ENG
Технологии

Экспансия Square: какие перспективы ждут гиганта мобильного эквайринга в России

Американская компания Square, первопроходец на мировом рынке мобильного эквайринга, запустила свой сервис в Великобритании. Для Square это пятая страна с момента начала мировой экспансии, компания активно изучает новые рынки в поиске возможностей для дальнейшего расширения присутствия. Причем наличие огромного количества конкурентов и последователей по всему миру компанию мало беспокоит. 

© Wavebreak Media / Фотобанк Лори

Экспансию Square по миру нельзя назвать динамичной. Лишь через восемь лет после того, как основатели Square Джек Дорси и Джим МакКелвей придумали мобильный терминал для приема платежей с банковских карт, подключаемый через разъем для наушников к любому смартфону, компания первопроходцев на рынке мобильного эквайринга добралась, наконец, до Европы. С момента запуска в 2009 году сервис смог закрепиться на рынках четырех стран — США, Канады, Японии и Австралии, теперь к ним добавилась и Великобритания. В конце марта 2017 года Square объявила о выходе на британский рынок, где представила свой базовый набор: mPOS-ридер за 39 фунтов, подключаемый к смартфону через Bluetooth и прокатывающий чиповые и магнитные карты с комиссией от 2,5% в зависимости от объема транзакции.

При этом Square внимательно следит за новыми рынками в поиске новых возможностей для развития. Наибольший интерес для компании могут представлять Россия и страны СНГ, где сегмент mPOS имеет огромные перспективы: это и потенциальный объем рынка, и его рост на сотни процентов в год.

Однако здесь стандартная модель масштабирования бизнеса, с которой Square уже несколько лет шествует по рынкам развитых стран, может не сработать. В России компания-первооткрыватель мобильного эквайринга столкнется с совершенно другой идеологией потребительского поведения, отличной от той, которая помогала ей в США или Великобритании. Согласно исследованию Square, которое она провела перед выходом на британский рынок, средний житель этой страны имеет в кармане не более 25 фунтов наличными. При этом 75% британских граждан предпочитают платить банковской картой, что не оставляет британским ритейлерам, мелким предпринимателям и торговцам никакой другой альтернативы, кроме как обзаводиться терминалами для приема банковских карт.

Несмотря на то, что в России оплата банковскими картами растет от года в год, по итогам 2016 года лишь примерно треть от объема операций по картам приходилась на оплату товаров и услуг. Объем рынка безналичных розничных платежей превысил 11 трлн рублей, а снятие наличных в банкоматах составило почти 27 трлн. Наши граждане, особенно в регионах, пока не очень доверяют электронным средствам платежа и по-прежнему используют наличные. Ситуация постепенно меняется к лучшему, но владельцы торговых предприятий и мелкие предприниматели, особенно в провинции, не слишком стремятся устанавливать POS-терминалы или приобретать недорогие мобильные устройства чтения банковских карт, ведь в этом случае безналичный оборот полностью «обеляется».

Кроме того, в России новому игроку на рынке мобильного эквайринга придется столкнуться с тем, что у его устройств будет совершенно другая аудитория, нежели та, что обеспечила успех в США или Канаде. Напомним, в первые годы после запуска сервиса Square в США доля малого и среднего бизнеса среди его мерчантов достигала 90%. Впоследствии она снизилась до 63%, но мелкие предприниматели и сервисмены по-прежнему обеспечивают Square львиную часть прибыли; крупные торговые предприятия, как, например, Starbucks, если и становятся партнерами сервиса, то выторговывают себе очень выгодные условия. Так, сделка с компанией Starbucks, с которой Square договорилась об использовании своих mPOS-терминалов в американской сети кофеен, приносила компании до $30 млн убытка вплоть до конца 2016 года. В России компании вроде Square придется столкнуться с тем, что именно крупные корпорации, требующие особого подхода и преференций, будут ее основными клиентами. Так, например, лидер на рынке российского мобильного эквайринга, компания «Смартфин» (бренды 2can & ibox), смогла в первом квартале 2017 года нарастить оборот до 8 млрд рублей в том числе благодаря работе с крупными компаниями. Среди клиентов сервиса 2can&ibox такие компании, как «Ингосстрах», «Росгосстрах», «РЕСО», «ВСК», OZON, «Тануки», Lamoda, Wildberries и др.

При этом для выхода на рынок сервис мобильного эквайринга должен представить пользователям не только готовые устройства, но и набор локализованного программного обеспечения. На всех других рынках, где присутствует Square, сервис предлагает пользователям унифицированный программный пакет — приложение Square Point of Sale (торговое место пользователя Square), подходящее для большинства пользователей из числа компаний МСБ. В России компании пришлось бы существенно поработать над приложением, подгоняя его под уникальные требования таких крупных мерчантов, как страховые компании, почтовые сервисы, фуд-ритейлеры, каждый раз фактически разрабатывая новый клиентский продукт.

Важно отметить, что российский ритейл сейчас вступил в период перехода на онлайн-кассы и трансформации в сторону большей прозрачности. В августе 2018 года вся мелкая розница, работающая сегодня по бланкам строгой отчетности, обзаведётся онлайн-кассами. Ожидается, что нововведение приведет к росту числа POS-терминалов в стране на 30-40% и расширению рынка эквайринга.

Судя по отчетности Square за 2016 год, объем платежных транзакций, которые обработали mPOS-терминалы компании в четырех странах присутствия в 2016 году, составил около $64 млрд. Очевидно, что в России пока на такие обороты рассчитывать пока не приходится. Как говорилось выше, по данным Банка России, оборот всего нашего рынка карточного эквайринга составил около $200 млрд, где на долю операторов mPOS-терминалов приходятся считанные проценты. При таких небольших оборотах, высоких темпах роста рынка и достаточно сжатых временных рамках органическое масштабирование отработанной бизнес-модели на новом рынке будет медленным и затратным. Скорее всего, лучшая тактика экспансии на российском рынке, где уже работают несколько mPOS-операторов, — консолидация с местным игроком или приобретение уже работающего бизнеса с максимальной рыночной долей. Удачный локальный пример из недавнего прошлого — объединение mPOS-сервисов 2can и ibox для создания рыночного лидера: за год с момента объединения обороты компании выросли в 4 раза, а суммарная доля рынка в сегменте мобильного эквайринга достигла 70 процентов.

Таким образом, у гиганта мобильного эквайринга в России есть громадные перспективы с точки зрения темпов роста оборота и доходов на протяжении ближайших двух лет, сильно ускоренные требованиями 54-ФЗ в том числе. И если Square идет в Россию, то придет быстро, для того, чтобы воспользоваться рыночным потенциалом, и, скорее всего, придет через приобретение существующего рыночного игрока, имеющего максимальную долю рынка.

Автор: Вячеслав Семенихин

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья