в сфере аренды недвижимости (избавляет арендаторов от необходимости платить страховые депозиты). Это огромный рынок, где пока нет серьезных игроков и где, на наш взгляд, можно построить хороший бизнес. В ближайшее время расскажем детали.
Глядя в будущее
— Какова стратегия вашего выхода из проектов и извлечения прибыли?
― На первый взгляд, все венчурные фонды с этой точки зрения похожи между собой. Как правило, проекту на ранней стадии нужно примерно 4–6 лет, чтобы реализовать свой потенциал и обеспечить ликвидность для акционеров. Но мы немного видоизменили стратегию, чтобы наши инвесторы могли получать регулярный доход уже в первые годы жизни фонда.
Часть инвестиций Digital Horizon отводится компаниям поздних стадий, даже pre-IPO. Горизонт ликвидности таких компаний — 1–2 года, а доходность (в годовых) при грамотном подходе может быть сопоставима с инвестициями на ранних стадиях. В нашем портфеле несколько таких компаний. Одна из них, Lemonade, три месяца назад вышла на IPO, рост акций на текущий момент составляет 70%, или почти 300% годовых. Для инвесторов нашего фонда мы предоставляем возможность инвестировать дополнительные средства в поздние сделки напрямую, если у них возникнет интерес.
Что касается выхода, решение о продаже определенной компании мы принимаем, базируясь на нашем видении ее будущего потенциала роста и рисков, которые есть в бизнесе. Сам факт выхода на IPO не является для нас сигналом к продаже доли. В то же время наш подход с инвесторами — открытость и диалог, поэтому команда всегда готова к обсуждению конкретных пожеланий с точки зрения ликвидности. Мы регулярно приглашаем партнеров на инвесткомитеты, внутренние обсуждения, звонки с портфельными компаниями и т.д.
— Какие ближайшие планы вашего фонда?
― Команда проделала огромную работу в 2019 и 2020 годах, что позволило нам стать заметным игроком на европейском венчурном рынке. Ближайшие планы — использовать заложенный фундамент для дальнейшего роста. Мы собираемся увеличить объем средств под управлением, расширить команду на ключевых рынках и, конечно, провести новые сделки.
— В каких сферах, на каких направлениях, вы думаете, сегодня можно найти наиболее перспективные объекты инвестирования?
― В финтехе крупными мазками можно выделить следующие направления:
- Технологии и проекты, построенные вокруг кредитования. Кредиты являются ключевым источником монетизации, на этой территории все еще существует огромный потенциал для трансформации, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса. Стартапы сюда идут медленно, так как кредитные продукты требуют большого капитала.
- Страховой рынок является, наверное, самым большим рынком в финтехе, который созрел для изменений, например в области цифровизации или перехода на другую модель потребления (пример: наша компания Cuvva).
- Продукты и технологии, облегчающие доступ к финтех-инфраструктуре, и внедрение финансовых продуктов через API или no-code-компоненты. В будущем все бизнесы так или иначе станут предоставлять своим клиентам (или контрагентам) финансовые услуги. Легкость запуска финтех-услуг без необходимости осуществлять собственную разработку будет стандартом.
- Перебои в логистике и цепочках поставок, вызванные COVID-19, обратили внимание на необходимость внедрения новых технологий на данном рынке. Мы верим в возможность DLT-технологии стать одним из катализаторов как локальной, так и трансграничной торговли; финансирование товаропотоков. DLT может обеспечить безопасность и доверие контрагентов и позволит автоматизировать ключевые процессы между участниками цепочки.
Что касается корпоративного ПО, можно отметить следующие тренды:
- Цифровизация и переход в онлайн существенным образом стимулирует спрос на соответствующую инфраструктуру. Например, обеспечивает обмен данными между приложениями в реальном времени (месторасположение таксиста в приложении). Именно в этом сегменте работает наша портфельная компания Ably.
- Проекты, обеспечивающие удаленную работу, существенным образом выросли в период карантина, и данный тренд продолжится в будущем. Мы являемся инвесторами в несколько таких проектов, но предлагаем смотреть шире: к примеру, наша недавняя инвестиция Advisable (совместно с FJ Labs) предоставляет бизнесу возможность нанять высококачественный персонал на удаленную временную работу.
Беседовал Константин Фрумкин