ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Финансы

Финансовые ОЦО: от учёта к управлению

Светлана Борматова

Светлана Борматова

Генеральный директор АО «Гринатом Простые Решения» (входит в контур Госкорпорации «Росатом»)

В последние годы наблюдается значимый рост числа и масштаба общих центров обслуживания (ОЦО) в России. Особенно это касается финансовых ОЦО, которые берут на себя управление бухгалтерским учетом, налогами и другими «денежными» функциями компаний. 

Начиналось всё с бухгалтерии

Первые ОЦО в России были бухгалтерскими, в них выводились все операции от рутинных транзакций до отчётности. Пионером стал ТНК ВР, его ОЦО по бухгалтерскому и налоговому учёту было создано в Нижневартовске в 2002 году (ТНК-BP Бизнессервис). В течение 5–7 лет были созданы бухгалтерские ОЦО для компаний СУЭК (Гринфин, 2007 г.), Росатом (Гринатом, 2009 г.), Лукойл (Лукойл-МЦПБ, 2009 г.), Х5 Retail Group (Сервисный центр Х5 Group, 2008 г.), Норильский никель (Норникель-ОЦО, 2010 г.).

Сейчас эти ОЦО уже многофункциональные, то есть обслуживают несколько функций, но первой была именно бухгалтерская, и это неспроста:

  • она чётко регулируется законодательством, то есть вариативности минимум;
  • единообразная бухгалтерия важна для обеспечения прозрачности данных, и в рамках ОЦО это наиболее реально сделать;
  • с развитием цифровых технологий функционал бухгалтерии может быть легко отделим от прочих функций и реализован в любой локации.

Если говорить, какие функции в принципе передаются в ОЦО, то порядка 90% сервисных центров обслуживают бухгалтерский и налоговый учёт, до 70% — кадровое администрирование и расчёты с персоналом, половина центров работает с функцией казначейства, порядка 40% ведут документооборот и работают с дебиторской задолженностью.

Интересный факт: треть ОЦО в России существует уже более 10 лет, а порядка 30% моложе 5 лет.

От бухгалтерии к фабрикам платежей

Бухгалтерия как учётная функция показала свою эффективность при переводе в ОЦО, и компании задались вопросом: а можно ли ещё какие-то «денежные» направления централизовать? Так, с 2012 года стали создаваться центры платежей, позволившие собрать воедино транзакционные казначейские операции.

Например, были созданы фабрики платежей в «Проктер энд Гэмбл» и НЛМК (2014 г.), «Черкизово» и «Рольф» (2015 г.), Газпромнефть (2017 г.), Росатом (2019 г.). В эти центры передавались функции взаимодействия с банками по расчетно-кассовому обслуживанию и зарплатным картам, обработке платежей, проведению конверсионных операций, валютному контролю.

Развитие ОЦО: глубже

«Победив» транзакционно-учётные задачи, общие центры обслуживания выходят на новый виток значимости для бизнеса, становясь инструментами планирования и принятия решений.

Расширение вглубь, например, проявляется сращиванием бухгалтерского и управленческого учета компаний. Теперь бухгалтерские ОЦО — это не только центры, которые отвечают за формирование отчётности в регуляторные органы, но и предоставляющие широкие аналитические данные, применимые для принятия решений. Информация учитывается сразу в нужных для управления бизнесом, производством и т.д. разрезах. Благодаря проектам «быстрое закрытие» ОЦО предоставляют информацию в кратчайшие сроки для возможности управленцев оперативно принимать значимые для бизнеса решения. Например, ОЦО Росатома компания «Гринатом» предоставляет данные и управленческую отчётность уже на 6-й рабочий день. То есть теперь ОЦО — не просто собирает данные и своевременно передаёт их в надзорные органы, а является гибким аналитическим инструментом, готовым предоставить цифры в любых требуемых для бизнеса разрезах.

Отдельно отмечу, что такое развитие опирается на современные ИТ-решения, которые объединяют финансовые данные по всем организациям обслуживаемого периметра: это и единые учётные системы, и аналитические модули, и программные роботы, на которых возлагают монотонные типовые операции. Также у ОЦО большой потенциал стать владельцами систем класса BI, позволяющих формировать кубы данных для построения отчетов в различных аналитических разрезах, а также оказывать помощь в формировании ровного слоя данных (ETL) для BI-систем.

Что дальше? Думаю, аналитические инструменты будут улучшаться, по крайней мере, на это есть запрос и у нас, и у наших клиентов. Скорость предоставления оперативной информации будет увеличиваться. В финале мы сможем видеть в режиме онлайн любую информацию, и даже каждую транзакцию со всеми необходимыми атрибутами. Например, дашборд руководителя по закупкам, в режиме онлайн отражающий объем закупок и заказов, количество заявок, процент срочных заявок, сводную информацию по срокам и проектам, P&L и план-факт дашборд для финансового директора.

Развитие ОЦО: шире

Если ранее ОЦО обслуживало только типовые операции (транзакции), то теперь это также центр экспертизы. То есть и спектр транзакций увеличивается, и добавленная ценность в виде знаний привносится.

Развивается направление планирования и бюджетирования, включающее ряд направлений:

1. Бизнес-планирование.
2. Формирование показателя EBITDA.
3. Формирование бюджетов.
4. Формирование отчетов для государственных органов.
5. План-факт анализ, факторный анализ.
6. Управление мастер-данными.

Функция казначейства также доверяет ОЦО новые обязанности:

  1. Оформление документарных операций (аккредитивы, банковские гарантии, поручительства) и проведение расчетов по ним.
  2. Привлечение финансирования (кредиты, привлечение средств на денежном рынке).
  3. Размещение денежных средств.
  4. Оформление внутригрупповых займов.

Такой спектр задач позволяет говорить о том, что ОЦО перестало быть только бухгалтерским и стало финансовым.

Единые стандарты управления и выстраивания процессов, единые подходы к сбору информации, прозрачность данных наделяет ОЦО большим потенциалом в части проведения самостоятельного анализа полученных данных, находящихся в зоне ответственности. А также, что важно, позволяет выращивать собственных экспертов, которые на базе этих данных и аналитических инструментов могут формировать экспертные мнения и заключения. Они также могут предъявлять свои требования к данным, разрабатывать подходы к улучшению сбора информации. Конструкция «транзакции + аналитика + экспертиза» позволяет получить в лице ОЦО полноценного бизнес-партнёра для организаций. То есть финансовый ОЦО — не просто конвейер типовых операций, а полноправный помощник для бизнеса, который готов помогать экспертизой.

Вообще, говоря об общих центрах обслуживания, отмечу, что они эволюционируют вместе с клиентами и даже зачастую быстрее них. Время ускоряется, технологии идут вперёд, а значит, и возможностей для поддержки бизнеса становится всё больше.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья