ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Интервью

Дмитрий Пурим: «Перевозчики борются из последних сил»

О ситуации в транспортной отрасли и об экологии Москвы «Инвест-Форсайт» беседует с Дмитрием Пуримом — председателем совета директоров транспортно-логистического холдинга «Совфрахт» и руководителем Московского регионального отделения «Партии Роста».

— Дмитрий Юрьевич, как логистическая отрасль прошла 2020 год?

— Вообще, отрасли пришлось очень туго, даже курьерским службам, обслуживающим интернет-магазины. Авиационной отрасли, считайте, уже нет. Автомобильные и ж/д-перевозчики борются из последних сил. Только представьте себе: какие задачи приходится решать для того, чтобы выполнить эпидемиологические требования различных регионов — водителям фур, машинистам поездов, экипажам судов. Это при нашей-то любви к бюрократии и склонности к простым решениям. В нашей практике мы сталкивались неоднократно с постановкой судна на 2–3-недельный карантин, а расходы идут. Так, оправдалась практика, например, держать резервный экипаж в карантине. В случае обнаружения положительного теста весь экипаж направляется в обсервер, судно — на дезинфекцию, карантинный экипаж заступает на вахту. У курьерских компаний свои проблемы — трудовые мигранты не смогли вернуться, наблюдается дефицит квалифицированных курьеров. Все это на фоне спада экономики, непрогнозируемых действий региональных властей по введению ограничений.

— Как ваша группа пережила пандемию?

— К сожалению, пандемия еще не закончилась, впереди по-прежнему много испытаний, не только для бизнеса. Проверку на прочность испытывают отношения между партнерами, между властью и бизнесом, даже внутри семьи не бесследно проходят карантинные ограничения и преодоления замкнутого пространства. Что касается моей компании «Совфрахт», надо отметить, что за год она изменила стратегию, продала значительную часть активов (ж/д-бизнес) и в настоящее время хоть и снизила объемы, зато нарастила ликвидность. Мы оцениваем возможность приобретения потенциально интересных активов. К ним я отношу контейнерные терминалы, флот ледового класса, универсальный подвижной состав. Думаю, к середине следующего года начнет открываться окно возможностей для взаимовыгодных сделок M&A.

— Как пандемия повлияла на проблему кадровой обеспеченности транспорта?

— Как я уже говорил выше, квалифицированные специалисты стали более востребованы, чем раньше. Пандемия заставляет бизнес искать новые пути развития, с ними приходят новые пути логистического обеспечения: потребитель ждет не только предоставления подвижного состава, а комплексную услугу. Мы пока не понимаем, как на уровне подготовки молодых специалистов, выпускников школ скажется второй год дистанционного обучения. Скорее всего, наиболее организованным и способным будет легче делать карьеру, а тем, кто не смог себя заставить, предстоит остаться без работы. В результате через несколько лет транспортную отрасль может догнать проблема дефицита квалифицированного среднего звена. Ведь возможности для прохождения практики тоже ограничены. Этот риск не следует недооценивать в ближайшем будущем.

— Что в 2020 году происходит со строительством логистических центров? Все ли проекты вашей группы реализуются?

— В сегменте строительства и эксплуатации логистических центров наблюдается рост; он тоже связан с тем, что изменяются цепочки поставок. Развиваются доставки непосредственно со склада производителя или оптовика непосредственно к потребителю. Интернет-магазины предлагают хорошую оплату за услугу т.н. «последней мили». Думаю, услуга «склад + курьерская доставка + оплата» будет очень востребованной, и мы скоро станем свидетелем роста числа таких компаний — и, как следствие, укрупнения этого сегмента.

— Как вы оцениваете ограничительные меры властей в связи с пандемией и что бы вы еще рекомендовали властям для спасения бизнеса (и каких отраслей)?

— Главный мой совет властям — не паниковать. Думаю, пример Санкт-Петербурга — отрицательный. Неожиданные ограничения, запреты без разъяснения ситуации, без профилактической работы, без признания ошибок и без диалога с жителями и бизнесом — несовременная практика. Несмотря на то, что многие критикуют действия правительства Москвы, тем не менее, я считаю, команда мэра Москвы отчаянно сопротивляется пандемии системным образом и, надеюсь, выстоит, не опустит руки; и дальнейших ограничений для бизнеса не будет.

Как спасти МСП-бизнес? Просто. Надо отменить налоги с МСП на три года. Необходимо сократить аппарат чиновников и направить их открывать свое дело. Интересно, сколько из них сможет это сделать? Не уверен, что много. Также надо вливать деньги в экономику и ее разгонять.

— Недавно вы сделали несколько важных высказываний по вопросам экологии Москвы. Почему вы обратили внимание на эту проблему и каковы ваши предложения в этой области?

— Для Москвы проблема экологии умалчивается, потому что она не видна за тяжестью других вопросов. Но я считаю, она одна из основополагающих. Именно экологическая ситуация определяет: кто останется жить в этом городе в течение ближайших лет. Именно улучшение или ухудшение ситуации определит, сохранит ли Москва свое место в качестве финансового и интеллектуального центра.

Чтобы понять, что москвичей волнует эта проблема, достаточно посмотреть социальные сети, проверить статистику заболеваний и смертности в промышленных зонах Москвы. Кто-то скажет: их осталось немного, все разобрали рейдеры под офисы. Нет, не так. То, что их осталось не так много, как было, не означает, что они стали экологически безопасными. Сбросы отходов происходят в основном по ночам, подло и бесчестно — когда люди спят, их отравляют. Последствий заболевания COVID-19 и многих других болезней можно было бы избежать быстрее и эффективнее, если б власти Москвы предложили эффективный механизм собственникам этих предприятий — дотацию на обновление экологически чистых производств, беспроцентный кредит на мероприятия по защите окружающей среды. Как минимум необходимо прописывать обязательства каждого, кто участвует в городских конкурсах, закупках по проведению мероприятий по защите окружающей среды. Экологические стандарты столицы должны быть прописаны и исполняться. И если кто-то думает, что этим никто не занимается, это не так. Есть очень много общественников, которые ведут мониторинг предприятий и днем, и ночью в своих районах. Данные собираются, обобщаются — рано или поздно жители попросят власти своих районов и городов нашего конгломерата ответить за то, что они допустили.

Беседовал Константин Фрумкин

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья