ENG
В мире, Стартапы

Femtech: как стартапы заботятся о женском здоровье

Три года назад в мире венчурного капитала появился новый термин — femtech. Его придумала предпринимательница Ида Тин, пытавшаяся привлечь внимание инвесторов к проблемам женского здравоохранения. На удивление лед тронулся — и объем рынка femtech начал расти. К 2025 году, по данным PitchBook, он должен достичь отметки в $50 млрд. Толчок к развитию дали, конечно же, инновации. Стартапы придумывают всевозможные устройства — от менструальных трусов до умных тампонов. «Инвест-Форсайт» выяснил, кто встал у руля самых многообещающих компаний и что они предлагают рынку. 

Femtech: как стартапы заботятся о женском здоровье

Очень умный бюстгальтер 

Когда старшеклассница Алисия Чонг Родригес (Alicia Chong Rodriguez) впервые посетила кампус Массачусетского технологического института (MIT), она не хотела уезжать домой, в Коста-Рику. Но у ее семьи хватило денег на учебу в Instituto Tecnológico de Costa Rica. Степень бакалавра в области электроники и вычислительной техники Чонг получила уже в Мексике — в Tecnológico de Monterrey. После окончания университета девушка вернулась в Коста-Рику, где шесть лет проработала инженером в Teradyne, Inc. и HP Networking.

В 2015 году Родригес приняли сразу на две программы — в обожаемый ею MIT (IDM — интегрированное проектирование и управление) и в Университет Сингулярности (программа глобальных решений). Во время учебы девушка поняла, чем хочется заниматься дальше. На идею создания проекта Bloomer Tech ее натолкнула шокирующая статистика — каждая третья женщина в мире страдает от сердечно-сосудистых заболеваний. Многие женщины (и их врачи) часто не знают, что боль в челюсти, верхней части живота или в спине тоже является тревожным признаком. В результате неправильной диагностики симптомы часто пропускаются или игнорируются.

Алисия Чонг Родригес вместе с сокурсницами Асейл Халаби (Aceil Halaby) и Моникой Абарка (Monica Abarca) придумали, как решить эту проблему. Они собрали прототип умного бюстгальтера со встроенными биометрическими датчиками (объем инвестиций не раскрывается — ред.). При этом он легко стирается и выглядит как обычное нижнее белье.

«Вы носите бюстгальтер каждый день и никогда не забудете надеть его, — говорит Родригес. — Это так удобно

Девушки назвали свой стартап Bloomer Tech в честь активистки за права женщин Амелии Блумер, которая в середине 1800-х годов выступала против ограничительных корсетов и пропагандировала свободные брюки (шаровары).

Femtech: как стартапы заботятся о женском здоровье

После трех лет разработки команда Bloomer Tech приступила к клиническим испытаниям продукта. Технология ЭКГ, встроенная в бюстгальтер, осуществляет непрерывный мониторинг и будет полезна женщинам с мерцательной аритмией и нерегулярным сердцебиением, которое может в итоге привести к образованию тромбов или инсульту. В стартапе Bloomer Tech также разработали алгоритмы, объединяющие собранные данные. Они передаются в приложение с поддержкой Bluetooth на смартфоне. Отчетами о состоянии здоровья можно делиться с лечащим врачом. После окончания клинических испытаний стартап намерен выйти на рынок США и начать продажи умного бюстгальтера уже в этом году.

Тампон-диагностика

Femtech: как стартапы заботятся о женском здоровьеРидхи Тариял (Ridhi Tariyal) было 33 года, когда она захотела открыть свое дело. Но прежде чем отправиться в большой бизнес, девушка пыталась понять, насколько долго она может оттягивать рождение детей. В клинике Тариял сказали, что в медицине не существует теста на «плодовитость». Этот ответ не устроил биомедицинского инженера, окончившего Гарвард. Почему получение информации о ее собственном теле, которая нужна для планирования карьеры, столь трудная задача? Ридхи Тариял взяла дело в свои руки.

В 2014 году вместе со своим деловым партнером Стивеном Гиром (Stephen Gire) она запустила в Калифорнии компанию NextGen Jane. Стартап разрабатывает умный тампон, который помогает разобраться с проблемами репродуктивного здоровья и выявить на ранней стадии рак шейки матки и ИППП (инфекции, передающиеся половым путем).

«Тампон – это уникальная точка доступа к женской репродуктивной системе, — считает Тариял. — Каждый месяц тело изгоняет материалы из всей вашей репродуктивной системы, пытаясь вам что-то сказать. Мы называем это естественной биопсией».

Как работает NextGen Jane? Это тестовый набор со специальным тампоном. После использования его нужно отправить по почте в лабораторию компании. По данным стартапа, умный тампон способен сохранять «ДНК и РНК клеток из эндометрия, шейки матки, маточных труб и яичников». Сейчас NextGen Jane проводит клинические испытания продукта. Этой весной стартап получил финансирование серии A на $9 млн. Инвесторами выступили Material Impact с участием компаний Access Industries, Viking Global Investors, Liminal Ventures и частных инвесторов-ангелов. С момента основания проект привлек, по данным Crunchbase, $11,3 млн. Полученные средства NextGen Jane планирует использовать для продолжения сбора научных данных и на подготовку продукта к продажам в 2020 году.

Менструальные трусы

Femtech: как стартапы заботятся о женском здоровьеВ последние годы рынок средств женской гигиены накрыла волна «менструальных трусов». Стартапы Thinx, Lunapads и Modibodi уже несколько лет производят специальное нижнее белье на замену тампонам и прокладкам. Однако предпринимательницу Руби Раут (Ruby Raut) конкуренция заботит в последнюю очередь. В 2017 году она запустила проект WUKA, чтобы уменьшить количество отходов в мире.

Выпускница британского Открытого университета собиралась работать по специальности — экологом. Она присоединилась к нескольким благотворительным организациям, которые работали в области менструального образования женщин, и вызвалась координировать «экологический» проект в одной из школ St Albans.

«Разговаривая с девушками, я поняла, что многие не знают о менструальных продуктах многократного использования», — добавляет Руби.

Сама Раут выросла в Непале. У ее родителей не было денег на одноразовые средства гигиены. Девушке приходилось использовать лоскуты сари, которые «хорошо впитывали, но были очень неудобными». Поэтому несколько дней в месяц Руби пропускала школу.

«Когда я рассказывал девочкам в St Albans эту историю, я подумала: почему бы не создать нижнее белье, которое бы впитывало менструальную кровь и было удобным?»

Femtech: как стартапы заботятся о женском здоровьеТак родился бренд WUKA — сокращение от Wake Up Kick Ass. Белье WUKA изготовлено из ткани MicroModal, «которая в 3,5 раза мягче, чем тонкий хлопок». Его можно носить до 8 часов в «светлые» дни или по 4-6 часов в «тяжелые» дни или всю ночь. Трусы поглощают около 20 мл менструальной крови (4 тампона) и могут прослужить до двух лет, заменив 100 тампонов или прокладок. Модельный ряд WUKA представлен в трех вариантах — Heavy, Light и Tween (9-13 лет) стоимостью от £23,99 до £24,99.

Первую партию продукта Раут выпустила на деньги бэйкеров с Kickstarter — £7050. Они получили свои заказы в прошлом году.

«Когда я основала WUKA, моей главной целью было сократить огромное количество отходов, — рассказывает Руби. — За восемь месяцев продаж первой партии WUKA мы предотвратили отгрузку 1,3 млн тампонов на свалку. Сейчас я поставила другую цель — сделать так, чтобы 3 млн тампонов или прокладок не оказались на свалке к концу 2019 года».

Медкарта в блокчейне

Femtech: как стартапы заботятся о женском здоровьеСерийная предпринимательница Вероника Берри (Veronica Berry) начинала карьеру с менеджера по продажам в Ventiv Pharma Services и по опыту знала: прежде чем поверить диагнозу, нужно посетить несколько врачей. Сначала врачи называли ее болевые симптомы «незначительными менструальными спазмами». Спустя восемь недель бесконечных консультаций Берри, наконец, получила правильный диагноз — рак яичников 2-й стадии. Ей вовремя поставили диагноз, однако другим девушкам повезло меньше. Женщинам в США на 50% чаще, чем мужчинам, ставят неверный диагноз. Врачи часто игнорируют женские симптомы — «ничего страшного».

После выздоровления в 2017 году Вероника Берри придумала TruDiary. Это интерактивная личная медицинская карта на блокчейне. Ее цель — уменьшить количество ошибочных диагнозов, поставленных женщинам. В бесплатном приложении TruDiary пользователю необходимо создать профиль, заполнить историю своего здоровья, включая прошлые медицинские данные, выписанные рецепты, аллергии и др. Вся информация хранится на HIPAA-совместимой, безопасной блокчейн-цепочке.

«Когда вы документируете, вы в курсе состояния своего здоровья. Когда не записываете, то нет. TruDiary — это инструмент, с помощью которого можно показать врачу, что вы действительно хотите участвовать в диагностике своего здоровья. Тогда он с большей готовностью назначит дополнительные тесты», — добавляет Берри.

Пользователи TruDiary могут не только вести свою медкарту, а также обращаться за рекомендациями к другим женщинам на платформе или сравнивать симптомы болезни и условия госпитализации. TruDiary автоматически подключается к электронной системе медицинской документации врача или больницы и вводит «раскадровку» истории болезни пациента. Страховые компании и системы здравоохранения оплачивают доступ к TruDiary для каждого пациента. Пациент в свою очередь получает уведомление каждый раз, когда врач или страховая проглядывает запись в его блокчейн-карте.

«Я могу контролировать, как и когда используется моя информация, — говорит предпринимательница. — Мы пытаемся дать пациентам право собственности и контроль над состоянием их здоровья».

В начале этого года компания TruDiary выпустила первую версию приложения и завершила бета-тестирование для 100 пользователей. Сейчас Вероника Берри сосредоточилась на решении проблемы беременностей с высоким риском. Во многих сельских округах, по ее словам, у женщин не так много шансов попасть на прием к акушеру. Они могут рассчитывать на пару-тройку обследований или телемедицину. Поэтому первый пилотный запуск TruDiary стартовал этой весной в одной из грузинских клиник сети OB-GYN. Проект рассчитан на 6 мес. и 1500 пациентов и принесет команде доход в размере $100 тыс. Ранее TruDiary получила $100 тыс. в рамках программы Conscious Venture Lab. Вероника Берри также забрала домой $10 тыс. с конференции Black Women Talk Tech и еще $5 тыс. на Pitch Black MVMT на SXSW. К концу 2019 года она надеется закрыть раунд в $500 тыс. и выпустить вторую версию блокчейн-приложения.

Автор: Ольга Гриневич

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «Стартапы и технологии» и «Новые инвестиции»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья