ENG
В мире, Инвестклимат, Мнение

Дистанционная работа: как эпидемия COVID-19 меняет мир?

Владимир Миловидов

Владимир Миловидов

Заведующий кафедрой международных финансов МГИМО, руководитель Центра социально-экономических исследований РИСИ

На всем протяжении истории человечества Homo sapiens постоянно сталкивается с испытаниями. Некоторые из них, такие как войны, он придумывает себе сам, а многие другие сыплются на его голову вне его желания и, как правило, неожиданно. Каждый раз люди вынуждены переосмысливать себя: что и как они делают, куда и к чему стремятся. Ведь самые разрушительные и катастрофические события кардинально меняют уклад жизни человечества. Сегодня эпидемия вируса COVID-19 испытывает на прочность всю систему жизни и деятельности человека: бытовые отношения, труд, формы ведения хозяйства, глобальные цепочки создания стоимости и многое другое. 

Мы пока не в состоянии осознать масштаб происходящего и, скорее всего, будем открывать для себя последствия сегодняшних событий на протяжении не только месяцев, но лет.

На поверхности явлений уже выявились некоторые изменения, которые указывают на то, что мир после эпидемии вряд ли будет прежним. В нынешних условиях мы приучаемся к дистанционной работе или работе вне офиса. Ее сегодня осваивают многие российские граждане, но на самом деле она давно известна и широкого распространена в других странах.

Обратимся к Google. На протяжении 16 лет с момента начала обработки статистики интернет-запросов алгоритмами поисковика популярность темы “remote working” (дистанционная работа) менялась по восходящему тренду (рис. 1).

Рис. 1. Популярность запросов в Google “work at home”, “freelance”, “remote working” в баллах (max=100), 2004–2020

За тот же период популярность, казалось бы, синонимичного понятия “work at home” (работа на дому) снижалась. Некоторую подсказку причин такого расхождение дает сравнительный анализ указанных запросов с запросом “freelance” (самозанятость). В большинстве случаев работа на дому для многих за рубежом становится и формой самозанятости, а вот дистанционная работа предполагает наличие постоянного трудового контракта с работодателем. Так, корреляция между динамикой запросов “freelance” и “remote working” отрицательная и составляет -0,66, а между “freelance” и “work at home” положительная и равняется 0,88. То, что на всем указанном интервале времени популярность именно дистанционной работы росла, говорит о серьезных сдвигах в предпочтениях работников, а именно об усилении их стремления к такой форме труда, который:

  1. позволяет работать из дома;
  2. предполагает формализацию трудовых отношений, что, по сути, означает и большие права, и социальные гарантии.

Если посмотреть на популярность дистанционной работы и самозанятости в разрезе по странам, здесь также отчетливо выявляются тенденции концентрации предпочтений формальных трудовых отношений в ограниченном числе наиболее развитых стран.

Если принять сумму популярностей всех трех тем за 100%, то удельная популярность запросов “remote working” наиболее высока в таких странах, как Ирландия (26%), Швеция (24%), Австралия (22%), Канада (21%) и Новая Зеландия (20%), США (19%). Что касается популярности темы “work at home”, то здесь другие лидеры: США (37%), Филиппины (32%), Канада (28%), Китай (24%) и Индия (24%). Странами фрилансеров можно по праву считать Францию (98% запросов по этой теме), Индонезию (97%), Испанию (96%), Турцию (94%), Мексику (94%). В России удельный вес запросов по теме “freelance” также высок — 96%. Однако надо иметь в виду, что запрос на английском языке в Google делают очевидно не только и не столько сами россияне. Это вполне могут быть иностранные граждане, которые ищут для себя возможности работы и жизни в нашей стране. Если те же запросы задать на русском языке, то их средняя популярность за весь период распределится так: «работа на дому» (64%), «фриланс» (34%), «дистанционная работа» (<1%).

Но есть страны, где надомная работа охватывает все большие массы населения. Здесь прежде всего выделяются страны Восточной и Южной Азии, например Индия и Китай. В Индии получил широкое развитие такой вид предпринимательской деятельности, как аутсорсинг бизнес-процессов (business process outsorcing, BPO), причем для крупнейших транснациональных компаний. Важнейшим направлением этого вида бизнеса является организация и управление колл-центрами, которые обслуживают глобальных клиентов, территориально размещаясь вне страны базирования головного офиса заказчика. В условиях распространения эпидемии COVID-19 это стало еще одним узким местом нынешней глобальной экономики, ведь Китай и Индия в разное время перешли на режим карантина.

Как же работать глобальным колл-центрам? Ответ быстро пытаются найти, внедряя домашнюю форму работы. В Китае в марте 2020 года уже 2000 агентов (работников колл-центров) выполняли свои функции из дома. Рынок быстро осваивается не только национальными, но и международными компаниями. Такая компания, как Teleperformance (штаб-квартира во Франции), имеет порядка 330 тыс. сотрудников по всему миру.

В 2017 году по заказу компании Polycom, специализирующейся на производстве оборудования для телеконференций и дистанционной работы (сейчас является дочерним подразделением компании Plantronics), был проведен опрос более 24 тыс. человек из 12 стран мира на предмет распространения практики дистанционной работы или работы из любого места (anywhere working practice). Выяснилось, что 62% из них уже работают именно в таком режиме. Причем 89% опрошенных используют различные технологии удаленного взаимодействия с коллегами (collaboration technologies). Интерес Polycom к теме дистанционной работы неслучаен, ведь это их рынок, который становится все более конкурентным.

Одним из лидеров этого рынка стала компания CISCO со своим продуктом Webex. В такие моменты, как теперь переживает мир в условиях практически всеобщего карантина и расширения дистанционной работы, спрос на этот продукт растет не меньшими темпами, чем опасения подхватить вирус. На рис. 2 показана популярность интернет-запросов по темам “remote working”, “work at home”, “CISCO webex”. В марте 2020 года популярность всех трех тем буквально «свечкой» устремляется вверх к максимальной 100-бальной отметке.

Рис. 2. Популярность запросов в Google “work at home”, “remote working”, “CISCO webex” в баллах (max=100), 2004–2020

На рис. 3 показана динамика этих запросов на интервале 30 дней с 26 февраля по 23 марта. Как можно видеть, внимание пользователей интернета к указанным темам практически синхронное, что подтверждается корреляцией данных: корреляция запросов “work at home” и “CISCO webex” составляет 0,82, а запросов “remote working” и “CISCO webex” — 0,91.

Рис. 3. Популярность запросов в Google “work at home”, “remote working”, “CISCO webex” в баллах (max=100), февраль 2020 — март 2020

На этом, собственно, можно было бы поставить точку. Однако описанные трансформации — лишь отправной пункт для других далеко идущих изменений за рамками отраслей высоких технологий. Ключевое слово здесь — энергия. Дело в том, что рост дистанционной работы требует не только производства соответствующего оборудования, но существенного наращивания мощностей и пропускной способности существующих интернет-сетей, а следовательно, увеличения масштабов серверов и дата-центров, где происходит обслуживание интернет-трафика.

Согласно исследованию, которые провели сотрудники Рейнско-Вестфальского технического университета (г. Аахен) в 2019 году, в интервале с 2010-го по 2025 год объем потребляемой энергии северами и средствами хранения данных в мире может вырасти на 90%. При этом совокупная энергия, потребляемая дата-центрами в глобальном масштабе, к 2025 году в зависимости от различных сценариев увеличится в 3–17 раз по отношению к 2015 году. А к 2030 году удельный вес дата-центров в мировом спросе на энергоресурсы достигнет 3–13%. В настоящее время он оценивается в 1%. Причем внедрение технологий 5G, которые позволяют в еще большей степени передавать видеоконтент, может привести к удвоению энергопотребления дата-центрами.

Эти трансформации указывают на радикальные изменения ставшего привычным экономического ландшафта. На этом фоне падение спроса и цен на энергоносители в результате экономического карантина выглядят как передышка готовящегося к рывку рынка. Однако это уже совсем другая тема…

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья