ENG

Перейти в Дзен
Финансы

Станут ли финансовые маркетплейсы конкурентами бирж?

В последнее время в сфере электронной коммерции получили распространение так называемые маркетплейсы — площадки, где большое количество продавцов предлагает свой товар, некие онлайн-рынки. Среди них особое место занимают финансовые маркетплейсы, поскольку там продаются, по большому счету, не товары, а услуги. Напрашиваются аналогии с биржей, где тоже огромное количество продавцов и покупателей, поэтому сразу возникает вопрос: возможно ли развитие биржевых маркетплейсов и могут ли они вытеснить биржи? Исходя из объективных данных, на вопрос можно ответить однозначно: в ближайшем будущем биржевые маркетплейсы биржи не заменят, мало того — вряд ли биржевые маркетплейсы вообще отпочкуются от финансовых.

Фото: pixabay.com

Прежде всего, следует сказать: несмотря на то, что пока нет маркетплейсов, способных по функциональности заменить биржи, биржевые инструменты через финансовые маркетплейсы приобрести можно.

По словам Петра Руденко, руководителя проекта «Инвестиции» портала Банки.Ру — российского финансового маркетплейса, «маркетплейс выступает «точкой входа» на инвестиционный рынок для пользователей, которых не удовлетворяет доходность банковских вкладов и которые находятся в поиске более доходных инструментов для управления своими накоплениями. Например, в разделе «Инвестиции» на Банки.ру можно купить акции российских и иностранных компаний, оставить заявку на покупку облигаций и еврооблигаций, купить паи ПИФов, оставить заявку на консультацию по открытию индивидуального инвестиционного счета или выбрать стратегию для управления таким счетом». 

Наиболее активно продаются на портале акции «Аэрофлота», «Газпрома», «Сургутнефтегаза», «Яндекса», «РусГидро», Apple. Среди облигаций пользователи предпочитают бумаги банков, государственных компаний.

На вторичном рынке через маркеплейсы можно продавать все, что угодно — законодательство не запрещает. По сути, любая онлайн-площадка при наличии необходимой IT-инфраструктуры и связей с сертифицированными хранилищами, может быть маркетплейсом для финансовых инструментов любой сложности. Но считать, что первичный рынок уйдет с бирж на маркетплейсы, было бы неверно, хотя бы потому, что ни один маркетплейс не предложит такого количества игроков и такой инфраструктуры. Речь может идти скорее о брокерских услугах, которые предлагаются при наличии лицензии у брокеров практически на любом маркетплейсе, каким-то образом связанном с финансами.

По словам руководителя управления анализа валютных рисков Dukascopy Bank SA Евгении Абрамович, «для физических лиц, по большому счету, выбор «маркетплейс или биржа» попросту не стоит. Московская биржа лишь относительно недавно начала как-то двигаться в сторону этой категории инвесторов, большинство же продолжает работать через управляющие компании или брокеров, услуги которых приобретены опять же на каком-нибудь маркетплейсе».

В целом, скорее, можно говорить все же об уже упомянутых финансовых маркетплейсах, а не о специализированных биржевых. Крупнейшие из таких маркетплейсов в мире — bankrate.com, moneysupermarket.com, примеры классических финансовых супермаркетов.

По словам руководителя проекта «Инвестиции» портала Банки.ру Петра Руденко, «эти площадки, как и Банки.ру, нельзя назвать чисто биржевыми, потому что на них представлены как банковские, так и инвестиционные продукты». 

Пожалуй, из существующих в мире на текущий момент маркетплейсов с определенной натяжкой к биржевым можно отнести канадскую площадку MatchNow.cа, предлагающую операции с канадскими ценными бумагами через разных брокеров. С еще большей натяжкой к биржевым маркетплейсам можно отнести международный валютный рынок FOREX, который является внебиржевой торговой площадкой, формируемой огромным множеством банков-контрагентов, покупающих и продающих валюту.

Отдельный разговор о блокчейне.

По словам руководителя управления анализа валютных рисков Dukascopy Bank SA Евгении Абрамович, «сейчас за инвесторов начинают конкурировать биржи, прежде же биткоины, этериумы и другая валюта продавалась и покупалась на финансовых маркетплейсах. В развивающихся странах в отсутствие внятного законодательства по криптовалюте выбора у продавцов и покупателей нет».

Так что налицо определенное сходство с внебиржевой торговой площадкой FOREX.

В России, конечно, индустрия реализации биржевых инструментов через финансовые маркетплейсы развита меньше, чем в западных странах — той же Канаде, например.

По словам Евгении Абрамович, «эта практика в России развита значительно меньше, чем хотелось бы. Если мировой уровень e-commerce (электронной торговли) с 2014 года растет приблизительно на 20-25% в год и одним из локомотивов этого роста являются именно финансовые услуги, то в России, по нашим данным, этот сегмент растет не более чем на 10% в год».

По всей видимости, основной причиной торможения роста индустрии в России являются дополнительные риски, которые берут на себя инвесторы, при том что покупка финансовых инструментов через зарубежные маркетплейсы, менее рискованные, сопряжена с определенными законодательными нюансами. Маркетплейсов, сравнимых с биржами в отношении репутации, в России нет, и появятся они, по всей видимости, нескоро.

Однако последнее утверждение верно, в целом, и для развитых экономик Запада и АТР. Пока еще ни в одной стране не появилось маркетплейсов, сравнимых с биржами по репутации; те остаются вторичной инстанцией, где продаются, в свою очередь, инструменты, торгуемые на бирже.

Петр Руденко уверен, что «без бирж не будет самих инвестиционных инструментов. Маркетплейсы показывают, как инвестиционные инструменты существуют, как их использовать, какие они имеют преимущества и недостатки, и привлекают новых клиентов».

По сути, биржи являются теми же самыми маркетплейсами, только имеют, в отличие от них, значительно более развитую инфраструктуру, и — что немаловажно — серьезную правовую основу для работы. Скорее всего, с развитием маркетплейсов к ним отойдет основной пласт вторичного рынка, первичный же рынок останется за биржами. Мало того, следует упомянуть, что биржи все меньше и меньше интересует вторичный рынок — это не столь прибыльно.

Екатерина Белоус, PR-директор компании LINKPROFIT, комментирует проблему так: «Если говорить о маркетплейсе, который в потенциале может заменить биржи, то пока это экзотика и для нашего рынка, и для западного. У нас пионером в digital-banking является Tinkoff bank, они в марте выпустили мобильное приложение «Инвестиции». БКС запустил приложение «Мой брокер». Однако мы уверены в том, что это так и останется экзотикой. Все дело в низкой финансовой грамотности населения. Мобильное приложение предполагает массовое использование, а в нашей стране и пластиковые карты далеко не у всех горожан, не говоря уже о менее прогрессивных слоях населения. Всем понятно, что создание таких продуктов — это задел на будущее, но они в обозримой перспективе не смогут заменить биржи и реальных брокеров. Это и вопрос консалтинга, и вопрос доверия, и другие вопросы, которые мобильное приложение не закроет».

Автор: Роман Мамчиц

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья