ENG
Прогнозы

Электромобили: спрос растет, но чуда не будет

К концу января 2021 года количество электроавтомобилей в России превысило отметку в 10 тысяч единиц, представленных 18 моделями 14 различных марок. При этом еще в январе 2020 года их количество не превышало 6 тысяч. Вместе с тем, несмотря на значительный прирост, Россия по-прежнему не входит даже в топ-25 стран-лидеров по объему продаж электромобилей. Что, по мнению авторов, обусловлено в первую очередь отсутствием на территории России официального представительства крупнейшего производителя электрокаров Tesla и других мировых брендов-производителей электромобилей.

Также, отмечают авторы, в России слабая мотивационная база, предоставляемая покупателям электромобилей. Поэтому автовладельцы чаще склоняются в пользу приобретения автомобиля с ДВС.

Пакет мер для Федерального закона об экологичном транспорте разрабатывается уже несколько лет, при этом, по разным оценкам экспертов, будет принят не ранее 2023 года. Тогда как во многих странах Европейского Союза (ЕС) уже несколько лет существует ряд льгот и преференций для владельцев электрокаров. Например, в Австрии и Германии автовладельцы электромобилей имеют право не оплачивать парковку в центре города и получают скидки при использовании платных автомагистралей. Финляндия и Швеция предоставляют льготные условия кредитования при покупке автомобилей с электродвигателем, а в Норвегии с 2018 года при обмене старого автомобиля с ДВС на новый с электродвигателем можно получить не только полную рыночную стоимость предыдущего, но и доплату в размере до 10 тысяч евро на покупку нового.

Данный опыт при политической воле может быть применим и в России. Вместе с тем не будем забывать о более значительных расстояниях между населенными пунктами, чем в странах ЕС, и об отсутствии необходимого количества зарядных станций для электрокаров, число которых в России насчитывает лишь несколько десятков.

Страх перед разряженной батареей за сотни, а иногда и тысячи километров от крупного города, в котором еще должна быть заветная зарядная станция, тем более в зимнее время при температурах в ряде регионов ниже 30–40 градусов, вновь и вновь отправляют отечественных прогрессивных автолюбителей к стандартным ДВС или гибридам.

Низкая температура воздуха для электрокаров является уязвимым местом. И дело не в том, что при включенном обогреве аккумулятор значительно быстрее садится. Рабочая температура литий-ионных аккумуляторов, которыми оснащаются современные электромобили, — от 0 до 30 градусов Цельсия, поэтому при низких температурах часть энергии просто утрачивается. И чем меньше остается заряда, тем выше шансы, что автомобиль не проедет запланированных километров. Вспомните, как отключаются ваши мобильные телефоны на холоде.

Все это оттягивает массовый спрос на электромобили. Однако можно с уверенностью прогнозировать стабильный прирост данного сегмента автомобильного рынка в России. В ближайшие 4–5 лет мы будем все чаще встречать электрокары и гибриды на улицах российских городов-миллионеров.

Москва и Санкт-Петербург, имея более развитую инфраструктуру, твердо займут лидирующую позицию российского рейтинга по трафику электрокаров. Владивосток уверенно займет 3-е место, лидируя по обороту б/у электрокаров японского производства.

В других городах России, пока не появится должная инфраструктура, распространение электромобилей будет ограничено.

Авторы: Максим Черняев, к.э.н., PhD, доцент экономического факультета РУДН,
Тимофей Мазурчук, эксперт экономического факультета РУДН

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья