ENG

Перейти в Дзен
Регионы / Статьи и аналитика

Финансовая устойчивость регионов и муниципальных образований

Михаил Гордиенко

Михаил Гордиенко

Канд. экон. наук, доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г. В. Плеханова

Министерство финансов России обновило краткую информацию об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, опубликовав данные, дополненные статистикой сентября 2023 года.

Фото: depositphotos.com

Документ свидетельствует о том, что на уровне регионов и муниципалитетов на сентябрь текущего года в целом наблюдается профицит 1,452 трлн руб., поскольку совокупные доходы составили 15,833 трлн руб., расходы 14,381 трлн руб. Однако в структуре доходов помимо собственных налоговых доходов объемом 12,941 трлн руб. имеются и безвозмездные поступления 2,891 трлн руб. Стоит предположить, что это финансовые ресурсы федерального уровня (поддержка Правительства России), направленные на стабилизацию финансовой ситуации отдельных субъектов Федерации в форме межбюджетных трансфертов.

При сравнении показателей доходов, расходов и их разности с сопоставимыми величинами консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации сентября 2021 и 2022 годов отмечается схожая динамика. Это говорит о том, что финансовая система регионов и муниципальных образований в достаточной степени стабильна при поддержке федерального центра, реализуется последовательно несмотря ни на какие негативные внешние факторы.

Долговая политика субъектов Российской Федерации характеризуется как консервативная. Совокупный долг незначительно вырос на 1,2% (включая рост объема бюджетного кредитования на 1,9%). Параллельно отмечается и рост банковского кредитования регионов, который показал положительную динамику +2,9%. Частичное сокращение государственного долга произошло за счет ценных бумаг и государственных гарантий.

Объем долга наращивали регионы с небольшой долговой нагрузкой: Приморский край (+18,6%), Адыгея (+11,1%), Хакасия (+9,3%) и Чечня (+8,8%). Характерно, что существенный прирост долга в ряде регионов совпал с выборами их губернаторов — в Хакасии, Якутии, Красноярском и Приморском краях, Амурской, Ивановской, Нижегородской областях, а также в Москве. Сокращение долга отмечается в 11 регионах. На муниципальном уровне кредитование показало незначительный рост по бюджетным (+0,1%) и банковским (+0,5%) кредитам, а также произошло резкое сокращение госдолга в части муниципальных гарантий. В целом сокращение муниципального долга коснулось сразу 37 субъектов Российской Федерации.

Позитивная динамика — Удмуртская Республика, хотя она всё ещё и остается самым закредитованным регионом страны, однако регион сократил государственный долг более чем на 1 млрд руб.

Профицит консолидированных бюджетов России на сентябрь 2023 года составил 1,452 трлн руб., но это во многом достижимо за счет финансовой помощи федерального центра в объеме 2,891 трлн руб.

Прирост совокупного объёма доходов нарастающим итогом за сентябрь по отношению к августу 2023 года оценивается в 13,86%, расходов — 13,30%.

При сравнении показателей доходов, расходов и их разности с сопоставимыми величинами консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации сентября 2021 и 2022 годов отмечается схожая динамика. Доходы составили 11,942 и 14,057 трлн руб., расходы 10,937 и 12,762 трлн руб., разность (бюджетное сальдо) 987 и 1,294 трлн руб. соответственно. Масштаб цифр различается разве что на величину инфляции за прошедшее время, показатели растут достаточно плавно и поступательно.

Это говорит о том, что по финансовая система регионов и муниципальных образований в достаточной степени стабильна, но опирается на поддержку федерального центра, в меньшей степени — на кредитные ресурсы.

В целом можно сказать, что по итогам сентября 2023 года российские регионы и муниципальные образования демонстрируют вполне стабильное финансовое положение.

Укреплению финансового положения способствуют:

  • стабильное поступление налоговых доходов как независимого источника пополнения финансовых ресурсов (в сравнении с неналоговыми экспортными поступлениями от продажи сырья);
  • консервативные налогово-бюджетная и долговая политика, направленные на адресную работу по стабилизации социально-экономической сферы в проблемных регионах (регионы понемногу берут кредиты у Правительства России, которое активно продвигает подобную практику);
  • существенное стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности (финансирование крупных инфраструктурных проектов).

Риски финансового положения:

  • санкционные ограничения международной торговли и финансовых операций, от которых пострадали в большей степени приграничные или сырьевые регионы, характеризующиеся значительной финансово-хозяйственной взаимосвязью с соседями;
  • кадровая разбалансировка, вызывающая дефицит специалистов отдельных отраслей и сфер экономики;
  • недостаточный объем инвестиций, основным и приоритетным источником которых в сложившихся обстоятельствах являются внутренние финансовые ресурсы государства и частных инвесторов.

Отечественная экономическая и финансовая системы в целом адаптировались к новым непростым условиям. Финансы регионов и муниципалитетов также вполне уверенно прошли наиболее острый период, активно подстраиваются к новым параметрам и векторам развития. Кроме того, региональное развитие в значительной мере стимулируется и реализацией крупных государственных инвестиционных проектов. В качестве примеров можно привести: открытие скоростной трассы Москва — Казань, модернизация и создание трамвайной инфраструктуры в Ростове-на-Дону, развитие горнолыжного курорта «Архыз» и др. Существующие тенденции активизируют экономический рост, стимулируют малый и средний бизнес, что, в свою очередь, в целом способствует и дальнейшему наращиванию поступлений в региональные и местные бюджеты, а значит, и укреплению их финансовой устойчивости.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья