ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Дрон уходит в небо: передача энергии без проводов изменит логистику

«Встречайте мир, где автономные транспортные средства доставляют клиентам 80% посылок!» — прогноз развития логистической отрасли от McKinsey выглядит почти сюжетом фантастического романа. Между тем, реальности в нем куда больше, чем может показаться на первый взгляд. Доставку заказа с помощью дрона Amazon выполнил еще в декабре прошлого года, аналогичные опыты уже провели немецкая DHL и Швейцарская почтовая служба, а в ноябре 2017 г. о запуске беспилотной доставки между китайскими островами объявила китайская Alibaba. Однако перспективы развития рынка доставки с помощью автономных беспилотников серьезно тормозит относительно короткое время полета, ограниченное, в свою очередь, зарядом аккумулятора. Принципиально изменить ситуацию на рынке готова корпорация Global Energy Transmission (GET) братьев Леонида и Сергея Плехановых, работающая над технологиями беспроводной передачи энергии: изобретатели из России в прямом смысле слова намерены заставить электричество путешествовать по воздуху, без проводов.

Фото: getcorp.com

Только физика, никакой магии

В просторном лофте неподалеку от центра Москвы под потолком жужжит и летает дрон. Когда дрон опустится, можно убедиться собственными глазами — уровень заряда батареи стал даже выше, чем до начала полета.

«Может так летать час, два, три, сколько хотите», — говорит основатель и генеральный директор GET Леонид Плеханов.

Еще недавно он трудился в международной компании, внедряя IT-решения, но последние годы все свое время посвящает разработке инновационной технологии дистанционной передачи электрической энергии. Над технологией Леонид работает вместе с братом, Сергеем Плехановым; изобретатели родились и выросли в Красноярске, окончили Московский физико-технологический институт, а сегодня живут между Россией, где у компании работает собственный инженерный центр, являющийся филиалом головной американской компании, и, собственно, Штатами. К вопросам, в чем же секрет бесконечного полета, в команде уже привыкли. Их, кстати, задавали и в прошлом году на Global Technology Symposium в Сан-Франциско, где компания Плехановых публично показала рабочий прототип.

На самом деле, никакой магии, хотя энергию для полета дрон и получает без привычных проводов и тем более не во время посадки. Все дело в специальном приемном устройстве, расположенном на беспилотнике, и передатчике — последний выполнен в форме гибкого корда (его еще называют зарядным контуром) и формирует электромагнитное поле. Приемник преобразует энергию электромагнитного поля в электрическую, сама же передача энергии осуществляется методом резонансной электродинамической индукции — все как в экспериментах Никола Тесла.

«Мы не создаем новые законы физики, не изобретаем материи. У нас классическое физическое образование», — смеется Леонид Плеханов.

Трудности перелета

Сегодня в числе инвесторов компании — фонд Draper Associates американского миллиардера Тима Дрейпера и российская инвестиционная платформа IP Fund. В 2017 г. инвесторы вложили в GET $2,5 млн (IP Fund структурировал сделку через компанию PapayaFin Ltd.). Полученные средства предполагается потратить на разработку промышленных систем беспроводной зарядки и развертывания беспроводных сетей в крупных городах по всему миру.

Вначале же в идею изобретателей реализовать планы Николы Теслы и позволить электричеству путешествовать по воздуху верили не все. Первые средства для экспериментов (1,5 млн руб.) собирали в 2014 г. на Boomstarter, затем в 2015 г. кампанию по сбору запустили на Indiegogo. Тогда планы по сбору $800 000 не сбылись, но Плехановы получили более важный итог — о стартапе узнали за границей.

«Мы создали группу в Facebook, стали много общаться с пользователями из США, Южной Америки, Испании… Восторженных почитателей Теслы в мире оказалось много», — вспоминает Леонид Плеханов.

В конце концов изобретатели познакомились с Билом Каллманом, инвестором и основателем Scail, и Тимом Дрейпером, американским венчурным капиталистом, основателем и управляющим партнером в Draper Associates, совместно с которыми и учредили в начале 2015 г. компанию в США. Впрочем, отношение к проекту в той же Кремниевой долине оставалось настороженным, в том числе из-за российского происхождения.

«Например, один из инвесторов нам сказал, что инвестирует только в компании, до которых не более часа езды на машине», — вспоминает Леонид Плеханов.

Не стоят на месте

Сегодня технология дистанционной зарядки не выглядит столь уж фантастической. Такой функционал, к примеру, реализован в мобильных устройствах от Apple и Samsung.

«Panasonic выпустил электрическую зубную щетку, которая заряжается от подставки, а Sony — телевизор. Intel успешно разрабатывает собственную технологию WREL — беспроводную резонансную передачу энергии», — напоминает управляющий партнёр QBF Зелимхан Мунаев.

Фото: getcorp.com

Продвижением разработок на основе технологий беспроводной передачи энергии занимаются многие зарубежные компании, говорит профессор кафедры «Электроэнергетика, электроснабжение и силовая электроника» НГТУ им. Р.Е. Алексеева Елена Соснина. В числе последних она называет проекты WiTricity, Powercast Corporation, Powermat Technologies, а также ведущих производителей электроники: Apple, Asus, LG Electronics, Samsung и др. Есть они и в России: так, с использованием лазерного луча энергию удалось передать на 1500 м в РКК «Энергия», проводит эксперименты по беспроводной передаче энергии и корпорация «Ростех». Над технологией работают в российских вузах, в том числе в Томском политехническом университете, Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (совместно с НИИ «Гириконд»), Нижегородском ГТУ им. Р.Е. Алексеева, где обещают показать разработки на национальной выставке «Вузпромэкспо-2017».

Другое дело, что расстояние, на которое пока удается передать электрический заряд, зачастую слишком невелико. Это проблема касается многих конкурирующих решений, говорит Леонид Плеханов. К тому же нередко разработки могут быть небезопасны. Технологию GET отличает низкий коэффициент потерь при передаче энергии, а также большое расстояние, на котором возможна дистанционная зарядка.

«Наша система позволяет заряжаться сразу большому количеству устройств, бесконтактный способ зарядки не имеет, например, погодных ограничений, а дистанция, на которой возможна подзарядка, сопоставима с размерами зарядного контура», — объясняет Леонид Плеханов.

При этом КПД переброски с передатчика на приемник дрона составляет около 80% — очень высокий показатель.

«Наша платформа находит такие высокотехнологичные проекты, в основе монетизации которых лежит транзакционная модель. Идеальный проект должен быть патентоспособным, технологичным, инфраструктурным, а также уметь получить доход от транзакционной модели. Соответствие проекта GET этим критериям внушает нам уверенность в его перспективах», — заявил СЕО IP Fund, доктор экономических наук, профессор Артем Генкин.

Поставили на дронов

«GET работает в перспективной нише. Задача удалённой зарядки/энергоснабжения небольших устройств давно стоит на повестке дня, — согласен партнер венчурного фонда FPI, акционер компании SKYF Илья Родин. — Я не совсем верю в возможность зарядки различных устройств внутри здания, там, где в зону действия могут попадать люди. Думаю, такие применения потребуют долгого тестирования и серьёзных независимых исследований. Однако создание безлюдных зон зарядки для дронов выглядит более реалистичным».

Именно на разработке решения для логистической индустрии и предпочли сосредоточиться в GET — беспроводную передачу энергии они предлагают использовать для подзарядки беспилотников, с помощью которых товар доставляется заказчику.

«С помощью беспилотников можно решить огромное число бизнес-задач, например, радикально сократить цену доставки: вместо $10 вы будете платить $2 и получать заказ через 20 минут, а не 2 часа», — рассуждает Плеханов.

«Одним из первых дроны для доставки товаров начал использовать Amazon. Сегодня технология доставки таким способом также используется и в других компаниях, например, в некоторых китайских», — согласен операционный директор СДЭК Максим Толстобров.

GET предлагает оборудовать в городах сети зарядных станций (хот-спотов), которые будут передавать энергию дронам. Менее чем за минуту дрон получит достаточно энергии, чтобы преодолеть расстояние между зарядными башнями. Дальность полета автономного доставщика будет ограничена только числом хот-спотов. На Москву или Нью-Йорк потребуется от 30 до 50 зарядных станций, говорят в GET. Сама компания видит себя в роли технологического оператора инфраструктуры, который будет предоставлять сервис беспроводной зарядки всем заинтересованным компаниям.

Безусловно, решение не самое простое с точки зрения технической реализации. Как отмечает Илья Родин, по технической сложности это сравнимо с созданием сотовых сетей; к тому же повсеместное внедрение бизнес-процессов доставки с использованием дронов потребует длительного времени.

Впрочем, инновации далеко не всегда требуют долгих сроков внедрения. В GET рассчитывают, что система беспроводной передачи энергии сможет заработать в крупных городах мира уже через два года. При этом компания строит планы по созданию беспроводной сети электропитания для беспилотных самолетов, которые смогут дистанционно подзаряжаться во время полета. В перспективе технология также может быть использована для осуществления самых разных задач, включая наблюдение, картографирование, сельскохозяйственный мониторинг и даже спасательные операции.

Автор: Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья