Развитию рынка eCom в Татарстане уделяют огромное внимание — этот сегмент экономики развивается небывало быстрыми темпами. Ровно год назад, в ноябре 2020 года, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов поставил задачу обеспечить массовый выход татарстанских предпринимателей на рынок интернет-торговли. По его поручению была создана рабочая группа по вопросам содействия продвижению продукции, производимой в Татарстане, по каналам электронной торговли. Координирует работу уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей, помощник президента РТ Фарид Абдулганиев. В интервью «Инвест-Форсайту» он рассказал о том, что делается в республике для поддержки предпринимателей и как реализуется концепция развития eCom.
Дел невпроворот
— Пандемия не отступает: этот год, как и предыдущий, стал очень непростым для бизнеса. Фарид Султанович, можете назвать главные вызовы года и рассказать, какие меры предпринимаются в Татарстане для поддержки предпринимателей?
— Татарстан традиционно занимает активную позицию в реализации национального проекта по поддержке малого и среднего предпринимательства как в текущей работе, так и в оперативной, при реализации антикризисных мер поддержки. За первые две недели ноября татарстанские предприниматели подали 1,2 тыс. заявок на получение льготных кредитов по возобновленной с 1 ноября программе «ФОТ 3.0» на сумму 4 млрд рублей. По другой программе — предоставления грантов в размере 1 МРОТ на работника — от татарстанских предпринимателей поступило около 13 тыс. заявлений, 11 тыс. из них соответствуют установленным критериям.
Также в республике в дополнение к федеральным мерам поддержки разработаны республиканские, которые предназначены для тех предпринимателей, которые не подпадают под федеральные программы.
Это в основном сфера торговли, по которой мы фиксируем большинство обращений. Для этого Министерством экономики РТ возобновлена выдача «Однопроцентного» микрозайма, который продемонстрировал высокую востребованность в 2020-м пандемийном году.
— А можете поподробнее рассказать? Что за однопроцентный микрозайм?
— Микрозайм предоставляет подведомственный Фонд поддержки предпринимательства на сумму от 300 тыс. до 1 млн рублей под 1% годовых при условии сохранения 90% численности рабочих мест. Срок кредитования — от 3 до 24 месяцев, включая отсрочку по уплате тела кредита на 6 месяцев.
Ещё один новый продукт — микрозайм для самозанятых на любые затраты для развития бизнеса, причём предложение действует от 1 месяца после регистрации в качестве самозанятого. Сумма — от 50 тыс. до 500 тыс. рублей на срок от 3 до 24 месяцев. Возможна отсрочка на 6 месяцев. Ставка — от ½ ключевой ставки ЦБ до 5,5% годовых.
Кроме того, для поддержки сферы общественного питания в этом году министерством была продолжена реализация программы субсидирования затрат, связанных с оплатой услуг сервисов по доставке продуктов питания и еды. Также с 11 октября была запущена программа субсидирования самозанятых граждан на сумму до 200 тыс. рублей. Средства субсидии можно будет потратить на приобретение расходных материалов, оборудования и техники, продвижение в интернете своей продукции, обучение. Всего в 2021 году в Татарстане на господдержку субъектов МСП направлено 3,56 млрд рублей.
— Создание телеграм-канала «Деловорот», где публикуется информация для предпринимателей Татарстана, — ваша инициатива?
— В условиях введения режима самоизоляции в конце марта 2020 года президент РТ Рустам Минниханов поручил перейти на онлайн-каналы коммуникаций с предпринимателями. В рамках этого поручения нами в том числе был создан телеграм-канал «Деловорот», название которого придумал один из предпринимателей, таким словом охарактеризовав свою ситуацию — «дел невпроворот». Сейчас на канал подписано около 4600 предпринимателей. Здесь мы ежедневно публикуем массу полезной и эксклюзивной информации для предпринимателей, например изменения в законодательстве, блок-схемы и чек-листы с максимально понятным алгоритмом действий для решения того или иного вопроса. Кстати, хочу отметить, что новый визуальный формат оказался очень востребован не только в Татарстане. Наши блок-схемы и чек-листы охотно скачивались предпринимателями из 27 других регионов России.
Рынок eCom: рост и развитие
— В Татарстане развернута большая программа поддержки и развития интернет-торговли, рынку eCom уделяется очень много внимания. Почему это так важно для республики?
— С точки зрения предпринимателей главным вызовом пандемии стала насущная необходимость перестраивать бизнес под новые реалии: из-за введенных ограничений многие привычные каналы сбыта продукции стали сужаться. А ведь именно от сбыта зависит самочувствие бизнеса.
Конечно, мы не могли не обратить внимание на новый канал сбыта — электронную торговлю. По данным аналитической компании Data Insight, в 2020 году объем рынка электронной торговли в России вырос на 58% и достиг 2,7 трлн рублей. По прогнозу аналитиков, к 2025 году российский рынок eCom вырастет еще в четыре раза и достигнет 10,9 трлн рублей. Интерес предпринимателей к торговле через маркетплейсы растет с каждым днем. Причина понятна — ни один другой канал продаж и близко не может сравниться с масштабами электронной торговли.
Поэтому президент республики Рустам Нургалиевич Минниханов поставил задачу обеспечить массовый выход татарстанских предпринимателей на этот рынок, обеспечить им режим наибольшего благоприятствования для того, чтобы занять на нем достойную нишу.
Как раз для решения этой задачи в марте 2021 года была создана уникальная для России структура — Центр электронной торговли «Маркетплейс.Легко». Речь идет не просто об обучении и регистрации на маркетплейсе, но и о помощи в продвижении товаров поставщиков, создании условий для роста оборота через интернет-площадки.
— Сколько татарстанских предпринимателей уже продают товары на маркетплейсах?
— В итоге предпринятых усилий в 2021 году Республика Татарстан демонстрирует темпы роста рынка электронной торговли, опережающие средние показатели в ПФО и в России в целом. С начала года количество татарстанских селлеров на маркетплейсах увеличилось в 5 раз и превысило 16 000.
— Что делается в республике для того, чтобы помочь предпринимателям выйти на новый канал сбыта?
— В ноябре 2020 года предприниматели пожаловались президенту Республики Татарстан Рустаму Нургалиевичу Минниханову на трудности при выходе на маркетплейсы, после чего он поручил создать рабочую группу по вопросам содействия продвижению продукции, производимой в Татарстане, по каналам электронной торговли, в которую вошли руководители министерств и финансовых структур. Мне было поручено координировать ее работу.
Рабочей группой была разработана концепция развития eCom в Татарстане, а 1 марта начала работу автономная некоммерческая организация Центр электронной торговли «Маркетплейс.Легко», о котором я уже упомянул. Всего за полгода с начала работы с помощью ЦЭТ более 3500 предпринимателей из Татарстана уже начали продажи своих товаров на маркетплейсах. На днях завершился очередной образовательный марафон для предпринимателей, организованный Центром электронной торговли, в котором приняли участие около 1000 предпринимателей, половина из них уже провела первые продажи.
— Недавно в Татарстане была принята комплексная программа развития интернет-торговли…
— Да, Республика Татарстан стала первым в России регионом, который принял свою комплексную программу развития интернет-торговли; та будет действовать до конца 2022 года. Программа предусматривает предоставление льгот и мер поддержки при строительстве новых распределительных центров маркетплейсов и расширение сети пунктов приема продукции татарстанских предпринимателей, чтобы их товар как можно быстрее доставлялся покупателям. А для самих предпринимателей в первом квартале 2022 года начнут действовать новые меры финансовые меры поддержки в виде специального кредитного продукта под поручительство гарантийного фонда Татарстана.
Отмечу, что проект Программы развития интернет-торговли в Республике Татарстан ранее прошел обсуждение и был одобрен на заседании Экспертного совета при ЦЭТ, в который входят лидеры российского рынка электронной торговли: маркетплейсы Ozon, Wildberries, «AliExpress Россия», «Авито», «Яндекс.Маркет», eBay, а также Национальная ассоциация дистанционной торговли России, АО «Почта России», СДЭК, «Деловые линии», Boxberry International, EComPortal и бизнес-школа iWENGO.
— Фарид Султанович, можете привести примеры удачных кейсов выхода на маркетплейсы? Чем продукция из Татарстана может привлечь покупателей?
— Примеров очень много. Например, кукморский предприниматель Алмаз Габидуллин в прошлом году начал продавать войлочную обувь своего производства под брендом «КИЕЗ» на маркетплейсах; сейчас его продукцию хорошо покупают в десятках странах мира, в том числе там, где снега не бывает.
Предприниматель Эльдар Зиганшин, который специализируется на производстве мусульманской одежды под брендом Amira, во время пандемийных ограничений столкнулся с падением продаж через традиционную розницу. При поддержке Центра электронной торговли «Маркетплейс.Легко» он вышел на маркетплейсы Ozon и Wildberries; теперь продает одежду клиентам по всей России. При этом, по словам Зиганшина, работа с маркетплейсами позволяет ему существенно экономить на рекламе и продвижении, логистике, менеджменте и складах.
Оксана Новихина в июне зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя и сразу обратилась в ЦЭТ «Маркетплейс.Легко» за помощью в продвижении своей продукции — нижнего женского белья. Ей помогли создать личный кабинет на маркетплейсах, в продакшн-центре профессиональные фотографы бесплатно провели фотосъемку товара, оформили карточки товаров — и уже через неделю прошла первая продажа. А в сентябре на Wildberries продажи составили 62 500 рублей. Предпринимательнице помогли зарегистрировать товарный знак, создать новую упаковку. Она активно расширяет свой ассортимент и планирует добавить в него мужскую продукцию.
— Предприниматели из Татарстана продают свои товары в таких крупных маркетплейсах, как Wildberries и Ozon. Нет ли планов создать свой татарстанский маркетплейс?
— В Татарстане уже активно развиваются сразу несколько маркетплейсов. Самый крупный и известный из них — Kazan Express, основным конкурентным преимуществом которого является бесплатная доставка приобретенных товаров за 1 день. За счет этого Kazan Express показал феноменальные темпы роста — он уже вошел в топ-5 крупнейших маркетплейсов России. В конце октября контрольный пакет акций маркетплейса приобрел «AliExpress Россия», что можно расценивать как признание успеха команды татарстанских предпринимателей, которые развивали этот проект.
Логистика и новые специальности
— Потребители предъявляют к интернет-магазинам все более высокие требования. Если несколько лет назад люди готовы были ждать прибытия заказанного товара неделями, то сегодня хотят, чтобы игрушки для детей, нарядное платье или новая посуда прибыли не через месяц, а уже завтра. Как в регионе обстоят дела с логистикой? Удается ли обеспечить быструю доставку?
— С самого начала мы поставили перед собой задачу добиться, чтобы в Татарстане купленные на маркетплейсах товары поступали к покупателям в течение одного-двух дней с момента покупки. Именно такой срок, как показывают исследования, является наиболее приемлемым для россиян.
Решить эту задачу было невозможно без привлечения в республику крупнейших маркетплейсов, что в свою очередь потребовало строительства дополнительных современных оптово-распределительных центров: загрузка логистических центров А и В+ в Татарстане составляет уже около 95%.
В августе 2020 года в промпарке «Зеленодольск» состоялось открытие логистического центра Wildberries площадью 100 тысяч кв. метров. В сентябре 2021 года там же прошла церемония официального запуска первой очереди логистического центра компании Ozon площадью 38 тысяч кв. метров. Одновременно начато строительство второй очереди логистического центра для Ozon еще на 38 тысяч кв. м. Инвестиции в эти проекты составили 5,8 млрд рублей. Создано 7000 новых рабочих мест. Большой проект в Зеленодольском районе реализует маркетплейс Kazan Express. Компания запланировала строительство фулфилмент-центра площадью 225 тысяч кв. м. Отмечу, что это уникальный случай для России, когда три таких крупных маркетплейса строят свои распределительные центры даже не в одном регионе, а в одном муниципальном районе.
Также сейчас в стадии проработки находятся еще несколько крупных логистических проектов. Принятая программа развития интернет-торговли в Республике Татарстан предусматривает предоставление льгот и мер поддержки логистическим компаниям в том числе при строительстве распределительных центров, расширение сети пунктов приема продукции представителей МСП, реализующих ее через электронные площадки. Уверен, уже в скором времени предприниматель из самого отдаленного населенного пункта республики получит возможность вести продажи своей продукции по всему миру.
Но для этого нам надо решить задачу создания быстрой, удобной и надежной доставки продукции татарстанских предприятий в любую страну мира на конкурентных условиях с использованием контейнерных и авиаперевозок, что имеет важнейшее значение для всей экономики республики. С этой целью мы подписали соглашения о сотрудничестве с мировым лидером в области контейнерных перевозок — компанией Maersk, а также с лидером в области воздушных грузовых перевозок — ГК «Волга-Днепр».
Создание инфраструктуры маркетплейсов, а также растущий спрос среди населения на онлайн-покупку товаров привел к тому, что в Татарстан стали активно выходить сервисы сверхбыстрой доставки товаров — за 10–15 минут. Перечислять бренды я не буду, они все на слуху.
— С какими еще трудностями на пути реализации программы пришлось столкнуться?
— Массовый выход татарстанских предпринимателей на маркетплейсы и последовавший за этим рост продаж высветил новые сдерживающие факторы, в первую очередь дефицит кадров, необходимых для расширения производства. Так, в быстрорастущем сегменте одежды выявилась нехватка швей, технологов, закройщиков. Предприниматели столкнулись с непривычной и парадоксальной ситуацией — заказы есть, а шить некому.
Также новой отрасли экономики, создающейся на наших глазах, требуются такие ранее экзотические специальности, как, например, диджитал-маркетологи и аккаунт-менеджеры — это специалисты, которые знают и понимают все алгоритмы на площадке: от процесса заведения карточек товаров до их упаковки и отгрузки.
Отвечая на эти запросы предпринимателей, Рустам Нургалиевич Минниханов поручил разработать на базе образовательных ресурсных центров краткосрочные курсы по подготовке и переподготовке специалистов.
С его же легкой руки маркетплейсы начали работать с самозанятыми. 15 июня 2021 года в ходе очередной встречи с предпринимателями самозанятые пожаловались президенту Республики Татарстан, что маркетплейсы предпочитали с ними не связываться. Рустам Нургалиевич попросил руководство маркетплейсов обратить внимание на самозанятых, уже через короткий промежуток времени работающие в республике маркетплейсы откликнулись на просьбу.
На просторах электронной торговли
— Какой эффект может дать развитие электронной торговли экономике Татарстана?
— По экспертным оценкам, за счет электронной торговли обороты продавца увеличиваются за год в среднем в три раза, что при массовом выходе татарстанских предпринимателей на рынок eCom может привести к увеличению доли МСП в ВРП Республики Татарстан с 25% до 32% всего за один год. И эту добавку в ВРП республики ежегодно можно смело индексировать на 20–30% — это самая пессимистичная оценка годового роста рынка электронной торговли России на ближайшие три года.
Есть еще один немаловажный фактор. При выходе на рынок электронной торговли каждый субъект малого предпринимательства создает в среднем 2 новых рабочих места, средний бизнес — 5 рабочих мест, крупный — 30. Таким образом, по экспертным оценкам, в Татарстане за счет развития электронной торговли будут созданы 45,5 тысяч новых рабочих мест.
— Поделитесь планами на будущий год? Как вы думаете, каким 2022-й окажется для предпринимателей Татарстана? Какие отрасли будут развиваться наиболее интенсивно?
— В следующем году мы продолжим реализацию стоящих перед нами задач по защите прав и законных интересов предпринимателей, которые сталкиваются с административными барьерами и давлением со стороны органов власти. Сейчас институт уполномоченного действует как механизм обратной связи, без которой невозможно выстроить эффективную систему управления. Пропуская через себя тысячи обращений предпринимателей, мы четко видим системные проблемы, которые мешают развитию бизнеса, с помощью предпринимательской экспертизы готовим свои предложения по их решению.
Еще одно направление нашей работы, которое становится сейчас все более актуальным, — помощь местным предпринимателям в освоении нового для них канала сбыта своей продукции и услуг. Речь идет о выходе на просторы электронной торговли. Именно здесь мы видим одну из главных точек роста всей экономики.
Что касается самих предпринимателей, то с начала 2021 года численность занятых в МСП граждан республики выросла более чем на 69,5 тысяч и, по данным на конец октября 2021 года, составила 750,5 тысяч человек. Наибольший вклад в этот процесс внесли самозанятые, которых только за 10 месяцев этого года стало на 54% больше: сейчас их более 164 тысяч. Доля занятых в МСП в общей численности занятых в экономике Республики Татарстан сейчас составляет 38,7%. Судя по обращениям предпринимателей, которые приходят по нашему адресу, за прошедшее время они в своей массе адаптировались к новым условиям.
Беседовала Наталья Сысоева