Компания «Коптер Экспресс Технология» (COEX) в прошлом году продала 1300 беспилотных дронов — квадрокоптеров и в этом году планирует удвоить их выпуск и получить выручку в 250 млн руб. COEX уже нельзя назвать стартапом, это компания №1 в России по поставке дронов колледжам, школьным кружкам и технопаркам для обучения профессии будущего — эксплуатация летающих роботов. Также она сотрудничает с крупными компаниями по доставке грузов и мониторингу их инфраструктуры. Об этом «Инвест-Форсайт» узнал от гендиректора и основного владельца COEX Олега Понфиленка.
Полет «Додо-пиццы»
«Коптер Экспресс Технология» делает два вида дронов — дрон-конструктор для обучения «Клевер 3» и «Пеликан» для доставки грузов и мониторинга инфраструктуры компаний. Машины собираются в технополисе «Москва», где находится офис компании. Здесь же расположен обучающий центр. Школьники и студенты колледжей учатся проектировать, собирать и пилотировать квадрокоптер, а также программировать его автономный полет. Собрав дрон «Пеликан», учащийся сможет собрать любой дрон, считают в COEX, потому что он не только понимает конструкцию этого летательного аппарата, но и может его смоделировать. Кроме того, точно такие же компьютеры, как в «Клевер 3», сегодня используются на промышленных дронах.
COEX обеспечивает своих учеников полным курсом обучения, включая видео, учебники, открытую платформу для изучения и разработки БПЛА — Gitbook. А все программные обновления доступны на Githab. В итоге у подрастающего поколения появилась возможность получить новую профессию, оператора летающих роботов — беспилотных дронов. Колледжи пару лет назад открыли подготовку на такую специальность. В школах дети начинают учиться делать БПЛА с 11 лет.
Но прежде чем попасть в учебные классы, COEX показала, на что способны ее дроны. Самый известный полет такого дрона — доставка «Додо-пиццы» в 2013 г. в Сыктывкаре; о нем рассказывали многие мировые СМИ, а телекомпания НТВ сделала Олега Понфиленка героем программы «Идея на миллион». Вторая доставка была в Самаре, в 2015 г. Но Понфиленок в итоге получил не только славу, но и судебный иск, так как летать беспилотникам в российских городах запрещено. Правда, суд предпринимателю удалось выиграть.
Пройти во льдах Арктики
Беспилотный дрон «Пеликан» больше всего используется в нефтегазовом секторе. Так, для «Роснефти» квадрокоптер мониторит, в каске работает сотрудник на буровой или без каски. Если работник получает травму, полученная информация учитывается для оценки размера страховых выплат. Такой мониторинг нужен для безопасности нефтяников на объекте. Работа охранника, нанятого для этих целей, была бы дороже, чем работа дрона «Пеликан». Такой аппарат с зарядной станцией стоит 990 тыс. руб., без станции — 490 тыс. руб. COEX продает именно сами дроны, а не услуги по их эксплуатации.
Для «Газпромнефти» дрон доставлял радиомаяки на льдины, чтобы ледокол мог свободно пройти во льдах Северного моря, в Арктике.
«Самое денежное направление для нас сегодня — мониторинг нефтедобычи, НПЗ, различной нефтяной инфраструктуры», — говорит Понфиленок.
COEX это делает сегодня для «Роснефти».
Скорость промышленного дрона «Пеликан» — до 72 км/ч, вес — до 3 кг, без подзарядки он может пролететь 30 минут, дальность полета — 10 км. Компания пишет полетный софт. Машина приземляется на специальной метке, похожей на QR-код размером 1,2 х 1,2 м. С помощью машинного зрения дрон считывает эту метку или arUco-маркеры, в которых запрограммировано какое-либо действие, — метка дает дрону команду, например подняться вверх и т.д.
Дроны для госзаказа
ООО «Коптер Экспресс Технология» появилось в 2016 г., 95% компании принадлежат Олегу Понфиленку, 5% — его компаньону Василию Филиппову (данные Контур.Фокус). В прошлом году выручка, по официальным данным, составила 109 млн руб., чистая прибыль — около 30 млн руб. В 2019 г. компания намерена выручить 250 млн руб. Последние три года обороты у COEX удваиваются, компания получила госконтракты на 53 млн руб. Среди крупных госзаказчиков — Московский государственный образовательный комплекс, детский технопарк «Кванториум» из Красноярска, Московский колледж бизнес-технологий. Пока именно учебные дроны формируют большую часть выручки COEX. А первые госзаказы на поставку дронов получила другая компания Олега Понфиленка — ООО «Коптер Экспресс» в 2014—2015 гг. от НИПИ Генплана г. Москвы, Минобороны РФ и Следственного комитета РФ и др. Генплану нужны были аэрофотосъемки для подготовки проекта планировки территорий, Минобороны — видеотрансляция приема президента РФ выпускников военных вузов в Большом Кремлевском дворце, Следкому — осмотр места происшествия.
В числе конкурентов «Коптер Экспресс Технология» стоит отметить компанию «Геоскан», которая с помощью тепловизоров ищет полезные ископаемые, в основном руды.
«Мы — единственные, кто сегодня делает полностью беспилотный дрон, который сам заряжается. Мы сделали для этого зарядную станцию», — подчеркивает Понфиленок.
Компания мечтает покрыть своими зарядными станциями как можно больше российских регионов, примерно как сотовой связью.
Автор: Наталья Кузнецова