ENG

Перейти в Дзен
Интервью, Технологии

«Для борьбы с клонами сайтов критическое значение приобретает скорость реакции»

В пандемию обострилась проблема продажи контрафакта и интернет-мошенничества, отчего страдают не только сами потребители, но и правообладатели, теряя клиентов и неся репутационные риски. Какие инструменты есть у бизнеса для противостояния этому? Что игроки рынка думают о последних инициативах государства и как это повлияет на безопасность? Сколько можно заработать на продаже доменов на вторичном рынке? Об этом «Инвест-Форсайт» поговорил с Андреем Кузьмичевым, первым заместителем генерального директора RU-CENTER.

Андрей Кузьмичев, первый заместитель генерального директора RU-CENTER

— В конце прошлого года Минцифры России вышло с инициативой ввести идентификацию администраторов доменов через сервис госуслуг. Как это повлияет на рынок и на рядового пользователя? И как вы оцениваете данное предложение?

— Прежде всего, нужно отметить, что все эти персональные данные уже собираются сейчас, но только в виде сканов паспортов. Данная инициатива обеспечивает сбор этой информации в более удобном и безопасном формате, поэтому мы, конечно, поддерживаем данный проект. Более того, как один из крупнейших игроков рынка участвовали в его проработке вместе с Координационным центром национального домена сети Интернет.

С точки зрения рядового пользователя данный переход не вызовет затруднения. На сервисе «Госуслуги» зарегистрировано более 100 млн россиян и почти все юридические лица. Плюс на старте проекта такая идентификация для регистрации домена будет добровольной.

А преимущества очевидны: станет меньше возможностей для мошеннических действий с использованием сканов чужих паспортов. Единственная сложность — с зарубежными администраторами доменов, то есть иностранными гражданами, которые владеют доменами в зонах .ru и .рф. Таких администраторов немного, но этот вопрос действительно пока открыт.

— В продолжение темы интернет-мошенничества. В период пандемии, очевидно, подобная деятельность только набрала оборот, и постоянно возникали новости о фишинговых сайтах, копирующих интернет-магазины. Как с этим бороться?

— Здесь, как минимум, есть два основных действующих лица, для каждого из которых есть своя логика действий.

Во-первых, это сами пользователи. Можно только еще раз напомнить о необходимости внимательного отношения к любым ресурсам, на которых вы вводите персональную информацию. Как минимум, проверить наличие SSL-сертификата на сайте. Если его нет, то это значит, что соединение небезопасно.

Срок «жизни» фишинговых сайтов или фиктивных интернет-магазинов, как правило, небольшой: в период нескольких дней может пройти массовая кампания по привлечению трафика на сайт. Поэтому пользователь также может проверить дату регистрации домена на сайте любого регистратора, например www.nic.ru. Естественно, все настоящие домены крупных интернет-магазинов зарегистрированы много лет назад.

Вторым действующим лицом в этой истории является сам бизнес.

В связи с коротким сроком «жизни» клонов сайтов для борьбы с ними критическое значение приобретает скорость реакции. Владельцам известных брендов стоит отслеживать упоминания их марки, например, в доменных именах и, в случае обнаружения нарушений, оперативно их пресекать. Для этого на рынке уже существуют автоматизированные сервисы, в том числе у нас в RU-CENTER, которые позволяют искать упоминания ключевых слов во всех основных доменных зонах. Даже если товарный знак специально написан с ошибкой или опечаткой.

Подобный инструмент помогает бороться не только с фишинговыми сайтами, но и с контрафактом. Причем он ищет бренд не только в российских национальных зонах, но и в 700 других. Довольно часто мошенники используют именно их. К примеру, недавно в нашей практике был случай обнаружения сайта в доменной зоне Ирана, который нелегально реализовывал продукцию на российском рынке известного бренда часов.

По нашим данным, в 80% случаев правонарушения устраняются на этапе грамотно составленной претензии к владельцу сайта.

— А если же нет, то обращение в суд?

— Если нарушение правообладателя связано с доменным именем, то да. Еще раз подчеркну, что речь идет не только о полном совпадении доменного имени с брендом правообладателя, но и о доменах, похожих до степени смешения.

Кроме суда для ряда зарубежных доменных зон есть внесудебная процедура доменных споров, но в России она не очень популярна.

Если нарушение связано с самим контентом на сайте, то необходимо снять домен с делегирования, чтобы он не адресовал на сайт, где, допустим, предлагается контрафактная продукция. Самый действенный способ отключить оперативно домен — это блокировка сайта.

Правообладатель обращается к хостинг-провайдеру и предоставляет подтверждение, что на определенном сайте нарушаются его права. Далее хостинг-провайдер связывается с владельцем сайта, просит его устранить нарушение либо предоставить мотивированный отказ, то есть доказать, что он правомерно использует бренд. Если этого не происходит, то хостинг-провайдер блокирует доступ к ресурсу.

— В прошлом году прошло 10 лет с момента регистрации первого кириллического домена в зоне .рф. Изначально было много скепсиса на этот счет. Проект состоялся?

— Можно посмотреть на цифры: количество регистраций в зоне стабильно находится на уровне 700–900 тысяч. Если сравнивать с 5 млн регистраций в зоне .ru, то мне кажется, что не так мало, и у кириллических доменов есть определенные преимущества и аудитория.

Использование кириллических доменов может быть удобно для решения маркетинговых задач, например в офлайн-рекламе. Мы проводили аналитику по использованию кириллических доменов в банковской сфере — каждый десятый банк их использует.

Очень много доменов регистрируются под поисковые запросы, а также с указанием географической привязки. Как правило, этим пользуется малый бизнес.

Есть определенные сложности с использованием таких интернационализированных доменов в ряде сервисов, например в социальных сетях. Или в качестве адреса электронной почты. Работа по этому направлению еще ведется. В прошлом году мы стали единственной в своем сегменте компанией, получившей награду «Премии Рунета» за данное направление.

— Как будет чувствовать себя рынок доменов в наступившем году? Каких изменений стоит ожидать?

— Снижение бизнес-активности и фактическая заморозка деятельности во многих отраслях — от туризма до массовых мероприятий — в теории могли бы сказаться на рынке доменов, поскольку значительная часть их связана с коммерческими проектами, даже если формально администратор — физлицо. Однако на практике такого тренда не наблюдается. Все-таки стоимость домена не критична, и от доменов отказываются только в случае полного закрытия бизнеса. Поэтому предположу, что количество регистраций в российских национальных зонах будет оставаться примерно на том же уровне.

Постепенно растет популярность так называемых новых доменных зон. Среди популярных в этой категории зон — .top, .club, .vip, .shop, .app. Два года назад Google открыл свободную регистрацию в зоне .dev. Для понимания масштаба — всего в мире насчитывается свыше 31 млн регистраций в такого рода доменных зонах. Их довольно много, и можно найти подходящую под любой проект.

Другим трендом отрасли является постепенная легализация вторичного рынка. Процесс передачи прав на домен оформляется с соблюдением всех необходимых процедур, регистраторы выступают своего рода гарантами сделок, сами предложения о продаже публикуются в открытом виде на маркетплейсах. Так в Магазине доменов RU-CENTER сейчас можно абсолютно безопасно и полностью в online-режиме приобрести один из более чем 165 тысяч выставленных на продажу доменов.

— О каких суммах идет речь? Сколько в среднем стоят домены на вторичном рынке?

— Разброс большой. К примеру, в нашем маркетплейсе средняя стоимость домена около 50 тыс. рублей. Владельцы коротких двух- и трехбуквенных доменных имен продают их за 400–800 тыс. рублей. Сделки от 1 млн рублей также проходят, но это относительно редкие случаи. Так в январе 2021‑го с помощью нашей онлайн-площадки был куплен домен за 6,5 млн рублей.

Однако в любом случае это значительные средства, поэтому вопрос безопасности и грамотной передачи прав на домен крайне важен. Чтобы потом не оказалось ситуации, когда фактическим собственником домена продолжает являться продавец.

Это регулярная проблема, кстати, у бизнеса. Регистратор обязан учитывать волю администратора домена, информация о котором внесена в соответствующий реестр. Это может быть юрлицо, а может быть и физическое. Иногда малый бизнес записывает домен на наемного сотрудника, и потом возникают сложности с разрешением данных ситуаций, если человек, к примеру, уже не работает в компании. Повторюсь, что проверить текущего администратора можно также на сайте любого регистратора.

— Хорошо, а если говорить о более долгосрочных трендах, скажем, какие тренды будут играть основную роль в течение ближайших 2–3 лет?

— Здесь можно выделить несколько основных направлений.

Во-первых, продолжится усиление роли государств в регулировании интернета. Это касается не только нашей страны — это общемировой тренд, так как интернет от уровня инфраструктуры до уровня приложений и сервисов играет всё большую роль в функционировании мира. Мы особенно оценили его значимость во время пандемии коронавируса.

Во-вторых, продолжится миграция традиционно офлайновых бизнесов в онлайн. Для кого-то достаточным будет аккаунт в социальных сетях, для кого-то — быть в картографических сервисах, чтобы клиенты могли их найти, но в ближайшие годы по-прежнему ключевым онлайн-активом для любого бизнеса будет его собственный сайт — от простой страницы-визитки до полноценного интернет-магазина.

В-третьих, и на мой взгляд это ключевой тренд на ближайшие годы, всё большее число бизнесов от крупнейших компаний до микробизнеса будут осознавать ценность своих онлайн-активов и уделять большое внимание безопасности доменных имен, надежности используемого хостинга. Исторически RU-CENTER является и заслуженно воспринимается как самый надежный доменный регистратор и хостинг-провайдер. И мы продолжим активно инвестировать много времени, денег и сил в безопасность ключевых онлайн-активов наших клиентов.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья