ENG

Перейти в Дзен
Интервью, Технологии

Евгений Джаксимов: «Для бизнеса постбумажная эпоха не наступила»

Почему Россия, вопреки стереотипам, оказывается одним из мировых лидеров в разработке и применении новейших цифровых технологий, уверенно наращивая свою долю рынка даже в период пандемии, рассказывает руководитель Московского представительства Epson Евгений Джаксимов.

Принтеры на фоне пандемии и цифровизации

— Ваша компания специализируется прежде всего на принтерах, но человечество постепенно отходит от бумажного документооборота. Какова судьба печатающей техники в «постбумажную» эпоху. Как эволюционирует спрос на принтеры?

— Действительно, последние несколько лет мы наблюдаем цифровую трансформацию, но, несмотря на это, спрос на печатающие устройства не только не падает, а в каких-то сегментах даже растет. Многие организации и компании переходят на цифровой документооборот, но задачи, которые требуют бумажных носителей — в бухгалтерии, во внутренней документации, — все равно остаются. Постбумажная эпоха отчасти наступила для книг, но не для бизнеса. Бумажные документы останутся с нами еще надолго, и пока не видно тренда на снижение количества печатных устройств. Я подписываю множество бумаг и вижу, что количество их только растет из года в год. Пока все разом не перейдут на электронный документооборот (а это очень маловероятно), печатные устройства будут востребованы. Да и в целом многим приятнее читать с листа, чем с экрана маленького ноутбука.

— Как отразилась пандемия на вашей компании? Первое, что приходит в голову, всем, наверно, тут же стала нужна печатная техника на дому в связи с принудительной удаленкой?

— Пандемия, конечно, повлияла — очень сильно вырос спрос на печатную технику для домашнего использования. Но здесь важно отметить следующее: еще до нее было рекордное за последние несколько лет падение цен на нефть и последующая девальвация рубля. С приходом COVID-19 ожидания на рынке и вовсе снизились, прогнозы в целом были негативные на этот год. Итоговый спрос на печатные устройства в результате значительно превысил их. А продажи струйных устройств во 2-м и 3-м кварталах даже выросли по сравнению с прошлым годом, но сказать, каким был бы спрос на них, если бы не пандемия, сейчас сложно. То есть ограничение по прогнозам не дает возможности оценить рост в полной мере. В апреле, когда все резко разошлись по домам, мы наблюдали очень сильное снижение объемов печати, даже с учетом того, что люди стали покупать себе принтеры для работы на удаленке. А сейчас многие партнеры отмечают, что прежние, допандемические, объемы печати практически восстановились. Это зависит во многом и от области применения печатных устройств: у вузов, например, объемы сильно упали, так как студентов перевели на дистанционное обучение, а в медицине и логистике, наоборот, выросли по понятным причинам.

Будущее принтеров

— Некоторое время назад Epson кардинально поменял и сам принцип печати струйных принтеров, и бизнес-модель в их отношении. Расскажите об этом, пожалуйста.

— В последние годы основной парадигмой Epson в сфере печатных устройств стало неуклонное снижение стоимости печати. 10 лет назад мы впервые вышли на рынок с нашими бескартриджными принтерами и МФУ — линейкой моделей «Фабрика печати». Epson вообще был первым из брендов, перешедшим на систему бескартриджных устройств, которая позволила существенно снизить себестоимость печати и стоимость владения устройством. Это было востребовано рынком — те, кто хорошо умел считать, поняли, что даже слегка переплатив вначале, можно обеспечить себе экономию на год, два или три вперед. Решение отлично работает для тех пользователей, кто печатает постоянно, у кого есть хотя бы минимальные, но стабильные объемы печати. В чем суть новой бизнес-модели? Вместо картриджей теперь в наших принтерах стоят большие контейнеры с чернилами, объем которых превышает объем картриджей в десятки раз, а цена сопоставима или даже ниже. То есть главное вложение пользователь осуществляет только в начале, а дальнейшая печать — практически за копейки.

— С ценой на принтер все понятно, а что будет с его внешним видом: как будет выглядеть печатающее устройство через 510 лет? Полагаю, пользователи хотят, чтобы оно хоть как-то уменьшилось.

— Безусловно, принтеры будут следовать за потребностями рынка; за дальнейшим снижением стоимости владения и увеличением скорости печати последуют и уменьшение размеров устройства, и развитие облачных технологий. Уже сейчас софт Epson позволяет удаленно инспектировать печатные процессы в организации и управлять ими: можно контролировать, как работают принтеры, разрешать и запрещать группам и отдельным пользователям печататать в цвете, ограничивать количество страниц и т.д. Вопрос не столько в развитии принтеров и сопутствующего софта, сколько во внедрении процессов цифровизации в тех или иных компаниях. Мы видим, что на печать тратятся очень большие средства, при этом зачастую нет понимания, сколько, кто, как и зачем печатает. Анализ всего печатного парка в организации сегодня очень актуален, но мало где производится. Наш софт помогает с этим справиться.

— Скоро, наверное, просто голосом можно будет давать команду: «Принтер, напечатай-ка мне вот этот документ»?

— Да, к этому все идет. Принтеры для дома и офиса будут дешеветь, уменьшаться в габаритах, становиться все более компактными и удобными в использовании. Что касается направления промышленной и коммерческой печати, можно уверенно говорить об очевидном тренде — цифровизации. Аналоговая и цифровая печать всегда конкурировали. Аналоговая — это традиционная офсетная, флексографическая печать или шелкография — процессы, где для каждого тиража используются свои печатные формы. Цена комплекта форм и затраты времени и материала на приладку являются неизбежной «стартовой» частью себестоимости каждого задания, однако краски для аналоговой печати, как правило, дешевле, чем для цифры, и чем длиннее тираж, тем выгоднее аналоговая технология. Короткий тираж печатать такой технологией дорого и неэффективно. При цифровой технологии печатные формы не требуются, а затраты на приладку многократно ниже или отсутствуют вообще, что делает технологию крайне эффективной на коротких тиражах. Однако из-за более дорогих красок цифровая технология теряет эффективность на длинных тиражах. Естественно, есть точка пересечения, до которой цифровая печать более выгодна. И вот тут нужно отметить, что при общемировом тренде на повышение ассортимента продукции, сокращение сроков производства, а также складских и логистических издержек тиражи сокращаются при увеличении их количества. Это делает цифровые технологии промышленной печати все более и более востребованными; они достаточно быстро дополняют или замещают аналоговые. Да и с учетом растущего спроса на персонализированную продукцию цифровые решения оказываются в тренде.

Будущее проекторов

— Каким вам представляется будущее проекционных технологий — в каких направлениях будут развиваться домашние и бизнес-проекторы? Где они востребованы уже сегодня и будут очень нужны завтра: театры, музеи, открытые площадки, школы и вузы, еще?

— Небольшое пояснение общего характера: у Epson есть два основных направления бизнеса — печатающая техника и проекционное оборудование. В проекционном оборудовании Epson последние 20 лет занимает первое место на мировом рынке и с недавнего времени лидирует в России. Осенью 2020 года для одного из своих последних исследований («Чемпионы российского ИТ-канала») по проекционной технике издание CRN/RE опросило несколько сотен партнеров второго уровня по всей России, и по всем критериям оценки Epson занял первое место. Это и качество продукта, и активность в канале, и маркетинговая составляющая, и так далее. Уникальный случай: представьте, что один фильм получил бы все «Оскары» сразу! Поэтому можно смело сказать, что Epson задает стандарты качества в сегменте проекционного оборудования.

Что касается технических подробностей, главное для проекторов — переход на более эффективные источники света, от ламп к лазерам и LED-источникам. У последних есть преимущества и в цветопередаче, и в сроках работы — это десятки тысяч часов. То есть вы проектор покупаете практически навсегда: не надо менять лампы, специально его как-то обслуживать. Изначально в портфеле Epson «лазер» появился только в самых дорогих проекторах, а сейчас постепенно, с развитием и удешевлением технологий, лазерные источники света у нас внедряются в более доступные модели.

Основной сегмент рынка для проекторов — сфера образования. Сегодня почти каждая школа оснащена проекторами, и каждый третий, если не половина, из них — проектор Epson. Все больше школ оснащается ультракороткофокусными проекторами и даже интерактивными — у нас вышло уже несколько поколений интерактивных проекторов, и в этом сегменте Epson занимает почти 100% рынка. Ультракороткофокусные проекторы нужны и для решения образовательных бизнес-задач, спрос на них также растет. А в пандемию сформировался запрос еще и на обустройство мобильных переговорных комнат. Поэтому, помимо замены на более эффективные источники света, актуальным стал еще один тренд: уменьшение размеров. Если проектор весит чуть более килограмма, его уже можно положить вместе с ноутбуком в сумку, поехать с ним куда-то и развернуть там презентацию. Мы двигаемся в этом направлении — развиваем специальную линейку сверхкомпактных мобильных устройств.

Те же требования важны и для очень больших проекторов, предназначенных для огромных пространств: хорошо бы, чтобы такое устройство весило не 50 кг, а 10, но при этом давало ту же яркость, чтобы его мог настраивать один человек. Универсальность и удобство — ключевые качества, к которым мы стремимся. Казалось бы, по сравнению с телевизором проектор должен проигрывать, его сложнее настраивать, вешать… Что касается сегмента домашних проекторов, теперь есть такие короткофокусные проекторы, которые можно ставить вплотную к стене, на которую передается изображение. При этом они разворачивают картинку более 100 дюймов. А это и есть самое главное достоинство проектора — стоимость одного дюйма изображения. Представьте себе 100-дюймовый телевизор, его габариты и цену? Здесь проекторы, конечно, выигрывают.

— Наверно, не только в образовании, но и в сфере культуры и развлечений востребованы проекторы? 2019 год был Годом театра, а 2021-й предполагалось объявить Годом музеев. Понятно, что это история про внутренний туризм, ведь границы практически закрыты. Региональные музеи и театры небогаты, насколько для них доступны ваши проекционные технологии?

— Да, они ограничены в средствах, тем не менее спрос на проекторы со стороны музеев, театров и других учреждений культуры достаточно большой, несмотря на пандемию и на то, что массовые мероприятия по большей части отменяются. Спрос начал бурно расти еще в Год театра, причем рос он не только на средние по цене, но и на самые дорогие и мощные инсталляционные проекторы с длиннофокусной оптикой, что важно для больших театральных пространств. В театрах и музеях проекторы зачастую увеличивают интерес публики к спектаклям и выставкам: важную роль здесь играют качество картинки и возможность многочасового использования проекторов. Внедрение полного комплекса, включая звук, стоит недешево, но оправдывает себя, потому и театры, и музеи выделяют на это бюджеты. Более того, спрос на них растет и будет расти, потому что Россия — страна огромного количества подобных учреждений культуры; продажи в этом сегменте наших инсталляционных проекторов сопоставимы с продажами в странах — лидерах в экономике.

Мир через очки

— В вашей продуктовой линейке есть и видеоочки, и умные часы. Как с такими гаджетами идут дела, какие потребительские тренды по отношению к ним вы сейчас наблюдаете?

— Продажи умных часов пока закрыты. Компания Epson выходила с ними на российский и мировой рынки несколько лет назад, но цена на наше устройство была тогда выше, чем мог позволить себе рынок. Это была проба пера, всем они понравились. Мы собрали обратную связь и теперь ведем разработки, чтобы представить наш продукт тогда, когда будем уверены, что он будет в тройке лидеров в сегменте. У нас зато появились другие часы: в 2017 году под крыло Epson перешли знаменитые японские бренды Orient и Orient Star. Кстати, в этом году они отмечают свое 70-летие. Под брендом Orient продаются доступные надежные механические часы, а Orient Star — коллекция премиальных механических часов с большой долей ручной сборки, полностью собранные в Японии; мы будем развивать это направление и в России, и в Европе. Это что касается «умного времени». А вот что касается «умного видения», то продажи умных очков Epson Moverio в нашей стране прямо взлетели за последние два года.

— Кто сегодня является главным потребителем очков с технологией дополненной реальности? Как, на ваш взгляд, будут эволюционировать функции и области применения таких очков в ближайшем будущем? Появятся ли новые категории?

— Потребители очков делятся на две категории: частные (для домашнего использования) и корпоративные. Практически 100% продаж в первые год-два с момента появления очков Epson Moverio на рынке России в 2014 году приходились на домашних пользователей. А в последние годы резко вырос корпоративный сектор. При этом общие продажи очков растут из года в год, даже несмотря на пандемию. В 2020 году мы наблюдаем порядка 50% роста по сравнению с прошлым годом. Область их применения практически безгранична, под каждую конкретную задачу можно разработать соответствующее ПО. Это производство и промышленность — в таких умных очках можно заниматься ремонтом или сервисным обслуживанием, даже если специалист далеко. Пользователь надевает очки, в них встроена камера, которая с помощью мобильной связи передает всё, что он видит, в любую точку мира. Изображение появляется на экране монитора у специалиста, он консультирует мастера на месте: голосом (через наушники) и с помощью видеоконтента (инструкции, схемы), который отображается на прозрачном дисплее очков. Так как очки бинокулярные, пользователь видит изображение обоими глазами, а благодаря Si-OLED-панелям границы дисплея незаметны, цифровое изображение на нем как бы накладывается на реальность. Специалист может «подсвечивать» на дисплее ту или иную информацию, важную в данный момент для пользователя. Можно действовать и самостоятельно: загрузить в очки программу и обучаться, следуя ее инструкциям.

Очки очень легкие (всего 69 граммов), поэтому их охотно используют и врачи — стоматологи, хирурги. Очки и специальное ПО позволяют им «видеть», например, вены или целые органы в 3D-графике на дисплее во время операций или манипуляций, учитывать множество деталей, незаметных живому глазу, снижая риск врачебной ошибки. Очень востребованы они оказались и в сфере логистики — на огромных складах использование умных очков позволяет погрузчикам быстрее находить товар: на дисплее отображаются маршруты расположения заказа. Очки просты в обращении, поэтому даже дети могут пользоваться ими. В детских технопарках «Кванториум», например, очки помогают создавать приложения дополненной реальности. Сегодня это единственное доступное устройство, на котором можно тестировать то, что дети там программируют.

Кстати, и в кинотеатрах наши очки используются — на дисплее отображается сурдоперевод для слабослышащих, и в музеях — ты смотришь на статую или картину, а она вдруг «оживает», в очках появляется какая-то дополнительная информация о предмете искусства. В этом вообще основное преимущество дополненной реальности перед виртуальной: мы получаем информацию из окружающего мира и одновременно — дополнительную, которая «накладывается» на реальную. По прогнозам многих известных экспертов рынка, дополненная реальность будет вытеснять виртуальную именно из-за громоздкости устройств (шлемов и других). Со следующего года разрешение в очках Epson Moverio будет Full HD, и поле зрения, кстати, будет расширено.

Сейчас актуальным стал сегмент использования очков вместе с дронами. В партнерстве с компанией DJI, лидером в области дроностроения, мы создали общую систему — дроны плюс очки дополненной реальности. Теперь можно отслеживать движение дрона и при этом, не отводя от него взгляда, видеть на дисплее очков картинку, которую он снимает. Сегодня такое делает только Epson. Вообще, массово для любых пользователей очки дополненной реальности выпускает сейчас только Epson — их просто купить, у них есть готовые решения.

— Что будет, если со временем технология масштабируется, ПО к очкам станет дешевле, и это позволит внедрять подобные технологии даже в небольших компаниях в самых разных областях деятельности? Или это пока нереально? Можно ли представить, что такие очки в будущем будут у каждого человека?

— Ответ на этот вопрос: скорее да, чем нет. Здесь главное — наличие программного обеспечения, которое позволит внедрить очки в повседневную жизнь. Понятно, что чем менее распространена технология, тем дороже ПО в расчете на одно устройство. И по мере развития этой технологии (а Epson за то, чтобы появлялось больше конкурентов и развивался рынок) будет дешеветь ПО. Учитывая, какими темпами все сейчас развивается, человечество получит эту возможность уже лет через десять. Габариты очков и их вес будут уменьшаться, а качество и функционал увеличиваться. Первые устройства имели жесткий диск и были не очень удобны, а сейчас они похожи на обычные очки для чтения, их можно просто подключать к телефонам или использовать мощности других внешних устройств.

— Возможно, когда-нибудь очки станут заодно и телефоном?

— Возможно. И все начнут наконец смотреть себе под ноги и вокруг, а не в смартфон.

Беседовал Константин Фрумкин

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья