ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Это интересно

Если душа не лежит к работе

Марина Мелия

Марина Мелия

Профессор психологии

Мы воспринимаем границы чаще как запреты, ограничения, которых чем меньше, тем лучше. Но функция границ не только «запретительная», а еще и «охранительная» — это «границы возможного». В пространстве офиса тоже есть свои границы — формальные и неформальные. Соблюдение этих границ позволяет нам безболезненно встраиваться в рабочую среду и чувствовать себя в ней комфортно и уверенно.

Формальные и неформальные границы

Начнем с формальных границ. При поступлении на работу нам называют нашу должность, объясняют, что мы должны компании и что компания должна нам: в чем будет заключаться наша работа, каких результатов от нас ждут, за что мы отвечаем, где наше рабочее место, сколько длится рабочий день, какой будет зарплата. Иначе говоря, задают границы — финансовые, пространственные, временные.

Неформальные границы — это границы взаимоотношений. Здесь слово «границы» подразумевает скорее «демаркационные линии», которые нельзя пересекать, ведь тем самым мы вторгаемся на чужую территорию. Неформальные границы не оговорены ни в каких документах, нигде не прописаны, но при этом работают не менее, а иногда и более жестко, чем формальные.

Свобода

С понятием «границы» связано и наше представление о свободе, ведь свобода не бывает абсолютной. Как правило, чем больше регламентации, формальных ограничений, тем меньше свободы, и наоборот. Поясню на примере двух крупных ИT-компаний.

В первой все максимально формализовано. Четко обозначены начало и конец рабочего дня — время прихода и ухода нельзя сдвигать. На рабочем месте запрещено пить чай или кофе — на это есть два официальных кофе-брейка в специальном буфете. Сотрудники действуют строго по инструкции, все обсуждения сведены к минимуму, высказывать свое мнение по поводу решений руководства, тем более критиковать их, не принято. Минимум свободы компенсируется гарантированно высокой зарплатой, стабильностью и предсказуемостью.

Во второй компании, казалось бы, все с точностью до наоборот — полная свобода. Сотрудник сам планирует свое время, сам решает, где, как и сколько он будет работать — сидя за компьютером, прогуливаясь по дорожкам, обсуждая рабочие моменты в баре. На летучках и в частных беседах можно высказывать любые мнения, в том числе несогласие с позицией руководства. Кажется, не работа — мечта! Однако и здесь есть свои жесткие рамки: ты можешь распоряжаться временем по своему усмотрению, но должен быть всегда на связи, оперативно отвечать на все входящие письма или звонки. К определенному сроку необходимо представить готовый проект, программу и т.д. Не успеешь — будешь уволен.

Для кого-то свобода — настоящий подарок, а для кого-то — «невыносимая легкость бытия». Одни задыхаются в атмосфере тотального контроля, когда все жестко прописано, регламентировано и рассчитано по минутам. А другие, наоборот, не могут работать самостоятельно, если полностью предоставлены сами себе — им точно не по плечу фриланс.

Тепло

В каждой компании своя атмосфера. Она существует независимо от нас, но мы ее ощущаем, пропитываемся ею. Когда нам на работе комфортно и уютно, мы этого, как правило, не замечаем, не ценим, даже не задумываемся об этом — мы же не ставим градусник, когда здоровы. Нам кажется, это в порядке вещей. Разве что иногда, когда заходим в соседний отдел и чувствуем, что в воздухе витает неприятный холодок — колкости в адрес коллег, завистливые взгляды, — нет-нет да мелькнет мысль: «Как неуютно… Здесь бы я точно не смог работать!»

На первый взгляд может показаться, что это все «лирика». Но на самом деле офис — наша «среда обитания», своего рода «эмоциональный бульон», в котором все мы варимся. Он бывает светлым и целительным, а бывает мутным, болезнетворным. То, как мы себя здесь чувствуем, влияет и на нашу работоспособность, и на физическое состояние, и на настроение, с которым мы возвращаемся домой. При этом надо учитывать, что «офисная температура» не может быть одинаково комфортной для всех: что для одного тепло и хорошо, другого может «обжигать».

Проанализировав все три параметра — границы, свободу, тепло, — мы сможем понять, что конкретно нас не устраивает. Зачастую мы выбираем крайности: либо бросить работу, сойти с дистанции, либо, наоборот, бегать по кругу и терпеть до последнего. Но есть и третий, «золотой» путь: попытаться что-то изменить.

С чего начать?

Главное, чтобы мы были готовы к изменениям. А начинать можно «с любого конца»: с того, что не потребует от нас особых усилий, что больше всего напрягает или, наоборот, что нам нравится и что мы хотели бы еще улучшить.

Изменить самое простое

Порой кажется, что мы стоим перед сплошной стеной проблем: «Безысходность какая-то…» Что делать? Мне нравится способ, который я в шутку называю «методом швейцарского сыра». Попробуем прокрутить в этой стене несколько дырочек — и она уже не будет казаться сплошной и неприступной. Например, сделаем что-нибудь простое, элементарное, до чего руки все никак не доходили: переставим стол или поменяем график работы. Казалось бы, мелочи. Но именно такие мелочи иногда меняют восприятие ситуации.

Избавиться от негатива

Еще один способ что-то изменить в свою пользу — попытаться устранить то, что больше всего раздражает и угнетает. А это нелегко, ведь главная причина нашего недовольства порой маскируется под второстепенную или вообще находится вне зоны нашего внимания. Бывает, мы гонимся за большими доходами, высокой должностью, работаем «не щадя живота», но не замечаем сути. Поэтому надо найти ключевую проблему, которая мучит нас, как зубная боль, и становится причиной постоянного недовольства. Часто мы перестаем замечать позитивные моменты и смотрим на все через призму этой проблемы, как через черное, закопченное стекло. Но как только мы находим то самое звено, за которое можно вытащить всю цепь, негатив уходит на задний план.

Усилить силу

В организации, где мы работаем, наверняка есть что-то ценное именно для нас, иначе мы бы здесь не оказались. Надо опереться на это ценное, значимое, на эти преимущества, более того, их усилить. Опора на позитив — очень эффективная стратегия и для рядовых сотрудников, и для руководителей.

Верить в возможность перемен

Прежде чем в очередной раз сменить работу, стоит спокойно проанализировать ситуацию и попытаться сделать то, что в наших силах: оговорить свои обязанности и зону ответственности, форму оплаты труда, «застолбить» и «промаркировать» свое личное пространство. Не получается наладить контакт с коллегой, начальник смотрит косо, не складываются отношения с клиентами? Возможно, стоит к кому-то приглядеться повнимательнее, от кого-то, наоборот, дистанцироваться, с кем-то прояснить отношения, проявить инициативу, принести в свой день рождения тортик и устроить чаепитие.

Совершить «переворот» на своем рабочем месте может каждый из нас, независимо от того, какой пост мы занимаем. Тем, кто находится на нижних ступенях карьерной лестницы, порой даже проще добиться положительных изменений, чем тем, кто занимает высокое положение.

В любом случае надо верить в саму возможность перемен. И неважно, с чего мы начнем, — с самого простого или с того, что больше всего отравляет нам жизнь. А может, попробуем опереться на то, что нас больше всего привлекает в работе, сделаем это своей «козырной картой» и продолжим игру? Как только мы запускаем изменения, все вокруг тоже начинает меняться, как в калейдоскопе, и будто сами собой уходят многие негативные моменты, а на месте глухой стены проблем вырисовывается широко распахнутое окно с великолепной перспективой.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья