ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Инвестклимат, Интервью

Дмитрий Сергеев: AliExpress наращивает число российских продавцов

Крупнейший китайский маркетплейс Aliexpress для россиян давно стал одной из самых популярных торговых площадок: ежегодно на ней более одного раза закупаются 20 млн человек. Alibaba Group, компания-владелец этой платформы, регулярно инвестирует в российский рынок, что в результате привело к созданию площадки «AliExpress Россия». Об особенностях работы, ее логистике и перспективах рассказал генеральный директор компании Дмитрий Сергеев.

Инфраструктура и логистика российского подразделения

Генеральный директор компании «AliExpress Россия» Дмитрий Сергеев
Генеральный директор компании «AliExpress Россия» Дмитрий Сергеев

— Какой инфраструктурой сегодня располагает AliExpress на территории России? Как она создавалась, скольких инвестиций потребовала?

— «AliExpress Россия» — это совместное предприятие Alibaba Group (NYSE: BABA), Mail.ru Group (MAIL), «МегаФона» и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), созданное в октябре 2019 года. Все три компании инвестировали в создание этого предприятия $300 млн, а также передали доли компаний (100% «AliExpress Россия», 100% Pandao, экономическая доля 9,97% у «Мегафона»). Сейчас AliExpress в России представлен платформами AliExpress, Tmall, Pandao и направлением социальной коммерции во «ВКонтакте». В «AliExpress Россия» работает более 400 сотрудников, офис занимает два этажа в «Москва Сити».

— В какой степени AliExpress сегодня доступна территория России? Есть ли удаленные населенные пункты, в которые вы еще не дотянулись?

— AliExpress сегодня доступен любому человеку, у которого есть интернет. Менее 50% от общего количества заказов «AliExpress Россия» приходятся на топ-50 городов России, причем только 18% от всего объема заказов — у Москвы и Санкт-Петербурга, более 30% занимают заказы из удаленных населенных пунктов. Доставка в эти города сложная и, как правило, осуществляется мощностями нашего ключевого партнера — «Почты России». С их помощью товары AliExpress доставляются абсолютно в любую точку России от Дальнего Востока до Крайнего Севера.

— В то время как российские конкуренты Aliexpress развивают собственную сеть логистических центров, китайская торговая площадка не планирует этого делать в России. Каким образом компания собирается организовать работу в плане логистики?

— Логистика — важнейшее направление, которое мы активно развиваем вместе с нашими партнерами. Однако факт абсолютного владения этой инфраструктурой, на мой взгляд, переоценен.

Есть большое количество разных партнеров, которые развивают логистические решения и специализируются именно на этом бизнесе. Дальше только вопрос правильной IT-интеграции. Мы открыты к местным брендам, готовым заключать с ними партнерские соглашения. Например, нашим стратегическим партнером по кросс-бордерной доставке стала «Почта России», у которой есть собственная инвестиционная программа. Также она вносит огромный вклад в логистику.

Плюс у нас есть партнерство с Cainiao — оператором из группы Alibaba. Благодаря ему удалось организовать грузовые кросс-бордерные авиарейсы из ряда еще не освоенных городов Китая в Россию. Мы сделали три новых регулярных рейса в Москву из китайского аэропорта Чанши, являющегося крупным хабом для посылок. Для оформлений из Китая провели консолидацию: несколько заказов у разных продавцов или площадок, сделанных одним покупателем, собираются ему в общую посылку. А в локальной логистике благодаря партнерству с Cainiao мы теперь предоставляем субсидии продавцам. Это позволяет снизить для них стоимость логистики и сделать бесплатными заказы от определенной суммы. До конца года в проект будет инвестировано 500 миллионов рублей.

Также у нас теперь есть партнерство с X5 Retail Group и «Сберлогистикой», позволившее расширить пул пунктов выдачи посылок по России: таких точек уже насчитывается 16,5 тысяч.

Мы увеличили скорость доставки: посылки долетают из Китая за 15–20 дней, а по России могут и за сутки. Однако замахиваемся на большее — хотим доставлять из Китая за гарантированные 10 дней. Как видите, это возможно не только с покупкой логистических игроков.

Девушка в официальном шоу-руме Aliexpress в Москве. Кирилл Каллиников / РИА Новости

Российские продавцы на китайском маркетплейсе и новые направления бизнеса

— Во время летней распродажи товаров компании, состоявшейся в июне этого года, был зафиксирован рост спроса россиян на продукцию Aliexpress. Почему россияне стали чаще покупать товары китайской торговой площадки?

— С октября 2019 года мы уже не китайская площадка, а российский маркетплейс, на котором представлены продавцы не только из Китая, но Европы и России. Теперь мы активно наращиваем число местных продавцов, которых на «AliExpress Россия» уже более 14 000. Весной их темпы выхода на маркетплейс были выше, чем до пандемии: так, ассортимент российских fashion-товаров вырос в 1,5 раза за этот период. Еще сильнее росла потребность в товарах первой необходимости от отечественных поставщиков. Таким образом, спрос, который логично падал из-за короткого локдауна в Китае, перераспределился на российских поставщиков.

Можно отметить и скачок потребительского спроса, когда пик самоизоляционных мер был пройден: в июне заказов стало значительно больше, чем в первые полгода. Оборот увеличился на 40%, а количество заказов превысило 25 млн. На это повлияли традиционные летние распродажи и постепенный выход россиян из домашнего режима.

— К 2023 году компания рассчитывает увеличить валовой товарооборот до 700 млрд рублей. Напомню, сейчас он составляет 240 млрд рублей. За счет чего планируется поднять оборот Aliexpress почти в 3 раза?

— Мы ни разу не разглашали информацию о текущем годовом обороте, однако мы действительно планируем достичь оборота в $10 млрд за 2–3 года. Учитывая рост самого рынка e-commerce (аналитики говорят о двукратном увеличении за следующие 3–5 лет), стремительный рост самой площадки и новые инициативы — от развития social e-commerce до новых направлений бизнеса, — мы действительно прогнозируем достижение этой цели.

— Доля локального бизнеса в валовом обороте компании составляет примерно 20%. Есть ли у Aliexpress план повысить соотношение локальной и трансграничной торговли?

— Когда мы создавали СП, цифра действительно была в 2 раза ниже — в пределах 10% от общего оборота. После ее удалось поднять до 20%. Сегодня на ближайшие 3–5 лет мы поставили цель сделать пропорцию кросс-бордера и локального бизнеса равной.

Перспективы онлайн-торговли в России

— Агентство Data Insight, занимающееся, в частности, исследованиями на рынке e-commerce, положительно оценило влияние ограничительных мер во время пандемии коронавируса на электронную торговлю. Вы согласны с выводами агентства?

— Это логично: условия самоизоляции действительно стали драйвером для онлайн-торговли. Многие продавцы перешли в онлайн с собственными магазинами или вышли на маркетплейсы. В обороте «AliExpress Россия» в два раза выросла доля местного бизнеса — и за счет периода самоизоляции тоже. Количество локальных продавцов за это время увеличилось на 40%. Сейчас, как я уже говорил, оно превышает 14 тысяч, и суммарно эти продавцы предлагают около двух миллионов различных товаров.

— В этом году доля интернет-торговли составила около 6% от общего оборота на рынке розничной торговли в нашей стране. Как вы оцениваете перспективы развития электронной торговли в России?

— Мы только в начале пути, потому что сейчас цифра очень незначительная. Однако перспективы в онлайн-продажах у страны огромные. За следующие 3–4 года есть шанс достичь перехода от 6% к 10%, а это уже очень хорошие цифры. Например, в Китае уровень проникновения составляет 20–23%, в Южной Корее чуть выше — 25%, а на Западе не превышает 15%. Думаю, Россия быстрыми темпами добирается до этих показателей.

— В интервью агентству Reuters вы сказали, что планируете построить в России отдельную компанию. Что в вашем понимании значит «отдельная компания»?

— Сейчас мы уже отдельная компания; все, что мы делаем, — продолжаем ее строить. Перед нами стоят задачи локализации бизнеса и развития компании, которая будет самостоятельно реализовывать идеи и процессы. Прежде чем создать совместное предприятие в России, у нас была маленькая команда. Сегодня штат увеличился в 4–5 раз: в нем больше 400 сотрудников. Мы уже переносим разработку из Китая в Россию, чтобы команда занималась локальными задачами и созданием новых возможностей, которые не будут зависеть от глобального AliExpress. Это будет уникальный продукт для российского пользователя, построенный на опыте крупнейших компаний. Вот к чему мы стремимся.

Беседовала Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья