ENG
Добавить в избранное
Инвестиции, Мнение, Финансы

Есть ли перспективы у новой пенсионной реформы

Григорий Пахомов

Григорий Пахомов

Консультант по стратегическому развитию «КПК Капитал Регионов»

Итак, Минфин объявил о новых планах пенсионной реформы, связанной с возвращением системы накопительных пенсий. 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Слово «реформа» в России чаще всего народом воспринимается с большой настороженностью, так как предполагает изменение, и, по мнению людей, чаще не в лучшую сторону. Пенсионная реформа вызывает большую настороженность в силу недавних историй с увеличением пенсионного возраста и низкой индексацией пенсий.

Софинансирование накопительной части пенсии со стороны государства как новая мера увеличения пенсионных выплат является первым шагом к стимулированию накоплений, но сегодня в части закредитованности населения с малой долей вероятности люди будут вносить средства дополнительными взносами в бюджет. Слово «дополнительно» не совсем лояльно будет воспринято людьми даже в части того, что государство будет удваивать эту сумму, и ровно на ту же сумму можно будет получить налоговый вычет.

Менталитет большинства людей заставляет их жить сегодня, а рыночная ситуация с высокой инфляцией — тратить деньги сегодня. Дополнительным отталкивающим моментом может стать заморозка накопительной части со стороны государства, которая продолжается уже достаточно долго.

Если бы государство просто софинансировало часть накопительной пенсии в размере, предусмотренном положениями закона, а именно — 6% от суммы дохода, то эта модель могла бы быть весьма интересна для населения. Но государству в данном случае модель экономически невыгодна. Средний доход на душу населения в РФ, по статистике, — около 56 тыс. рублей. Отсюда размер накопительной пенсии, отчисляемой работодателем, составляет 3360 рублей. Работоспособного населения — порядка 72 млн, что говорит нам о необходимости софинансирования со стороны государства в размере 242 млрд руб. в месяц, а это 2,9 трлн руб. в год. Таких средств в бюджете просто нет.

Стимулирование через налоговые вычеты тоже не может быть бесконечным, так как налоги — один из основных способов привлечений средств в бюджет. Если все начнут возвращать средства за инвестиции, пенсию, страхование, обучение, недвижимость и т.д. , то средств в бюджете будет становиться всё меньше и меньше, а при напряженной геополитике сегодня это весьма рискованно в долгосрочной перспективе.

Говорить о страховании средств при возможности инвесторов выбирать самостоятельно, куда будут вкладываться средства, не приходится. Механизм не сможет страховать высокорисковые инструменты, так как всегда есть стоимость этой услуги. Отсюда вырисовывается, что до 1,4 млн руб. будет застраховано только направление инвестиций в консервативные инструменты, но никак не в акции.

Система пенсионных накоплений может быть полностью пересмотрена, если накопительная часть пенсии сможет быть инвестирована куда угодно, будет индексироваться и наследоваться в полном объёме.

Если взять среднее отчисление в месяц в размере 3360 рублей и ежемесячное пополнение на аналогичную сумму при ставке дохода в 8%, то через 42 года (начинаем копить с 18 и продолжаем до 60 лет) получим почти 14 млн руб., и это при пессимистичном сценарии. Если взять аналогичный сценарий с доходом в 15% годовых, на выходе сумма составит более 142 млн руб. Если разрешить возможность размещать средства в иностранной валюте, цифры могут индексироваться сразу в десятки раз. Дополнительным плюсом станет переход прав собственности на эти средства наследникам.

На Западе уже давно работает схожая система пенсионных накоплений, когда человеку предлагают размещать свои пенсионные накопления в соответствии с разными стратегиями (консервативной, умеренной и рискованной) — и он сам делает выбор. При этом всё просто: средства вносит сам работник, у него не встаёт вопрос о нежелании пополнять свой пенсионный счёт. В РФ ситуация другая: всех приучили, что государство должно думать за людей, но люди будут жаловаться на государство при первой возможности.

В текущей ситуации люди выберут скорее потребление, чем долгосрочный эффект от пенсионных отчислений. Можно привести в пример сравнение с рынком недвижимости. Если взять среднюю цену 1-комнатной квартиры в крупном регионе в размере 8 млн рублей, то покупатель должен обеспечить 1-й взнос в размере 800 000 рублей и оплачивать порядка 65 000 рублей на протяжении 30 лет. Минимальный доход для таких условий должен составлять не менее 84 000 рублей. Если взять средний доход, например для Санкт-Петербурга, в размере 76 000 рублей, то вырисовывается ситуация невозможности покупки жилья, не говоря уже о дополнительных пенсионных отчислениях.

ЦБ ограничивает выдачу кредитов из-за закредитованности населения в надежде снижения спроса на новые займы. Данное направление аналогичным образом отпугнёт от любых иных реформ. Важно понимать, что человек сначала хочет купить квартиру, а потом — копить, даже на пенсию. Если на покупку квартиры будет уходить всё, накоплений просто не будет.

В связи с этим можно разработать синергичную программу пенсионных отчислений и покупки жилья, а также за каждое дополнительное отчисление стимулировать большим налоговым вычетом, например ½. На 6% дополнительных отчислений — возможность получения 12% вычетов. Данный вычет можно обязать тратить на погашение ипотеки или иных кредитных обязательств. Тогда данная реформа сможет дать эффект: при снижении кредитной нагрузки снижать условие вычетов. Главное в этом случае — обойтись без радикальных мер, таких как отмена страховой пенсии или других кардинальных ограничений.


Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья