Инвестиционный климат — среда, в которой реализуются инвестпроекты. Чтобы он был благоприятным, а регион — экономически привлекательным, надо создавать условия, в том числе оказывая поддержку малому и среднему бизнесу.
Задача АРМ — развивать местную экономику за счет новых проектов, инвестиций и рабочих мест
Создание благоприятного инвестклимата — результат совместной работы бизнеса и власти, которая строится с учетом экономических, социальных и правовых факторов. Важно, чтобы представители власти понимали рынок и потребности малого и среднего бизнеса, а сами предприниматели знали свои возможности, обязанности и т.д. Однако разобраться во многих правовых вопросах неспециалисту трудно. Оказанием консалтинговой поддержки и занимается АРМ: помогает предпринимателям получить как региональную, так и федеральную поддержку, включая меры поддержки Фонда моногородов и инструменты поддержки Арктической зоны Российской Федерации, куда входит Мончегорск. Таким образом организация помогает продвижению предпринимательских инициатив, а они так или иначе будут направлены на развитие городской среды, создание рабочих мест, привлечение инвестиций.
Специалисты агентства изучили проблемное поле предпринимательства при реализации инвестпроектов, определили три основные проблемы и обозначили варианты решения.
Проблема №1: низкая доступность кредитных продуктов для представителей малого и среднего предпринимательства (МСП)
По данным опроса, еще недавно 41% предпринимателей предпочитали не брать кредиты в финансовых организациях, опасаясь, что не смогут их погасить, 21% занимали деньги на открытие бизнеса у знакомых, часть использовала собственные накопления, около 9% оформляли кредиты как физлица по форме потребительского, и только 15% воспользовались льготными.
Сложившаяся ситуация связана в том числе с высоким уровнем процентных ставок: для физлиц в некоторых случаях она составляла около 20% годовых. Но даже 13%, которые рассматривались для юрлиц, для многих предпринимателей неподъемны. В то же время не все могут рассчитывать на льготное кредитование либо просто не знают о такой возможности, как и о существовании государственных программ по поддержке МСП.
Решение: консультирование и помощь в подготовке документов и получении льготных кредитов.
АРМ сделало этот инструмент доступным благодаря своим специалистам, которые занимаются оформлением необходимых документов и заявок. В первую очередь рассматривается возможность обратиться в региональные и федеральные институты развития, где предлагаются наиболее привлекательные кредитные продукты для субъектов МСП, затем рассматриваются коммерческие банки, предоставляющие кредиты по льготным ставкам и т.д.
Предприниматели, которые ведут деятельность в моногородах, могут рассчитывать на:
- правительственную и федеральную помощь, в том числе по линии Фонда МОНОГОРОДА.РФ (входит в группу ВЭБ.РФ): для них предусмотрен беспроцентный заём 5–250 млн руб. или от 250 млн до 1 млрд руб. под 5% годовых; получить его можно после оформления заявки на инвестиционные проекты или строительство инфраструктуры;
- невозвратную субсидию на строительство или реконструкцию инженерной и транспортной инфраструктуры, в размере до 95%;
- отсрочку по выплате займа на срок до трех лет и т.д.
Кроме того, предприниматели, которые ведут деятельность в Арктической Зоне РФ, могут рассчитывать на льготные кредиты от банков — партнеров АЗРФ.
Также предприниматели могут рассчитывать на региональные институты развития, например ФОРМАП, где можно получить кредитную линию по процентной ставке сильно ниже ставки в коммерческих банках.
Проблема №2: трудности с оформлением прав на земельные участки
После ухода с отечественного рынка многих иностранных компаний у отечественных предпринимателей появились выгодные варианты для реализации инвестпроектов, в том числе в сфере туризма. Мурманская область в этом смысле — привлекательное направление, так как у нас уникальная природа, природные явления, виды и относительная близость от Москвы и СПБ. В Мурманской области для предпринимателей разработаны меры господдержки туристического бизнеса в виде грантов. Например, суммы грантов в рамках федеральных проектов на обустройство пляжей составляют до 10 млн руб., кемпингов и автокемпингов — до 4,6 млн руб., и т.д.
Однако предприниматели, желающие участвовать в этих проектах, нередко сталкиваются с таким препятствием, как разрешенное использование земельного участка. Например, для строительства глэмпинга (разновидность кемпинга) или туркомплекса можно использовать только те участки, которые соответствуют виду разрешенного использования (ВРИ) для ведения конкретной деятельности. Также существуют условно разрешенные виды использования и вспомогательные. Сведения об этом есть в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). В некоторых случаях ВРИ надо менять, потому что за их нецелевое использование налагается штраф. Все эти вопросы регламентируются документами градостроительного зонирования, а решения принимают власти на местах. Но как во всем разобраться?
Решение: помощь в подборе и оформлении земельных участков.
Мы оказываем помощь представителям МСП в подборе земельных участков для инвестпроектов, формировании запросов, при необходимости — межведомственных, в том числе для внесения изменений в градостроительные и правоустанавливающие документы. Это делает многие виды деятельности более доступными.
Проблема №3: предприниматели не знают, какой бизнес открыть, либо не могут оценить перспективность бизнес-идеи
Хотя открыть собственный бизнес желают многие, не все знают, что будет пользоваться спросом на рынке. Чтобы протестировать идею и оценить ее эффективность, нужны время, средства и/или специальные знания, которых у большинства потенциальных предпринимателей нет.
Решение: формирование готовых инвестиционных предложений.
Мы провели маркетинговое исследование: это позволило определить перспективные направления в регионе и сформировать пул инвестиционных лотов.
Для Мончегорска в него вошло порядка 50 позиций, причем 30 — индустриальные лоты. Это связано с тем, что в регионе работает несколько крупных предприятий, таких как «Норникель», «Росатом», «Новатэк», «ФосАгро», которые являются активными потребителями рынков услуг.
Один из вариантов — создание индустриального технопарка — центра концентрации технологического предпринимательства с офисными и производственными площадями, куда можно приглашать арендаторов.
Другие лоты — инвестиционные проекты. Они позволяют предлагать предпринимателям коробочные решения:
• бизнес-идею;
• экономическое обоснование;
• оформленный земельный участок;
• возможности привлечения финансирования на реализацию проекта и т.д.
Зачем городу мастер-план?
Возможность планировать муниципальный бюджет с учетом проблемного поля открывает дополнительные возможности для предпринимателей. С этой целью АРМ разработало мастер-план — стратегию пространственного развития, которая содержит концепцию развития города вплоть до 2035 года. Он более гибкий по сравнению с генпланом, так как в нем прописаны конкретные направления, работу по которым можно вести прямо сейчас, выбирая приоритетные участки.
Чтобы инвестиционный климат в регионе был благоприятным, важно стимулировать предпринимателей, оказывая им помощь и поддержку.