ENG

Перейти в Дзен
В мире, Инвестклимат, Мнение

Экономическое сотрудничество России и КНДР: проблемы и возможные перспективы развития

Ильяс Зарипов

Ильяс Зарипов

Канд. экон. наук, доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова

Текущая политическая ситуация, значительно обострившаяся в последнее время в связи с активизацией противостояния западных стран действиям России по защите своих интересов, включая военную операцию в Сирии и СВО на Украине, свидетельствует о расширении раскола между глобальным Западом и другими странами в стремлении переформатировать мироустройство, не отвечающее современным экономико-политическим реалиям.

Президент РФ Владимир Путин и председатель Государственного совета КНДР Ким Чен Ын во время встречи на космодроме Восточный (13 сентября 2023 г.). Владимир Смирнов / POOL

Рестрикционная агрессивная политика США, принявшая форму тотальной валютно-финансовой, технологической войны, заставила российское государство и бизнес глобально переориентироваться на новые направления торгового, инвестиционного и технологического сотрудничества, находя новых ключевых партнеров и выстраивая новые политико-экономические связи с теми государствами, которые не отказывались от сотрудничества с Россией.

В современных геополитических условиях Россия стала одним из флагманов среди государств, ведущих независимую внешнюю политику и выстраивающих вокруг себя политико-экономический «бастион» стран-партнеров, противодействующих глобальному доминированию США. Одним из таких надежных партнеров традиционно является Корейская народная демократическая республика (КНДР), занимающая выгодное геостратегическое положение, укрепление сотрудничества с которой будет служить долгосрочным интересам и России и КНДР.

История масштабного сотрудничества двух стран началась еще в 1950-е годы, когда СССР стал ключевым партнером Северной Кореи, обеспечивая ее жизнедеятельность и защищая КНДР, вплоть до направления военных специалистов и снабжения военной техникой. До начала 1990-х годов на СССР приходилось от четверти до половины внешнеторгового оборота КНДР. При техническом содействии Советского Союза в стране модернизировано и заново построено более 70 крупных народнохозяйственных объектов. Однако с начала XXI века товарообмен сократился в 50 раз и до сих пор не смог преодолеть планку в $100 млн. Некоторые всплески активизации сотрудничества, обычно перед и после официальных визитов и встреч первых лиц государств, были непродолжительными и малоэффективными.

Однако именно сейчас наступил оптимальный момент кардинальным образом переломить ситуацию. Россия нуждается в стабильных партнерах, тем более обладающих значительным военным потенциалом и технологиями двойного назначения. Лидер КНДР Ким Чен Ын неоднократно показывал свою заинтересованность в активизации сотрудничества с Россией, диверсификации направлений взаимодействия, созданию и реализации полномасштабной и комплексной программы взаимного экономического развития наших стран. В рамках своего официального визита в Россию в сентябре 2023 года Ким Чен Ын подтвердил свою позицию.

Развитие экономических взаимоотношений России и КНДР выгодно обеим странам. Для России Северная Корея является традиционным надежным политическим партнером и проводником российской политики на важном геополитическом направлении. Для КНДР сотрудничество с Россией важно из-за стремления снизить зависимость от КНР, а также является возможностью получать экономическую помощь и политическую поддержку от крупной страны.

В качестве приоритетных векторов сотрудничества можно назвать:

1. Наращивание товарооборота и промышленных объемов северокорейской промышленности. 

Одной из самых востребованных задач развития сотрудничества России и КНДР стоит активизация товарооборота, но для этого надо стимулировать развитие северокорейской промышленности, модернизацию производственных мощностей предприятий КНДР, увеличение объемов важных государственных и крупных частных заказов, переданных на реализацию северокорейским компаниям. Однако существенно нарастить объёмы взаимных поставок и диверсифицировать товарную структуру экспортно-импортных операций без серьёзной государственной поддержки не представляется возможным. Следует на уровне межправительственных структур выработать дорожную карту развития взаимовыгодного экономического сотрудничества и последовательно реализовывать каждый пункт данного документа.

На начальном этапе следует, по нашему мнению, начать с производства текстильных изделий и продукции морского промысла. Размещение российских заказов на модную одежду на швейных предприятиях КНДР (равно как и использование для этих целей северокорейских швей на территории Российской Федерации) оперативно решило бы проблему замещения ушедших из России западных брендов. В свою очередь, привлечение северокорейцев к трудоёмкому процессу глубокой переработки рыбного сырья позволило бы существенно повысить выход готовой продукции морского промысла российского Дальнего Востока, в том числе идущей на экспорт.

Кроме того, эффективно было бы сотрудничество в области производства и реализации продукции горнодобывающей промышленности, прежде всего драгоценных, редкоземельных и цветных металлов, а также импорт продукции северокорейского ВПК и товаров двойного назначения.

Добиться резкого роста объёмов торговли можно и за счёт оптимизации российских экспортных поставок, минуя китайских посредников, а также возобновления инвестиционного взаимодействия в связи с урегулированием задолженности КНДР по советским кредитам.

2. Формирование в Приморском крае, на территории России, граничащей с КНДР и КНР, отдельной специальной зоны (предполагающей особые условия по таможенным пошлинам, визовому режиму и льготам по налогообложению). 

Эта территория должна быть по своему статусу максимально приближена к правовым условиям других так называемых «внутренних офшоров» на территории России. Льготы, предоставляемые бизнесу, будут также выражаться в ускоренном оформлении различных документов государственными органами, а также особым отношением к заявкам бизнес-структур по обеспечению электричеством, водо-, газоснабжением, а также другими необходимыми ресурсами. Данные благоприятные условия для развития бизнеса ускорят создание и реализацию совместных проектов России и КНДР, территория станет инкубатором новых бизнес-идей и истоком масштабных инвестиционных проектов, привлекая также государственные и частные коммерческие компании из соседних стран (КНР, Южной Корее и др.).

3. Создание механизмов частичной замены или ротации среднеазиатских трудовых мигрантов на корейские трудовые кадры для их работы на территории Российской Федерации.

В настоящее время требуются дисциплинированные и квалифицированные работники в транспортную сферу, строительную индустрию, крупные промышленные объекты, агропромышленный комплекс России. Подписание соответствующего соглашения, аналогичного договору о временной трудовой деятельности 2007 г., позволит создать условия привлечения и работы северокорейских граждан в России, а также ликвидировать дефицит кадров в ключевых индустриях российской экономики и укрепить взаимосвязи России и КНДР.

4. Реализация инфраструктурных инвестиционных проектов.

Речь идет, прежде всего, о восстановлении транзитного коридора участка железной дороги Хасан — Раджин и модернизации универсального перегрузочного терминала порта Раджин, Возможны и другие долгосрочные инфраструктурные совместные проекты, например постройка атомных электростанций на территории КНДР. Следует реанимировать проекты в рамках договорённостей по реконструкции на компенсационной основе предприятий горнодобывающей промышленности, энергетических объектов и железных дорог КНДР, совместной разведке и освоению залежей драгоценных, редкоземельных и цветных металлов, месторождений природного газа на шельфе Японского моря. Здесь уместно предложить использовать уже получивший предварительное одобрение принцип «капиталовложения в обмен на минеральные ресурсы», в которых уже готовы участвовать крупные российские компании: группа «Базовый элемент», ОАО «Татнефть», ОАО «РАО Энергетические системы Востока» и др.

5. Создание платежной системы проведения расчетов в рублях за импортно-экспортные торговые операции и обслуживание реализации инвестиционных проектов.

Необходимо реанимировать предварительные договоренности на уровне центральных банков КНДР и России и активно приступить к технической реализации этой важной программы. Полагаю, что после принятия общего политического решения не должно возникнуть никаких трудностей, поскольку Центральный банк уже давно успешно занимается подобными проектами в рамках «дедолларизации» российской экономики.

6. Решение проблемы международного страхования экспортных кредитов и российских инвестиций в КНДР, приостановленное из-за санкций ООН в 2016 г.

Поиском новых стратегических партнеров в области страхования международных сделок российские власти занимаются с 2014 г., с момента введением западными странами первых санкций, вынудивших уйти с российского страхового рынка или приостановить страхование международных проектов крупные западные страховые и перестраховочные компании. Российские государственные и частные компании уже нашли новых партнеров — страховщиков среди дружественных и нейтральных стран. Часть страховых рисков при обеспечении российско-северокорейского сотрудничества могут взять на себя несколько российских государственных компаний, имеющих опыт международного страхования.

———————————

Развивать торговое и инвестиционное взаимодействие России и КНДР в условиях беспрецедентных международных санкций — задача очень сложная. Кроме того, само состояние экономики КНДР, характеризующееся разбалансированностью народного хозяйства, изношенностью основных производственных фондов, огромными расходами на ядерную программу, — создает дополнительные  трудности, что позволяет нам выразить сомнение в успешной реализации прорывных решений в двустороннем взаимодействии между двумя странами в ближайшее время.

Полагаем, что России необходимо выстраивать взаимоотношения с Северной Кореей, рассчитывая на комплексное долгосрочное сотрудничество, которое будет соответствовать интересам обеих стран, а также позволит успешно противостоять санкционному давлению западных государств, укрепив позицию России в Азиатском регионе и в мире в целом.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья