ENG
Мнение, Это интересно

Диплом на удаленке

Александр Цыганов

Александр Цыганов

Д.э.н., проф., руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве России

Российские школьники, студенты, учителя и преподаватели вузов весной 2020 года впервые массово протестировали дистанционное образование, ранее бывшее уделом или очень мотивированных слушателей, или желающих получить диплом в облегчённом режиме. Прошли тест и родители, убедившиеся в большой сложности контроля за посещаемостью и внимательностью школьников и студентов. 

На сегодня понятно, что к подготовке дистанционных лекций и семинаров нужно предъявлять иные требования, от которых пока ещё в большинстве случаев отстаёт педагогический процесс. Подготовить материалы и качественно провести дистанционное занятие сложнее, чем очное, а времени на подготовку может потребоваться значительно больше. У студентов и слушателей, если подходить к делу ответственно, времени на подготовку к занятиям и решение кейсов, примеров, задач и всевозможных заданий тратится также больше, чем при традиционном подходе.

По большому счету реальное дистанционное образование попробовали лишь немногие студенты и преподаватели, в большинстве случаев использовалась классическая схема образовательного процесса, когда учитель и ученики были связаны при помощи современных каналов связи. Это скорее обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

И в этом контексте нужно корректировать учебные программы, менять соотношение лекций и практических занятий, усиливать требования к разработке материалов для самостоятельной подготовки и практических кейсов, игровых компонентов.

Кстати, в очном образовании курс на геймификацию отчётливо проявлялся и до пандемии, которая только интенсифицировала этот процесс. Студент действительно может прочитать учебник или пройти видеокурс, но его нужно заинтересовать и показать, как на практике используются получаемые знания. Важно обеспечить работу в группе и с преподавателем, иначе знания не будут адекватно усвоены.

Очень сложный вопрос — проведение экзаменов и зачётов, сегодня мы только учимся организовывать их сдачу в дистанционном формате, доверять прокторингу, который гарантирует, что экзамен был сдан самым испытуемым без помощи друзей или интернета. Это важный психологический аспект, но все же вполне решаемый технический вопрос.

Есть и эксцессы, когда студентов заставляют закрывать глаза во время дистанционного зачёта или экзамена, чтобы они не подсматривали готовые ответы при устных экзаменах, сохранившихся в некоторых российских вузах. Нужно отметить, что и экзамены в традиционной устной или письменной форме не лишены этого недостатка — возможности списать или прослушать подсказку, с которой борются с переменным успехом.

Как отдельный эффект нужно отметить, что студенты получили возможность и необходимость сравнивать онлайн-курсы различных университетов и преподавателей. В дальнейшем возможен вопрос — можно ли засчитать внешний курс как сданный в своём вузе? Например, студенты других вузов в период самоизоляции активно выбирали курс «Страхование в комплексных системах управления рисками», разработанный нами в Финансовом университете.

Соблазн и обоснованная необходимость в продолжении реализации дистанционной модели развития образования точно появились, но будет и много сдерживающих факторов, связанных с опасением в качестве знаний, полученных дистанционно, возможностях их проверки, отсутствии студенческого взаимодействия и совместного обучения в группе (на сегодня это очень серьёзная задача, решить ее будет трудно: практика дистанционных семинаров пока базируется на уже сформированных до начала пандемии учебных группах), проблемах с организацией учебной и производственной практики и т.д. 

Сложности преодолимы, и модель дистанционного образования будет реализовываться в дальнейшем.

Нужно учесть и инерционность системы образования, которая является одним из наиболее традиционалистских общественных институтов. Поэтому привычный традиционный университет с очными лекциями и семинарами тоже останется с нами, но все более будет признаком элитного образования, которое станет достаточно дорого стоить; поступить и учиться будет сложнее, это обеспечит существенно большую мотивацию студентов, чем сегодня.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Нравятся материалы «Инвест-Форсайта»? Подпишитесь на рассылку «Самое интересное сегодня»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья