ENG
Добавить в избранное
Мнение, Прогнозы

Драйверы роста автомобильного рынка в 2019 году

Константин Авакян

Константин Авакян

Руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр»

В начале 2019 года на автомобильном рынке сложилась неоднозначная ситуация: с одной стороны, второй год подряд наблюдается восстановление рынка после продолжительной стагнации, с другой — повышение НДС на 20% грозит замедлением темпов развития отрасли.

Продолжающийся рост рынка указывает на устойчивое восстановление потребительского спроса — ожидание роста цен на новые автомобили, ослабление рубля по отношению к мировым валютам и грядущее повышение НДС до 20% стимулировали продажи в конце 2018 года. Однако в начале 2019 года рост рынка замедлился и о былом оптимизме речь пока не идет.

По прогнозам АЕБ, в 2019 году российский авторынок вырастет на 3,6%, до 1,87 миллионов автомобилей. Максимальный рост рынка при благоприятных условиях может достигнуть 5%, но не исключено и отсутствие положительной динамики. Основными факторами, которые могут негативно сказаться на автомобильном рынке в 2019 году, являются: нестабильный курс валют и снижение объёмов господдержки автопрома, увеличение налоговой нагрузки как на рядовых автомобилистов — за счет повышения корректировки транспортного налога, косвенно ОСАГО, штрафов, стоимости парковки, — так и на автодилеров.

С 2019 года должна заработать новая схема распределения господдержки автомобильной промышленности: теперь она не будет распределяться выборочно, а будет выдаваться по единому принципу. Для получения субсидии необходимо увеличить экспорт примерно вдвое, чтобы получилось значение, эквивалентное целевому объему. Также полностью отменяется существующая нормативная база по госсубсидиям в ряде отраслей — машиностроении, станкостроении и автопроме. Что касается автопроизводителей — рассчитывать на государственную поддержку они могут только при заключении специнвестконтракта, подразумевающего экспорт продукции на внешние рынки.

В течение прошлого года рост цен на автомобили составил от 5% до 22% в зависимости от бренда и модели. Минимальный показатель в процентном соотношении продемонстрировал премиальный сегмент, в то время как массовый сегмент показал максимальное увеличение цены. В нынешнем году стоимость автомобилей может увеличиться от 5% до 15% в зависимости от бренда. Повышение цен в 2019 году коснется в первую очередь премиальных марок. Кроме того, ожидается выход на рынок обновлённых, более технологичных и, как следствие, более дорогих обновленных версий популярных на сегодняшний день моделей. При этом скачкообразного роста цен не будет: увеличение будет происходить постепенно в течение года и будет зависеть от ситуации в экономике страны и ценовой политики автопроизводителей. Первое в этом году повышение, связанное с увеличением НДС до 20% и сменой календарного и производственного года, уже состоялось у большинства брендов, следующее обновление прайсов будет ближе ко второму кварталу.

По итогам 2018 года средняя стоимость нового легкового автомобиля, по данным ГК «АвтоСпецЦентр», составила 1,7 млн рублей, в 2019 году ожидается увеличение до уровня 1,8-1,85 млн рублей. Приоритеты покупателей вряд ли сменятся на вторичный рынок. На вторичном рынке мы видим определенное замедление темпов роста: всего +2,4% по итогам года. Многие тренды, характерные для рынка новых автомобилей, справедливы и для рынка автомобилей с пробегом, например рост стоимости и увеличение сроков владения автомобилем. На данный момент объемы продаж автомобилей для корпоративных нужд в России существенно ниже, чем в развитых странах. Однако корпоративные клиенты приносят дилерам не меньше прибыли, чем физические лица. По итогам прошлого года доля продаж новых автомобилей юридическим лицам в России составила 10%, а доля автомобилей, зарегистрированных на юрлиц, в России составляет 5,6% автопарка. Таким образом, учитывая недостаточное развитие рынка, корпоративные продажи могут стать новым трендом российского автомобильного рынка: в массовом сегменте они могут достигать 15-20% продаж. Доля корпоративных продаж в Москве и Санкт-Петербурге за 2018 год составила 17-25%, в регионах — 10-15%. Заинтересованность дилеров в корпоративных клиентах оправдана, ведь обычно они приобретают сразу несколько автомобилей. Обслуживание автомобилей корпоративного клиента более рентабельно для дилера, так как он регулярно проводит диагностику сразу всех приобретенных транспортных средств, осуществляет их сервисное обслуживание, а впоследствии может провести замену автопарка по трейд-ин.

Подводя итоги, акцент все же стоит сделать на позитивный сценарий развития рынка в 2019 году: + 5% к прошлому году. Российские автолюбители привыкли к динамичному ценообразованию на авторынке, ситуация в стране стабилизировалась — отложенный спрос дает о себе знать.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья