В весеннюю сессию в Госдуме намечено рассмотрение пакета законодательных поправок, существенно расширяющих права ФАС России при выявлении и преследовании картельных сговоров. По сути, ФАС усилит свой следственный аппарат возможностями, лишь в малой степени уступающими инструментарию других российских силовых институтов.
Чтобы эффективно противостоять махинаторам, нечестно выигрывающим конкурсы по госзаказу, ФАС России требует разрешить выемку документов у подозреваемых топ-менеджеров и ужесточить уголовное законодательство.
Так дальше жить нельзя
Названия намеченных к рассмотрению законопроектов №848392-7, №848246-7 и №848369-7 начинаются со скучного «О внесении изменений…». Но за казенной формулировкой стоят кардинальное усиление арсенала противокартельных средств борьбы и ужесточение ответственности за антиконкурентные сговоры.
Уточним, в 2017 году антимонопольные органы возбудили 689 дел об ограничивающих конкуренцию соглашениях, из которых 324 дела возбуждались по нарушению части 1 статьи 11 (картели) ФЗ «О защите конкуренции». И подавляющая часть из более 300 дел являлась сговорами на торгах.
«Цель сговоров — минимально снизить цену на торгах и получить больше денег из бюджета», — комментирует начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.
Кстати, эксперт добавляет, что зачастую картели не останавливаются на сговоре с целью ограничения конкуренции. Дальше идет сговор с заказчиком, то есть должностные преступления. А это — хищения из бюджета.
Но вернемся к цифрам. В 2018 году было возбуждено уже 761 дело об ограничивающих конкуренцию соглашениях (363 «антикартельных» дела). А в 2019 году — по предварительным оценкам Андрея Тенишева — выявлено «порядка 600 сговоров всего, из них — 300–400 картельных».
«Картель — красивое название кражи — порой из нашего кармана, а порой из нашего и государственного», — комментирует статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский.
Но при этом с 2014 года на всю страну по данной противоправной деятельности было вынесено всего два приговора с реальным лишением свободы. В пояснительной записке Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству к одному из входящих в пакет законопроектов констатируется, что:
«В большинстве случаев отмененные и прекращенные дела о нарушении антимонопольного законодательства связаны с отсутствием у антимонопольного органа достаточных полномочий и механизмов по выявлению противоправных действий и сбору необходимых доказательств».
Более того, в ходе следствия сотрудники ФАС сталкиваются с активным противодействием и ничего не могут поделать. А нужная информация скрывается и уничтожается.
Загребущая лапа картеля
В общем, махинации в ходе конкурсных процедур по госзаказу, это, словами депутатов Комитета по государственному строительству:
«Общественная опасность, которая сегодня недооценена».
Руководитель Санкт-Петербургского УФАС Вадим Владимиров перечисляет самые «картелизированные» сферы экономики Петербурга: социальное питание и здравоохранение, поставки медоборудования, ремонтные и строительные подряды и… организация праздников на бюджетные средства. И это происходит практически в любом городе.
А есть регионы, где сомнение вызывают результаты 80% торгов. По приблизительным оценкам, говорит Андрей Тенишев, до 2% внутреннего валового продукта государство «отчисляет» картелям ежегодно. Но проблема не только в прямых финансовых потерях. Во-первых, часть злоумышленников, отделавшись штрафами, только входит во вкус. В справочных материалах к пакету законопроектов приводится следующая история.
В 2012 году ФАС России выявила картель по поддержанию цен на торгах по поставкам вещевого имущества для МВД России, который действовал на протяжении нескольких лет и объединял 32 хозяйствующих субъекта. Участники картеля были привлечены к административной ответственности: наложено штрафов на общую сумму около 15 млн рублей… А в 2016 году ФАС России выявила рецидив картеля по поддержанию цен на торгах по поставкам вещевого имущества для нужд МВД России, ФСБ России и ФТС России, но в этом случае он объединял уже 90 организаций — фактически все компании, действующие на этом рынке. По данному делу было выявлено 18 открытых аукционов в электронной форме, которые прошли в условиях сговора на общую сумму более 3,5 млрд рублей. Некоторые участники картеля одновременно управляли 3–4 юридическими лицами и выставляли их на аукционы для создания видимости конкуренции на торгах…
Во-вторых, фальшивая победа на конкурсных торгах дает злоумышленникам карт-бланш впоследствии нарушать свои обязательства.
«Дальше, особенно если еще произошел сговор с заказчиком, начинаются срывы сроков поставок, качество поставляемого продукта, как правило, падает, — перечисляет Андрей Тенишев. — Мы провели исследование, в каких регионах самые плохие дороги, а потом наложили эту карту на карту выявленных картелей. Конечно, карты совпали».
Депутаты Комитета по государственному строительству резюмируют:
«Сложившаяся экономическая и внешнеполитическая ситуация, стимулирующая рост числа картелей и иных антиконкурентных соглашений, их проникновение в стратегические, жизненно важные сферы деятельности государства, составляющие основу национальной безопасности страны, требуют соответствующего ответа».
Андрей Цариковский добавляет:
«А сейчас заработали национальные проекты, на которые выделяются огромные средства. И эти средства распределяются на торгах. Есть много желающих в этом стремительном финансовом потоке попытаться поймать золотую рыбку, но, к сожалению, с помощью динамита или электроудочки».
Чтоб неповадно было
Итак, пакет законопроектов предоставит ФАС современные средства противодействия. И, что немаловажно, с большой вероятностью законы будут приняты — так как писались во исполнение одного из президентских поручений.
Во-первых, произойдет «введение в уголовный закон особо квалифицированных составов в статьях о картелях — для лиц, использующих свое положение в коммерческих и иных организациях, для участников картелей, причинивших особо крупный ущерб или позволивших извлечь доход в особо крупном размере».
Во-вторых, раскаявшимся и первыми сдавших подельников участникам картелей будет предоставляться «индульгенция». То есть в законы будет введена норма, что лицо, «первым признавшееся в заключении картеля (участии в нем), освобождается от уголовной ответственности, и при этом от него не будет требоваться возмещение причиненного всем картелем (всеми участниками картеля) ущерба».
В-третьих, возможно предоставление антимонопольному ведомству права на изъятие в ходе выездных проверок документов и предметов по расследованиям. А также права на требование от подозреваемых сотрудников и должностных лиц хозяйствующих субъектов объяснений.
В-четвертых, планируется разрешить правоохранительным органам предоставлять в ФАС полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий данные. И, с определенными оговорками, сотрудники антимонопольного ведомства получат доступ к информации, составляющей охраняемую законом тайну. Прежде всего это доступ к сведениям об абонентах операторов связи: персональные данные, ФИО абонентов, сведения о расположении оконечного оборудования, о динамических и статических IP-адресах, о принадлежности абонентских номеров юридическим лицам
В-пятых, рассматривается увеличение сроков давности рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Есть еще «в-шестых», «в-седьмых», «в-восьмых»… Участникам картельных сговоров мало не покажется. В общем, на новогодних корпоративах уже многие региональные главы подразделений ФАС высказывались, что теперь-то они наконец начнут сажать лихоимцев.
Автор: Игорь Чубаха